Пятрас Ведерис-старший (1864 -1932)

В июле 1987 года, собирая по крупицам драгоценные материалы и свидетельства по истории пятидесятнического движения в Прибалтике, мы с женой приехали в Биржай. где познакомились с пастором пятидесятнической церкви Ионасом Ведерисом - достойным потомком и продолжателем дела основателя этой церкви Пятраса Ведериса-старшего. Церковь эта входила тогда в союз ВСЕХБ, как и многие другие пятидесятнические церкви в то время. За пару дней нашего общения брат Ионас рассказал нам много удивительных вещей о зарождении и служении этой церкви. Остались в памяти также наши совместные молитвы о новом пробуждении в Биржае. Ионас Ведерис молился горячо и ревностно, он просто глубоко и искренне страдал оттого, что его церковь не возрастала, и что люди в Биржае были очень равнодушны к Слову Божьему. У нас еще тогда сложилось впечатление, какая трудная почва для духовной работы в Литве, где люди себя считали верующими и номинально принадлежали к католической или реформатской церкви, не имея, впрочем, реальной живой связи даже с ними. Тем удивительнее выглядит благословенная история возникновения этой пятидесятнической церкви в 1912 году через служение и проповедь Пятраса Ведериса, о котором основательно и почтительно рассказывал нам брат Ионас, перебирая пожелтевшие страницы старых документов. Некоторые из них, как, например, подлинники писем Ивана Степановича Проханова к церкви в Биржае, великим чудом Божьим сохранились в церковном архиве даже после огненных валов двух мировых войн, прокатившихся через Литву, и представляют сегодня воистину великую историческую ценность.

Ионас Ведерис передал тогда эти документы нам на хранение. Благодарю Бога, что мы смогли их бережно сохранить в то переломное время нашей истории, а позднее, когда уже был создан Союз церквей христиан веры евангельской-пятидесятников Литвы, мы рассказали об этих материалах и документах руководству этого союза, которое также в полную меру осознавало ценность и значимость этого архива. В преддверии празднования 90-летия начала пятидесятнического движения в Литве я передал все эти материалы, фотографии, письма и документы руководителям Союза пятидесятников Литвы Римантасу Купстису и Иванасу Шкулису, под руководством которых и была издана книга об истории пятидесятнического движения в Литве, посвященная его 90-летию.

В значительной мере благодаря подробному рассказу Ионаса Ведериса, публикации Костаса Бурбулиса в издательстве «Рута» (Гамильтон, Канада), публикациям в журналах «Примиритель» и «Путешественник» за 20-ЗО-е годы, архивным документам и фотографиям, можно воссоздать основные 64 черты биографии брата Ведериса, а также историческую канву событий начала пятидесятнического движения в Литве.

Пятрас Ведерис родился в 1864 году на хуторе Падягесяй в Паневежеском i уезде, недалеко от Биржая, до которого было всего 12 километров. Ему еще * не было и пяти лет, когда умер его отец, который был малоземельным крестьянином. Мать с шестью малолетними детьми (Пятрас был вторым) вышла замуж за Юргиса Ведериса. Семья постепенно увеличилась - всего было одиннадцать детей. Жизнь была нелегкой, но, в целом, никто не жаловался, жили просто, как и многие другие трудовые семьи.116

В то время школа была только в Биржае, которую Пятрас, как и все его братья, закончил. Позже Пятрас приобрел профессию кузнеца. Будучи призванным в царскую армию, служил в течение семи лет, стал в армии мастером по ремонту оружия и даже выучил немецкий язык. Вернувшись из армии, какое-то время он жил в Лиепае и работал ремонтником на железной дороге. Видя его одаренность, его продвинули на руководящую должность. Будучи очень религиозным человеком, католиком по вероисповеданию, он регулярно посещал богослужения в католической церкви. Через какое-то время там же, в Лиепае, он познакомился с глубоко верующими людьми, которые, вероятнее всего, были баптистами. Их вероучение и образ жизни произвели определенное впечатление на Ведериса, но не настолько, чтобы он захотел к ним присоединиться.

В то время был издан царский закон, что все руководящие работники должны принадлежать только к православной вере. Если кто-либо не являлся православным, он становился перед выбором - либо принимать православие, либо оставить работу. Это остро задело и работников железной дороги, которая являлась стратегически важным государственным объектом. Возмутившись такой несправедливостью, Ведерис оставил работу на железной дороге и решил уехать в Америку. Вероятно, это было в 1891 году, когда ему уже исполнилось 27 лет. Поскольку он не был женат, подобное решение принять было не трудно.117

А вот сама дорога в Америку оказалась очень трудной. Когда он достиг Гамбурга, там начала распространяться эпидемия холеры. До истечения срока карантина никого из города не выпускали. Целых шесть месяцев пришлось ему прожить в закрытом доме. Только через окна можно было увидеть дома города с развевающимися черными флагами. Черные флаги на Доме означали, что в том доме есть покойник. Это был знак для санитаров, которые собирали трупы и хоронили их. Общественные похороны были запрещены.

Только через шесть месяцев карантин был снят и Ведерис мог продолжить свой путь. Наконец он приехал в Америку, растратив до копейки все свои сбережения, но в этой «стране счастья» его ожидали очень большие проблемы: не было ни работы, ни денег, ни хлеба. К большому счастью Пятраса Ведериса, один литовец, который приехал в Америку раньше, приютил его, дав ему кров над головой и еду, пока он найдет работу и начнет сам зарабатывать на жизнь.118

В конце концов, работа нашлась, жизнь постепенно нормализовалась. Заработки были совсем неплохие, материально Ведерис был довольно обеспечен, доволен и счастлив. И в этот период времени все чаще к нему стали приходить мысли о вечном и духовном. Вопросы духовной жизни не давали ему покоя. Вспоминалась мать, которая была очень религиозной, много молилась и, даже приезжая на базар, сидя на повозке, повторяла все время вслух молитву «Отче наш». Вспоминались его знакомые верующие в Лиепае, которые посеяли в его душе семена евангельской проповеди.

Пытаясь разрешить свои сомнения, найти ответ на волновавшие его вопросы, он подолгу беседовал с католическими священниками. Особенно его интересовал вопрос водного крещения. Он спрашивал у священников, как правильно понимать выражение в Библии, где сказано: кто поверит и будет крещен - спасен будет. Священники стандартно объясняли, что если родители верующие, то они крестят своих малолетних детей, ибо «от хорошего дерева и плоды хорошие происходят». Такое объяснение Ведериса не удовлетворяло, и священники, в конце концов, сказали ему, что по-другому они делать не могут, а если он с такой позицией католической церкви не согласен, то ему следует искать другую церковь.

Так Ведерис начал искать другую общину, в которой верующие принимают крещение сознательно, по своей личной вере. Найдя такую церковь, он открыто исповедал свою веру, принял Иисуса Христа своим Спасителем, крестился во имя Отца, Сына и Святого Духа. Так началась его новая жизнь, жизнь настоящего евангельского христианина. Позднее в этой пятидесятнической церкви он пережил крещение Духом Святым.

Какое-то время он с радостью жил и трудился в этой общине: имея музыкальный слух и хороший голос, пел в церковном хоре, проповедовал в церкви, принимал участие в работе воскресной школы, старался помочь в церковном служении, чем был способен помочь. Вскоре он стал явственно чувствовать призыв от Господа возвращаться на родину и принести святое Евангелие своим соотечественникам в Литву. Мысли Пятраса Ведериса все чаще стали возвращаться в Литву, в Биржай, к родным и близким. Ведомый этим призывом от Господа, он уволился с фабрики, где работал менеджером, и в мае 1911 года вернулся в Литву, с твердым намерением спасать грешников и приводить множество душ к познанию Господа Иисуса Христа.119 Он все еще не был женат и своей большой духовной семьей считал братьев и сестер в церкви, которая занимала такое важное место в его жизни.

Возвращение в Биржам После восемнадцати лет, прожитых в Америке, Литва, бывшая в тот период времени частью Российской империи, поразила Ведериса. Такой американской свободы вероисповедания, к которой уже привык Ведерис, здесь не было и в помине. Со стороны священников Ведерис встретил серьезное сопротивление его деятельности. Кроме того, и сами люди в Биржае мало интересовались проповедью Евангелия, тем более новым учением, которое им было неизвестно и непонятно. Целое лето, страдая и переживая, Пятрас Ведерис старался проповедовать Слово Божие, но никакого заметного успеха не было достигнуто. Разочарованный своей неудачей, ничего не добившись, он опять вернулся в Америку, где горестно рассказал своим друзьям о полном провале всей своей миссии.

Однако его друзья, имея мудрость от Господа, стали его молитвенно поддерживать и ободрять, напоминая ему, что работа служителя Евангелия похожа на работу мудрого земледельца, который должен хорошо подготовить почву и в нужное время посеять семя, в надежде христианской предавая остальное милости Божьей ко времени жатвы. Уразумев, что он, действительно, слишком опрометчиво настраивался на скорую жатву, Пятрас Ведерис стал сожалеть о своем поспешном возвращении в полном разочаровании. Его друзья по вере молились вместе с ним, чтобы Господь дал ему большое терпение, ожидая от Господа дождя раннего и позднего, терпеливо и верно работать до самой жатвы, которая придет во время, определенное Господом.

Постепенно созревал Пятрас Ведерис, чтобы снова вернуться на служение благовестия в Литву.

И вдруг совершенно неожиданно страшная ошеломляющая новость прозвучала по всему миру. Это было сообщение о гибели «Титаника», который, считаясь непотопляемым пароходом, погиб на пути из Англии в Америку в Атлантическом океане во время своего первого плавания, столкнувшись с айсбергом. Судно затонуло, с огромными усилиями удалось спасти только треть пассажиров. Около 1.400 человек погибли в холодных волнах океана в ту страшную трагическую апрельскую ночь 1912 года.

Шок воцарился по обе стороны океана. Некоторое время люди были настолько подавлены, что боялись пересекать океан на пароходах. Однако Для Пятраса Ведериса эта трагедия стала скорее напоминанием того, что точно так же в волнах океана греха погибают его соотечественники в Литве, нуждаясь в спасении своих душ.

Мужественно преодолевая страх, со смирением и покорностью вверившись в руки Божьи, он молитвенно вручил свою судьбу Божьей защите и его водительству, четвёртый раз переплывая Атлантику. Наконец, он благополучно добрался до Литвы и снова возобновил оставленную им духовную работу по благовестию Святого Евангелия.

Ведерису было уже 48 лет.

Вернувшись в Биржай, он стал посещать братьев, уже ранее знакомых, которые после молитв в церкви отдельно собирались своей группой для молитвы и изучения Слова Божьего. Но однажды в воскресенье, когда Ведерис пришел туда, где собиралась эта группа, он обнаружил, что двери закрыты. Оказалось, что закрыть двери приказал священник Якубенас, которому не понравилось, что среди его прихожан проповедуется учение, которое не согласуется с догматами реформатов. Пятрас Ведерис встал перед необходимостью создавать новую общину - еще неизвестную Биржаю общину христиан веры евангельской. Он также хорошо понимал, что сделать это будет сложно, ибо официальное духовенство всячески этому противилось, прилагая все усилия, чтобы эта духовная работа была прекращена. Однако Ведериса утешало Слово Божье, которое говорило: «Если Бог за нас, кто против нас?».

Ведерис стал проводил молитвенные собрания в деревнях у ближайших своих друзей, которые его понимали. Он также в полную меру осознавал, что обязательно нужно приобрести помещение для богослужений в городе, ибо собираться для молитв по воскресеньям в разных местах было неудобно. Наконец он приобрел дом в Биржае по адресу: ул. Тилто, 26 (по-русски эту улицу называли Мостовая, а впоследствии ее переименовали на Басанавичюс). Дом, стоимостью в 1.200 долларов США он приобрел за свои деньги, которые привез с собой из Америки. Однако до того момента, пока общество не было зарегистрировано, молитвенные служения проводить в городе не разрешалось. Поэтому они проводились, как раньше, в деревнях, где на это власти не обращали особенного внимания: в Саткупу, за 20 километров от Биржая, в Винкшнюняй, за 12 километров, Дрейвишкяй, за 15 километров, а также в Легайляй, Падягисяй, Венкимис и других деревнях. В том же 1912 году уже образовался устойчивый круг единомышленников и состоялось первое крещение.

Нужно было решать вопрос о регистрации общины. Это было достаточно трудным делом, ибо в Литве это была первая такая община. Ведерису пришлось ехать в Петербург, где он встретился с председателем Всероссийского союза евангельских христиан Иваном Степановичем Прохановым. Казалось, что это был единственный способ зарегистрировать церковь в Биржае - войти «под крышу» существующего легально союза церквей, в чем Проханов был готов помочь безоговорочно, ибо вероученческие различия принципиального значения в данном случае не имели.

По совету Проханова и при его деятельном содействии, в 1913 году церковь в Биржае под названием общины евангельских христиан была зарегистрирована как филиал Всероссийского союза евангельских христиан. В то время в церкви было около пятидесяти членов, большая часть из которых были выходцами из тех пробужденных групп, что ранее существовали параллельно с реформатской церковью.

В деле регистрации церкви решающую роль сыграл документ, который, чудом пережив лихолетье двух мировых войн, сохранился до нашего времени. Это был документ, который Ведерис привез из Петербурга. В нем говорилось:

Сим удостоверяется, что Литовская община евангельских христиан (Литва, Ковенской губ., п/о Биржай, Мостовая ул., М 26) принадлежит к Всероссийскому Союзу евангельских христиан и внесена в реестр Союза 3 июня 1912 года за Л? 647, что подписью и приложением печати удостоверяется.

Под этим документом стоят подписи председателя Всероссийского союза церквей евангельских христиан Проханова и секретаря союза Автономова.121

Таким образом была зарегистрирована пятидесятническая церковь в Биржае - первая пятидесятническая церковь в Российской империи.

Церковь в Биржае. В 1914 году началась первая мировая война, которая затронула, разумеется, и Биржай и саму Биржайскую общину. Некоторые братья были мобилизованы в действующую русскую армию. А проповедник Пятрас Ведерис был привлечен к суду по обвинению в сотрудничестве с немцами. Поводом для такого обвинения послужило то, что незадолго до войны Ведерис заказал в Германии десять Библий и двадцать пять Новых Заветов. Книги Священных Писаний благополучно дошли до Литвы в обычной посылке, которую Ведерис получил на почте. Несмотря на полную абсурдность такого обвинения, враги Евангелия представили дело так, что Ведерис имеет связи с Германией и является чуть ли не германским шпионом.

К счастью, Пятрас Ведерис, получив книги, не уничтожил сопровождающие документы и почтовую упаковку, которые ясно Доказывали, что посылка с духовной литературой легально прошла через таможню. Все это ему пришлось доказывать на суде. Судья оправдательный приговор, обвинение было снято.

Потерпев неудачу, враги Евангелия придумали другую вещь. Они через местные власти запретили собираться для молитвы в Биржае, утверждая, что якобы, зал и дом сам по себе не подходят для проведения собраний, ибо дом находится в аварийном состоянии. Пришлось обращаться к вышестоящим, властям, чтобы запрет местных властей был отменен. Пятрас Ведерцс пригласил из Паневежиса представителей вышестоящих инстанций, которые осмотрев дом, признали, что он находится в хорошем состоянии и пригоден для проведения богослужений. Через какое-то время начальник полиции потребовал метрикационные книги, желая их проверить. (В православной России запись актов гражданского состояния была делом церкви, поэтому евангельские церкви вынуждены были добиваться права вести свои собственные метрикационные книги, ибо православная и католическая церковь вела регистрацию только своих прихожан. Книги, о которых щет речь, вероятно, были привезены Ведерисом из Петербурга, где он их мог получить у Проханова). Хотя в этих книгах ничего еще не было написано и, стало быть, проверять было нечего, книги из полиции не вернули.

Несмотря на великое множество всевозможных придирок со стороны отдельных представителей государственной власти и религиозных властей богослужения в церкви не прекращались. Даже на тот период времени, когда временно закрывали якобы «аварийный» дом молитвы, верующие собирались по домам, а иногда проводили свои собрания в лесу. Господь благословлял верных чад своих, группа верующих продолжала возрастать.

Линия фронта приближалась к Биржаю. В середине лета 1915 годаБиржай был оккупирован немецкой армией. Ударами немцев русская армия была отброшена далеко в Латвию. Многие русские, спасаясь от оккупации, эвакуировались в глубину России, а вместе с ними уехали и некоторые литовцы, в том числе и какая-то часть евангельской церкви в Биржае. особенно из тех, которые проживали в окрестных деревнях: Легайляй, Дрейвишкяй, Медейкяй, Винкшнюняй, Луянай, Леячай. Оставшиеся братья и сестры во время немецкой оккупации могли свободно собираться на свои богослужения в личном доме Пятраса Ведериса в Биржае.

В период оккупации, который продолжался около трех лет, жизнь людей была очень сложной, не хватало многих первоочередных вещей и продуктов питания. Но для проповеди Евангелия это было благоприятное время. Люди нуждались в Боге и спасении своей души. Ввиду того, что все священнослужители евангелической реформатской церкви также были эвакуированы в Россию, простые верующие люди, собираясь на свои богослужения в церкви, иногда даже приглашали биржайских пятидесятников принять участие в их молитвенных собраниях и поделиться Словом Божиим.122

После окончания немецкой оккупации в 1918 году жизнь людей стала легче. Те верующие, которые были еще живы, приехали снова из России и вернулись в свои дома. Все эти перемещения не служили делу единомыслия единодушия, стали возникать веяния разногласий, пришло через латышские церкви дуновение в сторону эмиграции за границу. Две сестры, которые принадлежали Биржайской общине евангельских христиан - Зане Дагене и Элизабета Маците - в 1922 году уехали в Бразилию в том потоке, который имел место в соседней Латвии.123 Однако, несмотря на все эти неприятности, которые возникали в среде верующих, церковь в Биржае под руководством Пятраса Ведериса росла и укреплялась. В 1919 году присоединилось несколько молодых братьев, которые оказали в будущем серьезное влияние на общину в результате своего глубоко искреннего ревностного служения, в том числе Пятрас Ведерис-младший, племянник основателя церкви, которому суждено было стать следующим пастором общины, и его брат Ионас.

Молитвенные собрания в это время проходили в городе Биржай, хотя во время церковниых праздников их проводили и в деревнях, чаще всего в Шаткунай, Нецюнай, Винкшнюняй и т. д. Никто не препятствовал этому и даже не требовалось о собраниях сообщать местным властям.

Провозгласив независимость Литвы, правительство объявило, что все действующие церкви являются признанными и могут свободно продолжать свою деятельность. Необходимо было только в письменном виде указать название общины, место проведения богослужений и сообщить, кто руководит общиной. Однако затем требования к юридическому оформлению ужесточились. Вероятно, в плане юридического оформления община в Биржае запоздала, и в начале 1922 года по указу органа местного самоуправления города молитвенный дом и даже жилые комнаты Пятраса Ведериса были заняты. Там поселился военный комендант города или его заместитель. Разумеется, это вызвало протест общины, но местная власть не обращала на эти протесты и жалобы никакого внимания. Винить было некого - нужно было все документы снова приводить в надлежащий порядок.124

Некоторые сохранившиеся документы дают представление о той бюрократической волоките, с которой довелось столкнуться.

12 февраля 1922 года в ответ на запрос департамента по делам религий, который входил в состав Министерства внутренних дел Литовской республики, управляющий Биржайским уездом честно писал, что обязанности духовного наставника в «религиозной организации «Собрание Евангельских Христиан» исполняет «земледелец, не имеющий образования ксенза, Пятрас Ведерис из Биржайского уезда, деревни Падягесяй», что место «деятельности организации - Биржайско-Пасвалийский уезд» и что «до этого времени состоят в членах общества 64 человека». В этом письме также удостоверялось, что «дом молитвы находится в городе Биржай, на улице Тилто, № 26 и принадлежит гражданину Пятрасу Ведерису».125

Государственная машина поворачивалась очень медленно, никакого решения долго не принималось. Служения в окрестных деревнях без помех продолжались и далее, но в самом Биржае места для проведения собраний пока что не было.

Пятрас Ведерис снова решил обратиться к Ивану Проханову, который по-прежнему возглавлял Всероссийский союз евангельских христиан, чтобы он помог с юридическим оформление общины. К его большой радости, Биржайскую общину хорошо помнили в Петрограде, как теперь назывался Петербург. Вскоре из Петрограда пришел большой пакет с документами, которые, вероятно, были стандартным набором для регистрации церквей.

В пакете находилось и очень важное долгожданное удостоверение, без которого власти Литвы не хотели регистрировать Ведериса, как служителя церкви, ссылаясь на то, что у него не было духовного образования Удостоверение, выданное Прохановым, было очень кстати. Вот оно.

ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ Евангельских Христиан 3 июня 1922 г.

№ 671 Петроград, Конюшенная ул, д. № 6

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Дано гр. Петру П. Ведерису, что в качестве благовестника Всероссийского Союза евангельских христиан ему поручается наряду с устройством религиозных собраний, бесед и т. п. работа по духовному устроению и воспитанию общин с правом совершения крещения, хлебопреломления и бракосочетания с согласия местных общин.

Просим общины и всех братьев и сестер оказывать брату П. П-Ведерису прием и содействие, согласно Слова Божия, что и удостоверяется.

Настоящее удостоверение действительно в течение шести месяцев.

Председатель Проханов Секретарь Автономов126

В сопроводительном письме на имя Ведериса от 2 июня 1922 года говорилось:

Дорогой брат, Ваше письмо после долгого перерыва мы получили и очень радуемся, что Господь сохранил Вас и Вашу общину до сих пор.

Посылаем все документы для Вас необходимые. Теперь Вас зарегистрируют непременно.

Пишите нам почаще. Желаем, чтобы в Литве образовалось еще много евангельских общин.

Сердечный привет всем братьям и сестрам.

Ваш брат во Христе И. Проханов127

 

Кроме этого, в пакете находился еще один документ, названный (в духе времени!) мандатом. Этот документ за подписью Проханова и Автономова гласил следующее:

Постановлением Высшего Совета ВСЕХ гр. Петр П. Ведерис назначается Уполномоченным ВСЕХ в пределах Литовской Республики.

Согласно Постановления Совета Народных Комиссаров от 21 декабря 1920 г., экспертами при разборе дел об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям могут быть сведущие и заслужившие доверие представители религиозных убеждений.

На этом основании Высший Совет В. С. Е. Х. уполномочивает гр. Петра П. Ведериса давать экспертизы по делам отказывающихся от воинской повинности по религиозным убеждениям и велению совести.

В связи с этим, гр. П. П. Ведерису поручается:

1. Выступить от имени ВСЕХ в качестве заступника по делам лиц, религиозные убеждения которых известны ВСЕХ и, в случае нахождения лиц этих под стражей, брать их впредь до решения дел на поруки под свою личную ответственность.

2. Обращаться от имени ВСЕХ в государственные и иные учреждения за справками и с разного рода ходатайствами и запросами.

3. Предпринимать вообще все, что окажется необходимым по всем делам, касающимся ВСЕХ, а также лиц, принимаемых Союзом под свою защиту.

ВСЕХ просит все государственные и иные учреждения, к которым гц Петр П. Ведерис будет обращаться по вышеуказанным делам, оказащ ему полное доверие и всемерное содействие.128

Эти внушительные документы были очень кстати, но долго еще вопрос никак не решался, и Биржайская община продолжала молитвенно обращаться к Господу и ходатайствовала о регистрации общины. Иван Степанович Проханов, наблюдавший за развитием событий, своими письмами ободрял общину не унывать. 22 июля 1922 года он писал:

Ваше письмо от 1 Июля я получил. Очень скорблю по поводу переживаемых вами испытаний. Но не падайте духом. Надейтесь на Господа, хлопочите и Он устроит все. Нам за труды не нужно ничего.

Мы живем духовно хорошо, слава Богу, телесно плоховато. Много недостатков.

Билет в 100 марок получил.

Пишите нам почаще как дело Божие у вас и молитесь за нас.

Сердечный привет всем братьям и сестрам.

Ваш брат во Христе, И. Проханов129

После многих переживаний и волнений, поездок в Каунас и обращений в местные инстанции государственной власти, когда все формальные дела в отношении регистрации были улажены, 13 сентября 1923 года община была зарегистрирована заново под названием Содружество Биржайских евангельских христиан. 26 сентября 1923 года управляющий уездом, наконец, выдал свидетельство № 5656, в котором говорилось:

Настоящим документом свидетельствую, что Содружеству Евангельских Христиан, как религиозной организации, разрешается проводить собрание по религиозным нуждам в г. Биржае, по улице Тилто, 19, или в других местах Биржайского уезда, под руководством Пятраса Ведериса.130

После этого община снова получила свой молитвенный дом, и могла беспрепятственно свободно собираться и благодарить Бога за его милости. В самом порядке проведения богослужений в общине ничего не изменилось, но, в соответствии с Уставом содружества, нужно было переизбирать руководящий орган (руководителя, кассира, ревизионную комиссию, и др) каждый год в месяце апреле. В 1923 году число членов общины достигало 70 человек.

Иван Проханов радостно отозвался из Петрограда, узнав, что, наконец, вопрос регистрации в Биржае благополучно решился. Он писал следующее:

Дорогие братья, очень рады, что Господь помог Вам пережить все трудности и достичь намеченной цели. Важно также, что вы сохраняете чистоту евангельской веры.

Мы будем очень рады, если вы будете уведомлять нас время от времени о деле Божием.

У нас дело Божие идет вперед. Число общин возрастает, дело Божие распространяется. Молитесь за нас, а мы за вас.

Сердечный привет всем братьям и сестрам.

Ваш брат во Христе И. Проханов 131

Среди архивных материалов, которые в свое время передал мне Ионас Ведерис, нашел я также драгоценный документ, который в значительной мере дает представление о вероучении и практике церковной деятельности этой общины - Устав церкви.

 

Устав Содружества евангельских христиан Биржайско-Пасвальского уезда Во что верят члены Содружества?

1.    Мы верим в единого Бога, в Его Сына Иисуса Христа и Святого Духа.

2.    Мы верим, что учение Иисуса Христа проповедуют евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

3.    Мы верим в исповедание общей Апостольской христианской веры.

Что Содружество признаёт?

4.    Содружество христиан веры евангельской признаёт день воскресения Иисуса Христа, как день отдыха и другие праздники в году.

5. Содружество христиан признаёт Новый и Старый Завет и Откровение.

6.    Обряд венчания признаём в согласии с Новым Заветом и учением Иисуса Христа и Апостолов Евангелия.

Цель Содружества

7.    Имея в виду, что человек, живя на этой земле, заботится только о своей материальной жизни, заботится, чтобы его жизнь была весёлой, в Развлечениях, а не заботится о своей загробной жизни, не заботится жить так, как указал Христос - Содружество христиан Биржайско-Пасвальской округ, берёт на себя заботу, чтобы его члены жили по-христиански, это значит “ жили безбоязненно, праведно, держась исповедания Евангелия ь христианско-апостольской веры.

Территория деятельности Содружества

8. Территория деятельности Содружества только Биржайско. Пасвальский уезд.

9.    По необходимости, Содружество через своё руководство основывает отделы и в других местах Б.-П. уезда, уведомляя об этом местную милицию.

Члены Содружества

10.  Членом содружества может стать каждый полноправный гражданин Литвы, возрастом не младше 17 лет.

11. В члены Содружества принимаются только те личности, которые признают исповедание веры Содружества и обещают придерживаться Устава Содружества, и принять которых соглашается большинство участвующих на всеобщем годовом собрании членов Содружества, голосуя тайным голосованием.

12. Родившиеся дети членов Содружества вписываются в него и обучаются Евангельскому учению Иисуса Христа. При исполнении 17 лет они по своему свободному выбору могут войти в члены Содружества, приняв Святое крещение по Евангелию от Марка 16 гл. 15-16 стихи.

13. Члены Содружества отдают в казну Содружества годовую плату в размере 10 процентов и, кроме того, по своему добровольному желанию, могут приносить подарки и жертвы на религиозные нужды.

14. Член, который не придерживается Устава Содружества, вычёркивается из членов, если на годовом членском собрании Содружества, тайным голосованием принимается такое решение.

Органы Содружества

15.  Наиглавнейшим органом Содружества являются общие членские собрания.

16.  Исполнительным органом Содружества является его Правление.

Собрания

17 Для решения дел Содружества собираются всеобщие членскиет собрания раз в год, в первую неделю июня.

18. Всеобщее годовое членское собрание Содружества является законным, если в нём принимало участие 2/3 всех членов.

1. Примечание: Если не состоялось первое всеобщее годовое членское собрание, не позже, как через неделю, созывается второе всеобщее собрание, которое является состоявшимся, невзирая на число присутствующих членов.

2. Примечание: Во всеобщем собрании гости участвовать не могут.

19. Все вопросы на собраниях решаются простым, открытым голосованием по большинству голосов, но, по требованию хотя бы одного члена, голосование должно быть тайным.

20.  При голосовании мужчины и женщины имеют равные права.

21.  Члены Содружества имеют право для служения выбирать любой день, в дневное время, председатель Содружества назначает час собрания.

22.  Изменить Устав имеет право только 2/3 членов Содружества, голосуя тайным голосованием, из числа собравшихся на годовое членское собрание.

Правление

23.  Всеобщее членское собрание Содружества выбирает из своей среды, тайным голосованием, на один год Правление, состоящее из 5 старост, секретаря, кассира и председателя, а также заместителей и кандидатов: секретаря, кассира и председателя.

24. Правление Содружества ведёт такие книги: 1) книги расходов и доходов, 2) книги регистрации членов, 3) книги протоколов годовых членских собраний. Правление выполняет также всю работу, возложенную на него собранием.

25. Старосты, кассир и секретарь за выполнение своих обязанностей не получают никакой платы, также и их заместители, только председателю платиться за это зарплата.

1. Примечание: Всеобщее членское собрание устанавливает размеры зарплаты председателю.

2. Примечание: Зарплата председателю выплачивается из казны Содружества.

26.  По окончании месяца председатель, старосты, кассир и секретарь собираются и делают баланс расходов и доходов за прошедший месяц, который записывают в книги.

27.  Правление предоставляет на каждом годовом членском собрании отчёт о своей деятельности.

28. Примечание: В отчёте должен указываться доход за месяц пожертвованиями и подарками, каков расход и на какие дела.

29.  Члены Правления, не выполняющие свои обязанности, могут быть отстранены Правлением, и их места занимают кандидаты.

30.  Примечание: Отстранённые члены Правления должны предоставит^ отчёт о своей деятельности Правлению и Ревизионной Комиссии.

Ревизионная Комиссия

31.  Для контроля за деятельностью Содружества, члены из своей среды, тайным голосованием, избирают Ревизионную Комиссию из трёх членов и одного кандидата.

32. Ревизионная Комиссия наблюдает за имуществом Содружества контролирует бухгалтерские книги, наблюдает за всей деятельностью Содружества.

33.  Ревизия проводится по усмотрению Ревизионной Комиссии или по требованию 1/5 всех членов Содружества.

34.  За три дня до начала ревизии, Ревизионная Комиссия должна об этом сообщить Правлению.

35.  Ревизионная Комиссия результаты ревизии сообщает на всеобщем членском собрании.

36. Правление Содружества и Ревизионная Комиссия имеют право созвать внеочередное всеобщее членское собрание Содружества.

Имущество Содружества

37.  Имущество Содружества состоит из пожертвований и подарков, движимого и недвижимого имущества.

38.  Содружество принимает пожертвования, как деньгами, так и другим имуществом.

39.  Для своих нужд Содружество имеет право приобрести недвижимое имущество.

40.  Содружество имеет собственный Дом Молитвы, величиной 8,52 х 12,78 м, в один этаж и земельную площадь размером 14,91 х 53,25м, в Биржае на ул. Тилто, 19.

Ликвидация Содружества

41.  Содружество может быть ликвидировано только при желании не меньше как 2/3 членов Содружества, участвующих во всеобщем годовом членском собрании.

42.  При ликвидации Содружества, его имущество, при согласии 2/3 присутствующих на всеобщем членском собрании, пропорционально делится между нуждающимися членами Содружества Евангельских христиан.132

Как говорят регистрационные документы, членами Правления в церкви были избраны: руководитель - Пятрас Ведерис, его заместитель - Пятрас Нактинис, секретарь - Томас Крегжде, кассир - Ольга Ведерите, члены руководства - Ионас Ведерис, Крисюс Тречекас, Екубас Кулбис, Юргис Пунис, Ольга Ведерите, Она Подкавкайте и Екубас Вилимас; кандидаты в члены руководства: Элизабета Нактинене, Пятрас Жюорис и Зане Цирулайте; ревизионная комиссии: Пятрас Ведерис, Юргис и Ионас Тречекасы и Екубас Кулбис.133

Удалось найти в пятидесятническом журнале «Путешественник», который издавал в Нью-Йорке преемник И. Е. Воронаева Демьян Алексеевич Матысюк, интересную публикацию за ноябрь 1924 года, где упоминается Биржай. В заметке говорится:

Петр Ведерис сообщает, что Господь чудно работает в Литве, призывает людей к истине, спасает, крестит Святым Духом, как написано в Деян. 2:4. И, хотя католические и лютеранские священники сильно противятся истине и жалеют за своими овечками, но Господь чудно пребывает с нами и дает победу во Христе Иисусе. Молитесь о Литве и о литовском народе в Америке.134

В скобках нужно отметить, что община в Биржае имела устойчивую связь со всемирным пятидесятническим движением. Одним из многочисленных свидетельств этому является тот факт, что община регулярно поддерживала переписку и связь в редакцией журнала «Путешественник». Например, в 1927 году Петр Луорих писал в Нью-Йорк следующее:

Мое сердце радуется и славит Господа за журнал «Путешественник», каждый номер которого приносит новые новости и этим даёт новые оживления и подкрепления нашим жаждущим душам…135

Видимо, при регистрации и оформлении документов община не предусмотрела всех необходимых юридических моментов. Полученный документ давал право деятельности безо всяких ограничений только в Биржайском уезде. Когда же община начала распространять свою деятельность на другие уезды, начались снова трудности и проблемы. Через какое-то время появились прихожане и в других местах Литвы. Они также хотели, чтобы у них была возможность свободно собираться на свои богослужения и славить Господа. Не было другого выхода, как заняться изменением восьмого параграфа в Уставе, чтобы привести его к такому содержанию: «Район деятельности общины - Литовская Республика, Центр деятельности - Биржай». А в названии общества тоже происходит важное изменение - вместо слова Биржайское общество теперь используется слово Литовское.136 Приведя в порядок все необходимые документы и выполнив все формальности, 3 декабря 1931 года община получила юридическое право работать по всей Литве. Теперь полем деятельности стала вся страна, но очень не хватало духовных работников. Несмотря на этот недостаток, все же два отделения церкви были официально зарегистрированы 2 марта 1932 года в других уездах Литвы: в Росиняйском уезде и в Ионишкяйском. Одно отделение было в Варгенишкяй, второе - в Жагаряй. Ответственным за работу центра был Пятрас Юргис Ведерис, племянник Пятраса Ведериса, или, как его называли в Литве, Пятрас Ведерис-младший.137

В Уставе церкви при регистрации также ничего не было сказано по поводу метрикации (записи актов гражданского состояния). В то время в Литве государственных ЗАГСов еще не было, действовала только церковная метрикация. И здесь возникло также множество недоразумений и трудностей. Получалось так, что юридически члены Содружества не имели права рождаться, жениться или выходить замуж и даже не имели права умирать.

На запрос церкви в департамент внутренних дел с просьбой выдать метрикационные книги, государственная машина снова закрутилась на редкость неторопливо.

Уже 27 ноября 1923 года директор департамента послал письмо управляющему Биржайско-Пасвалийским уездом, в котором просил его, «прилагая копию заявления Содружества, сообщить, имеет ли право Содружество, согласно своим правилам, вести метрикационные книги».138 Сомнение у департамента вызывало то обстоятельство, что Биржайская община была зарегистрирована не как церковь, а как общественная организация. В ответном письме управляющий уездом резонно замечал, что община зарегистрирована в качестве общественной организации точно так же, как «в Каунасе зарегистрировано Содружество литовских евангельских реформатов.139

Подобная переписка тянулась годами, а дело с места не сдвигалось.

В конце концов, 25 февраля 1930 года управляющим уездом написал в Каунас, бывший тогда столицей Литвы, письмо следующего содержания:

Вместе с этим, имею честь приложить прошение Содружества евангельских христиан привести в порядок их вопрос регистрации и дать им возможность вести метрикациониые книги. Используя такую возможность, считаю важным дать некоторую информацию об этой религиозной организации.

Во-первых, деятельность СЕХ придерживается правил, которые зарегистрированы в реестре общественных организаций управляющего Биржяйским уездом в 1923 году в сентябре месяце 13-го числа, под JV» 160, согласно общему порядку регистрации общественных организаций. Это содружество имеет в Бирзкяе свой молитвенный дом, в котором они проводят служения: каждый день утром и вечером и в выходные дни с 10 до 14 часов. Во время служений более всего поются псалмы. Основание веры - Христос и учение Его апостолов. Каждый верующий до четырех раз в год исповедуется. Исповедь значительна: духовник напоминает верующим о грехах, затем совершается покаяние и причастие хлебом и вином.

Рожденного ребенка верующие приносят в дом молитвы для обряда благословения, и с того времени он получает имя, которое избирают ребенку родители. Обряд крещения совершается только для взрослых, т. е. тогда, когда крещаемый понимает Евангелие и заявляет о своем желании придерживаться этой веры. Похороны верующих совершаются в согласии с теми же самыми обычаями под пение псалмов. Евангельские христиане имеют свое собственное кладбище в усадьбе Провеяй, примерно в 7 километрах от Биржая.

В общем, вера является христианской, люди проповедуют любовь Христа и ведут на путь христианской правды. Практически все верующие этой религии являются большими фанатиками.

Уничтожить эту организацию нежелательно, т. к. будет немалое противление со стороны ее членов, и все они почувствуют себя мучениками.

По моему мнению, нужно найти способ узаконить эту религиозную организацию.

Приложение: прошение Петербургских евангельских христиан №510, протокол №20 и списки членов этой организации140

Прошло еще полгода ожидания. 18 августа 1930 г. на очередное прошение Биржайской церкви управляющий уездом снова отреагировал положительно, дав свою характеристику в Министерство просвещения, в которой сообщал, что «Пятрас Ведерис - человек умеющий писать, честный и способный, поэтому он вполне подходит для того, чтобы вести метрикацию».141

После многих хлопот все было приведено в порядок, и 25 августа 1930 года было решено метрикационные книги выдать. Дело было решено в пользу общины в значительной мере благодаря инженеру Шакенасу, который по этому вопросу вынужден был даже дойти до министерства просвещения.142 Но только 11 апреля 1931 года сами метрикационные книги в количестве шести экземпляров были, наконец, выданы Биржайской церкви.143 Эта беспримерная бюрократическая эпопея длилась 8 лет.

Не очень много известно, к сожалению, про первых активных тружеников этого движения, которые были большими помощниками Пятраса Ведериса. Одним из них был Крисюс Слекис из деревни Саткунай, портной по профессии. Несмотря на свое слабое здоровье, он имел очень сильный голос и был прекрасным певцом. В то время верующие пели, в основном, гимны из песенника реформатов, который назывался «Канциноло». Крисюс не только сам хорошо пел, но и учил этому других и руководил пением в церкви. Он также был достаточно хорошо начитан, особенно в сфере духовной жизни. Его глубокие проповеди были понятны и доступны, люди в церкви любили его слушать. К сожалению, он умер в очень молодом возрасте, когда ему было примерно 25 лет.144

Пятрас Варякоюс из деревни Ёзелишскай был известен как опытный садовник и цветовод. Но что было еще более важным, он был хорошо знаком с Библией, а также знал несколько языков. С ним не смели вступать в богословские диспуты даже священники, имевшие теологическое образование. В пятидесятническом движении он был хорошим проповедником. Во время немецкой оккупации, когда можно было передвигаться только по своему уезду, Варякоюс жил в Паневежисе, и проводил служения у себя дома. В Биржай всё это время он не мог приезжать из-за упомянутых запретов, но для дела Божьего это пошло на пользу в том смысле, что Евангелие постоянно проповедовалось и духовная работа велась в Паневежисе. Там он и умер в 1953 году в почтенном возрасте, дожив, по милости Божьей, до 85 лет.145

Пятрас Шимукенас (Шимас) был фермером из деревни Винкшнюняй. Юность свою он прожил в Севастополе, и, возможно, в других городах России. Вероятнее всего, именно там он познакомился с верующими людьми, и, вернувшись в свою родную деревню, искал людей, для которых интересы духовные были гораздо важнее плотских интересов. Он присоединился к пробуждённым реформатам, которые собирались отдельно после окончания официальной церковной службы для молитв и изучения Слова Божия. Когда Пятрас Ведерис начал свою проповедническую деятельность, он присоединился к этой новой общине и принимал самое деятельное участие в ее служении. Его проповеди были короткими и содержательными, верующие любили их слушать с большим удовольствием. Он трагически погиб в собственном доме во время сражения в августе 1944 года. Было ему в то время 80 лет. Похоронили его на кладбище родной деревни.14б Некоторые сведения сохранились также еще про одного ревностного и благословенного работника этого движения с центром в Биржае - Томаса Крегжде. От своей юности этот крестьянин из деревни Медейкай избрал лучше страдать с Божьими людьми, нежели иметь греховные радости этого мира. В свои двадцать лет, познав Господа, вместе с другими старшими братьями, он начал активно проповедовать Евангелие в своей деревне и в соседних селениях. Во время первой мировой войны он переехал Россию, но, вернувшись, снова включился в евангелизационную работу и многое сделал для упорядочения церковной жизни, церковной регистрации и отношений с властями. Как ревностный христианин и прилежный член церкви он много уделил времени и энергии при организации Содружества евангельских христиан, активно участвуя в обсуждении всех вопросов и юридических тонкостей регистрации этого общества. И не случайно его избрали секретарем церкви. Это служение он совершал до марта 1931 года, затем передал его Пятрасу Жюорису.

Благословенный проповедник Томас Крегжде был терпеливым воином Христа. И если кто-то его бранил и злословил, он всегда отвечал дружелюбно и миролюбиво, если кто-то насмехался над ним, в его устах всегда звучало ответное слово благословения. Много горя пережил он на своем веку, но, будучи глубоко верующим, всегда был радостным и довольным. Он дожил до почтенного возраста, умер, имея от рождения 71 год в своей родной деревне, похоронен на кладбище деревни Пяланишкяй.147

Остались в памяти верующих как святые мужи Божьи и благословенные христиане, источавшие благоухание Царства Божьего, которое жило в их сердцах, такие проповедники как Крисюс Тречекас, Пятрас Нактинис, Ионас и Екубас Вилимай и другие. Сегодня невозможно назвать всех активных тружеников этого движения, которые стали большим благословением Божиим для духовной жизни на севере Литвы, но имена их записаны в книге жизни у Господа Бога. И добрый след оставили они на земле, проповедуя святое Евангелие и спасая грешные души. По словам апостола Павла, «печатью их апостольства» были спасенные души. И это была для них великая награда от Господа за их служение и верность.

Число членов медленно, но постоянно возрастало с каждым годом. В 1925 г. членов было около 90 человек, к 1930 году - около НО человек, а в 1932 году в церкви было 120 членов. Они с радостью говорили, что теперь их число достигло количества душ в горнице Пятидесятницы, как об этом повествует книга Деяний Святых апостолов.148

В том же 1932 году был издан сборник песен на литовском языке под названием «Келейво гесмиу» («Песни странника»). К тому времени в церкви уже был прекрасный хор под управлением регента Ромульдаса Подкавка, песни теперь пели не только из старого реформатского сборника «Канциноло», но и из своего собственного. Все трудности, которые до этого вызывали много огорчений, страданий и неудобств, были побеждены.

Итак, через 20 лет интенсивного служения Словом пастора Пятраса Ведериса плоды его работы были довольно значительные. У него были все основания смотреть на будущее с радостью и благодарить Бога за всестороннюю его поддержку.

Внезапно в октябре 1932 года у него случился приступ аппендицита. После восьми дней его тяжелой болезни, утром в воскресение до начала богослужения пришли его посетить братья и сестры из церкви, которые были, по сути дела, его земной семьей. (Он так и не женился, посвятив себя полностью на служение Господу и церкви). Видя угасающее состояние его здоровья, у него спросили, не нужно ли, чтобы кто-то остался рядом с ним на это время. «Нет, - ответил старый пастор, - идите в церковь, идите служить Господу!» Это были его последние слова, ставшие памятным наставлением для тех людей, которым Господь дал возможность ещё жить на этой земле, чтобы служить Господу и продолжать святое дело Евангелия, которому посвятил себя их старый пастор.

В тот же прекрасный осенний воскресный день, когда служение в церкви только -только закончилось, он спокойно закрыл глаза и ушел в небесные обители, куда призвал его Господь. Пятрас Ведерис глубоко верил, что живет в последнее время, он ожидал скорого возвращения Иисуса, готовился к встрече с ним.

Иисус встретил его в вечности.149

Пастор Ведерис был похоронен на кладбище деревни Легайляй. Он немного не дожил до своих 68 лет. Пришло время умирать. Другие люди дошли служить Господу.

А пастором церкви стал его племянник, тоже Пятрас Ведерис, который к тому времени закончил Библейскую школу в Данциге под руководством Густава Шмидта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: