Региональные международные организации (общая характеристика)

Устав ООН (ст. 52) допускает существование «региональ­ных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопас­ности, которые являются подходящими для региональных дей­ствий», оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мир­ное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право исполь­зовать такие организации для принудительных действий под его руководством.

Региональный статус имеют также отдельные общеполи­тические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположен­ных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации региональной необходимо:

1) пространственное единство государств-членов, их раз­мещение в пределах более или менее целостного региона;

2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.

Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского един­ства, Организация американских государств.

Европейский Союз. Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообще­ства 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоя­тельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Ев­ропейскими сообществами.

В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной по­литики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990 г. урегу­лировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран - членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.

Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сооб­ществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданст­во ЕС.

Первоначальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люк­сембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Швеция, Австрия и Финляндия. Сегодня в ЕС входят 15 государств.

Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:

внутреннее право Союза как международной организации;

право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деятельности государств Союза.

Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европей­ская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.

Совет Европы. Совет Европы создан после Второй мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 государств, в том числе и Россия.

Цели Совета Европы:

обеспечение более тесных связей между государствами Европы;

содействие превращению Европы в демократическое простран­ство;

защита прав человека;

координация деятельности Совета с другими европейскими госу­дарствами.

Государство, желающее вступить в Совет Европы, должно соот­ветствовать следующим условиям:

правовое устройство и институты должны соответствовать прин­ципам демократии;

народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.

Учитываются также гарантии осуществления свободы выраже­ния мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, и - обязательное условие — подписание Ев­ропейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Органами Совета являются - Комитет министров, Консульта­тивная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат.

Местопребывание Совета - г. Страсбург (Франция).

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Реше­нием Будапештского совещания 1994 г. Совещание было преобразо­вано в организацию.

Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 евро­пейских государств, США и Канады. Этот документ содержал про­грамму сотрудничества в области разрядки процесса напряжен­ности.

Положения Заключительного акта были развиты и дополнены Стокгольмским итоговым документом 1986 г., Венским итоговым документом 1989 г., Документом Копенгагенского совещания 1990 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г., Пражским докумен­том о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г., Документом Московского совещания 1993 г. и др.

Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учре­дительного документа международных организаций - устава.

Целями ОБСЕ объявлены:

обеспечение мира и безопасности в Европе;

поддержание разрядки международной напряженности;

обеспечение соблюдения прав человека;

соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.

Структура ОБСЕ довольно сложна. Главными органами ОБСЕ являются: Совещание глав государств и правительств, Контрольные конференции, Совет министров иностранных дел, Комитет высших должностных лиц, Верховный комитет по делам национальных меньшинств, Бюро по демократическим институтам и правам человека, Секретариат ОБСЕ, Парламентская ассамблея, Арбитражный и ми­ровой суд ОБСЕ, Мировая комиссия ОБСЕ по мирному урегулиро­вания споров и др.

Североатлантический союз (НАТО)

Противоречивыми, с позиций регионального регулирова­ния, являются черты Организации Североатлантического дого­вора (НАТО). Сформированный в 1949 г. военно-политический блок объединил как государства Северной Америки (США, Ка­нада), так и Западной Европы (Великобритания, Франция, Нор­вегия и др., позднее - ФРГ, Испания); а затем и Юго-Восточ­ной Европы. (Греция, а также Турция, большая часть террито­рии которой находится в Азии). Применительно к первоначаль­но намеченному региональному принципу обеспечения безопас­ности в Североатлантическом регионе следует отметить, что в последующем он был официально расширен за счет района Средиземного моря, а фактически стал охватывать и другие государства Европы (например, территорию бывшей Югосла­вии) и район Ближнего Востока. Такие действия - и прежде всего выходящие за рамки мандата Совета Безопасности ООН военные операции НАТО с односторонней направленностью - противоречат принципам регионализма.

Российская Федерация, возражая против планов расшире­ния НАТО за счет включения стран Восточной Европы (на пер­вой стадии - Польши, Чехии и Венгрии), а также стран Бал­тии, не отвергает возможности координации взаимных отноше­ний в интересах поддержания мира и стабильности в Европе.

Позитивную роль в обеспечении координации стран - чле­нов НАТО и не входящих в этот блок государств могут сыграть Совет Евроатлантического партнерства и совместная програм­ма «Партнерство во имя мира».

26 мая 1997 г. в Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантическо­го договора, определяющий механизм консультаций, а также совместного принятия решений и совместных действий. Создан Совместный постоянный совет Россия - НАТО.

Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием и перспек­тивами ОБСЕ. С позиций международного права недопустимы как противопоставление этих объединений, так и особенно по­пытки обеспечить НАТО доминирующую роль со ссылками на многолетние традиции и большую эффективность. Имея в виду, что основа ОБСЕ - это все без исключения государства Евро­пы и что в документах ОБСЕ определены четкие ориентиры его общеевропейской деятельности, целесообразна активизация ОБСЕ как главного межгосударственного механизма безопасно­сти и сотрудничества в Европе с одновременными усилиями по совершенствованию НАТО как инструмента содействия ОБСЕ.

При штаб-квартире НАТО в Брюсселе аккредитировано Представительство Российской Федерации. Учреждена Меж­ведомственная комиссия РФ по взаимодействию с НАТО и вы­полнению Основополагающего акта.

 Международные конференции

Международная конференция - это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения.

Как правовой институт международные конференции имеют много общего с международными организациями: они представляют собой собрание представителей государств; для обеспечения дея­тельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, ко­миссии); эти органы действуют на основе правил, установленных государствами-участниками конференции. Основное отличие кон­ференций от международных организаций заключается в том, что конференции - это временные органы.

Различают конференции, созываемые в рамках международных организаций, и конференции, созываемые вне международных организаций; универсальные и региональные конференции; конферен­ции с участием высших руководителей государств и конференции министров иностранных дел, послов и т.д.

Право международных конференций не кодифицировано. Источниками этого института являются обычные нормы и акты международных организаций.

Конференции созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут участвовать наблюдатели (без права решающего голоса).

Порядок работы конференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференции или органами созывающей международной организации.

На конференции обычно создаются следующие комитеты: по проверке полномочий; по обеспечению работы конференции; по обсуждаемым проблемам; редакционный комитет по подготовке реше­ния и др.

Решения конференции могут приниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация имеет на конференции один голос.

Акты конференции могут содержать тексты международных договоров, разработанных на конференции, или являться самостоятельными источниками международного права.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие и содержание права международных организаций.

2. Классификация международных организаций.

3. Структура ООН, компетенция главных органов.

4. Специализированные учреждения ООН.

5. Международные региональные организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: