Понятие, виды и основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью

Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные преступления (деликты).

Международные преступления - это деяние, нарушающие столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид. Международные преступления совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством; посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка; несут международную политическую и материальную ответственность государства как субъекта МП и персональную уголовную ответственность руководители, высшие должностные лица, исполнители преступной политики. Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях национальной юрисдикции.

Преступление международного характера - это деяние физического лица посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц. К преступлениям международного характера относятся: посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

Преступления международного характера: затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и /или граждан; совершаются отдельными физическими лицами вне связи с политикой государства; влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; не выполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 года); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международно-правовых обязательств и т.д. Международные деликты, таким образом: не носят характера преступлений и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера; могут совершаться любыми субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм; влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

В процессе сотрудничества государств в борьбе с преступностью сложилась отрасль международного публичного права – «международное уголовное право».

Сам термин «международное уголовное право» появился на стыке XIX и XX вв. для обозначения юридических норм относительно взаимопомощи государств при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения. И связана такая правовая регламентация главным образом с развитием международного общения лиц, совершающих преступления, и с появлением деяний, затрагивающих интересы нескольких государств (работорговля, фальшивомонетничество, торговля наркотиками и т.д.).

После второй мировой войны в связи с разоблачением и наказанием лиц, совершивших военные преступления, преступления против мира и человечества, получило распространение использование понятия «международное уголовное право» применительно к нормам таких противоправных деяний.

В настоящее время ведущие юристы склонны говорить о новой отрасли международного публичного права «права международного сотрудничества в борьбе с преступностью», которое охватывает преступления международного характера и общеуголовные преступления с иностранным элементом.

Распад СССР привел не только к росту международной преступности, но и к необходимости сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья в борьбе с преступностью. Работники правоохранительных и других органов впервые в таких масштабах столкнулись с малоизвестными для них вопросами оказания правовой помощи в уголовных делах, выдаче преступников, которым в условиях беззакония нередко удается уйти от ответственности, а также с разночтением уголовных и уголовно-процессуальных законов различных государств и т.п.

Понятие «международное сотрудничество в борьбе с преступностью» включает:

1. Согласование теоретических и практических вопросов квалификации международных правонарушений;

2. Координация мер по предотвращению и пресечению международных уголовных преступлений

3. Установление государствами своей юрисдикции над отдельными преступлениями и преступниками, обеспечение неотвратимости наказания;

4. Оказание правовой помощи в гражданских и уголовных делах.

Следует иметь ввиду, что международное сотрудничество в рассматриваемой области должно осуществляться при соблюдении государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств и др. основных принципов международного права.

В качестве специальных аспектов сотрудничества мы можем выделить следующие аспекты:

- неотвратимость ответственности за совершенные международных уголовных преступлений.

- гуманизм в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного преступника и потерпевших;

- защита государством прав своих граждан за рубежом;

- неоказание правовой помощи по делам о политических преступлениях и др.

Исходя, из сложившейся теории и практики международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, мы можем выделить следующие формы сотрудничества:

- профилактика и пресечение преступлений, в отношении которых заключены специальные соглашения между государства ми;

- передача лиц осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве их гражданства или постоянного места жительства;

- передача органам другого государства надзора за условно освобожденными правонарушителями;

- выдача преступников другому государству или международному органу для уголовного преследования;

- защита прав и свобод граждан данного государства при осуществлении правосудия в другой стране;

- совместное изучение причин и др. проблем преступности, а также обмен опытом работы полицейских и др. органов;

- подготовка кадров предоставление экспертных услуг, поставка специальных научно-технических средств и оказание материально-технической помощи другим государствам;

- обмен оперативной, правовой и другой информацией по интересующим вопросам.

Выделяют два вида сотрудничеств государств в борьбе с международной преступностью:

1. Договорно-правовой или конвенционный механизм, который реализуется путем заключения специальных соглашений.

2. Институционный механизм реализуемый в рамках международных организаций. Характеризуя договорно-правовой или конвенционный механизм мы должны иметь ввиду, что это прежде всего комплекс межгосударственных соглашений, составляющих в своей совокупности международное уголовное законодательство. В его состав можно включить следующее:

- универсальные многосторонние договоры, регламентирующие отдельные отрасли или институты международного права, в которых содержатся и нормы ответственности за международные правонарушения. Примером может служить конвенция ООН по морскому праву 1982 г., где подробно изложены обязанности и права государств по борьбе с перевозкой рабов, морским разбоем, незаконными операциями с наркотическими и психотропными веществами, незаконным радио и телевещанием из открытого моря. Сюда же можно отнести Устав международного военного трибунала 1945г. и Конвенцию о неприменении сроков давности. к военным преступникам и преступлениям против человечества 1968г., в которых среди других норм сформулированы и составы международных преступлений.

- многосторонние соглашения по борьбе с отдельными преступлениями международного характера, принятые в разные годы государствами. Среди них можно назвать Международную конвенцию о борьбе с подделками денежных знаков, Единую конвенцию о наркотических средствах, Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов и многие другие.

- региональные многосторонние соглашения по вопросам борьбы с международной преступностью. Среди них особый интерес представляют Конвенция Европейского совета и выдаче преступников 1957 г., Европейская конвенция о правонарушениях, связанных с культурной собственностью 1985 г., Европейская конвенция о насилии и беспорядках со стороны зрителей на спортивных соревнованиях (1985 г.). В 1983 г. Австрия, Дания, Испания, Люксембург и Швеция заключили уникальный в своем роде договор, содержавший обязательство отменить смертную казнь. Целый ряд соглашений призваны защитить права лиц, вовлеченных в уголовный процесс. Это Европейские конвенции о надзоре за условно осужденными и условно освобожденными правонарушителями 1964 г., о компенсации жертвам насильственных преступлений 1983 г., о передаче осужденных лиц 1985 г., о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1587 г.

- многочисленные двусторонние соглашения государств по борьбе с отдельными международными уголовными преступлениями, оказании правовой помощи в уголовных делах и выдаче преступников.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что право международного сотрудничества в борьбе с преступностью является отраслью международного публичного права. Оно представляет собой совокупность специальных норм, сложившихся в процессе сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью, имеющих целью защиту мира, безопасности народов и международного правопорядка от преступлений, предусмотренных международными соглашениями, преследуемых и наказуемых в особом порядке.

Современный диапазон международных преступлений и преступлений международного характера, как и беспрецедентный размах международно-организованной преступности, обуславливают потребности совершенствования международного уголовного права.

В условиях постоянного роста преступности международное сообщество вынуждено координировать вопросы борьбы с преступностью в рамках межправительственных и неправительственных организаций. На универсальном уровне этими вопросами призвано заниматься ООН.

Международный Суд ООН рассматривает конкретные дела. Например, а 1980 году рассмотрено дело о захвате американских заложников в Иране. В 1986 г. суд принял решение относительно иска Никарагуа к США о минировании территориальных вод Никарагуа, после чего ГА ООН приняла резолюцию о полном и безотлагательном выполнении решения суда США.

Работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС).В его система функционирует ряд специальных вспомогательных органов. К ним относятся Комиссия по правам человека, Комиссия по наркотическим средствам, по международному терроризму, Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней и т.д.

Международная организация уголовной полиции («Интерпол»), с 1923 года, в Вене, с 1938 г. прекратила существование, в современном виде воссоздана в 1946 году, ее членами являются более 150 государств, СССР вступил в нее в 1990 году. Местопребывание Франция Лион). С 1982 года Интерпол получил в ООН статус Международной межправительственной организации.

Основные цели организации сформулированы в ст.2 Устава

1. Обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека.

2. Создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью.

Устав запрещает любое вмешательство Интерпола иди деятельность политического, военного, религиозного или расового характера, (ст. 3 Устава).

«Европол» - В конце 1992 г. решением Министров иностранных дел и юстиции тогда еще 12 стран Европейского сообщества, ныне Союза, было создано Центральное агентство криминальной полиции.

Его создание обусловлено не только ростом преступности в этих странах, но и ликвидацией пограничного и таможенного контроля, введением единого европейского паспорта. Особое внимание уделяется борьбе с торговлей наркотиками, терроризмом, отмыванием денег и контролем за внешними границами ЕС. В последующем Европол превратится в своеобразное Европейское федеральное бюро расследований.

Вопросами борьбы с уголовными преступлениями международного характера занимаются и неправительственные международные организации. В их числе: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), основанная в 1924 г., членами МАУП являются представители более 50 стран, СССР с 1957 года. На конгрессах рассматривались вопросы наказаний за незаконный угон самолетов (1974г.); защита окружающей среды, терроризм и международный иммунитет (1979г.). Сам перечень вопросов говорит о том, что обсуждаемые на этих международных конгрессах проблемы далеко выходят за рамки уголовного права в узком смысле слова и нашем его понимании.

Международное криминологическое общество (МКО), основано в 1934г. СССР принимает участие с 1970г., объединяет представителей 81 страны.

Задачи: изучение вопросов борьбы с преступностью, организует обмен научными кадрами. Свою деятельность организует путем организации и проведения регулярных (раз в 5 лет) международных конгрессов.

Международная социологическая ассоциация (МСА), преследует сугубо научно-исследовательские цели. В ее составе есть два комитета, занимающиеся проблемами борьбы с преступностью. Первый - по социологии права. Он занимается научными исследованиями в области права и координирует эту работу в Европейском регионе. Его центром является Институт социологии права для стран Европы, который имеет статус международной организации и дислоцируется в Брюсселе (Бельгия). Второй комитет по социологии отклоняющегося поведения и социального контроля изучает причины конкретных преступлений, связанных с личностью правонарушителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: