Инклюзия в общеобразовательной школе – это не только включение в образовательный процесс и социальную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья, но это также построение такой школы, где хорошо и комфортно учиться и работать всем: и ученикам, и учителям и родителям. Инклюзивная школа – это школа, где понятие «социального меньшинства» перестает существовать, где каждый ребенок становится очень важным и значимым участником школьного сообщества, вне зависимости от религии, пола, этнической принадлежности и состояния здоровья. А взрослые – учителя, родители, администраторы и др. взаимодействуют как равноправные партнеры, и всем им небезразлично, что происходит с каждым ребенком в школе.
Для России инклюзивное образование является педагогической инновацией. Российский опыт внедрения инклюзивных подходов связан с длительным периодом экспериментального и проектного режима работы образовательных учреждений. Образовательная практика в настоящее время опирается на уже существующие организационно-управленческие и научно-методические ресурсы образовательных учреждений. В целом процесс инклюзии системно не регулируется, он работает локально в отдельных образовательных учреждениях, в отдельных регионах в виде экспериментальных моделей. Поэтому остро стоит вопрос о качестве самого процесса включения, профессиональной оценки его эффективности относительно разных категорий детей. Важным становится оценка готовности самого образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода.
Любая инновация проходит несколько этапов. В инклюзивном образовании мы сейчас наблюдаем этап внедрения, который с одной стороны характеризуется стихийностью, а с другой, попытками с научной точки зрения оценить условия готовности к принятию того нового, что несет любое нововведение.
Школа, принявшая инклюзивную стратегию, проходит два основных этапа — этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике образовательного процесса. Каждая из таких школ должна иметь программу оценки своих изменений и участвовать в системных мониторингах по отслеживанию изменений.
Большинство ныне существующих моделей инклюзивного образовательного процесса предполагает:
- создание новой обучающей среды – совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах,
- непрерывность, преемственность и комплементарность инклюзивного процесса;
- обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- создание психолого-педагогических условий эффективного академического и социального развития ребенка с особыми образовательными потребностями;
- формирование инклюзивного школьного этоса: культуры, политики и практики инклюзии.
Оценкарезультативности инклюзивного образования могут быть представлены следующими критериями:
- Изменение физического и психического здоровья детей.
- Уровень академического развития и успеваемости.
- Уровень социального развития.
- Изменение личности и деятельности педагога - экспериментатора.
- Уровень основных направлений инновационного развития.
Для отслеживания результатов реализации модели инклюзии применяются следующие виды мониторинга:
- дидактический (отслеживание за различными сторонами учебно-воспитательного процесса);
- воспитательный (слежение за различными сторонами воспитательного процесса, система отношений взаимодействия участников процесса);
- управленческий (отслеживание за характером взаимоотношений на различных управленческих уровнях в системах): руководитель - педагогический коллектив, руководитель - дети, руководитель - родители, руководитель - внешняя среда;
- социально-психологический (слежение за системой коллективно-групповых, должностных отношений, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, детей, родителей);
- медицинский (состояние здоровья: улучшение, ухудшение).
Инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика представляют собой основные векторы методики оценки инклюзивного развития школы. «Необходимо иметь четкое представление о том, что развитие школы в направлении инклюзии обязательно должно происходить во всех этих областях»[10].
Мониторинг — весьма специфический вид исследования. Он не опирается на гипотезу, и основная причина его проведения — не поиск истины, а получение информации о качестве осуществляемой деятельности или эффективности реализуемого процесса. Под мониторингом в образовании мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Мониторингу принадлежит ключевая роль в процессе развития инклюзивного процесса в общем образовании и оценке качества процесса включения. Сам процесс мониторинга может способствовать развитию инклюзивных подходов в образовании. Мониторинг может выступить методом, при помощи которого школы могут идентифицировать и преодолевать барьеры на пути обучения и полноценного участия каждого ученика или взрослого в школьной жизни.
Процедура мониторинга подразумевает коллективную оценку опыта каждого, кто связан со школой. Этот процесс – не оценка компетентности участников, а поиск путей поддержки педагогического и профессионального развития, планирование развития школы в направлении инклюзии.
В процессе мониторинга можно получить информацию:
· какие категории детей «включены» в инклюзивный процесс в образовательных учреждениях;
· какие формы инклюзии присутствуют в деятельности образовательных учреждений – временная, частичная, полная, др.;
· каковы образовательные и социальные потребности детей с ОВЗ, потребность в инклюзивном образовании;
· какова методическая обеспеченность образовательного учреждения;
· какова степень готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода;
· какие отношения складываются у всех участников инклюзивного образовательного процесса, на каких ценностных принципах они формируются;
· каково отношение учителей, родителей и педагогов к процессу внедрения инклюзии в образование, уровень осведомленности о принципах инклюзии, уровень принятия.[11]
Аналитические данные мониторинга ориентированы на дальнейшее проектирование и принятие необходимых решений.
Процесс мониторинга инклюзивного образования и цикл планирования развития школы можно представить в виде схемы (Приложение 2).
На этапе подготовки к инклюзивной стратегии развития важно определить уровень готовности общеобразовательных школ к инклюзивному образованию в организационно-управленческом аспекте. Объектом диагностического исследования в данном случае будут выступать возможности общеобразовательной школы, которыми она располагает для реализации инклюзивного образования в плане организации учебного процесса, методического оснащения образовательного процесса и наличия специализированного оборудования в школе.
Диагностическое исследование ставит следующие задачи:
1. Выявить оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Определить оснащение оборудованием и организации мест оказания коррекционной помощи детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях.
3. Изучить повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях.
4. Выявить степень подготовки педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях инклюзивного обучения.
5. Выявить систематичность мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов системы образования для обучения детей-инвалидов.
6. Изучить состояние материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения в них условий для воспитания и обучения детей-инвалидов.
7. Изучить степень обеспечения для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.
Следующая фаза мониторинга развития инклюзии в школе – это анализ и оценка трех взаимосвязанных аспектов: инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика.
А. Создание инклюзивной культуры. Данный аспект инклюзивного образования оценивается по двум критериям: построение школьного сообщества и принятие инклюзивных ценностей. Этот аспект показывает, что создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, толерантного, принимающего сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создает общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми участниками образовательного процесса. Принципы и ценности инклюзивной культуры влияют как на решение в отношении всей школьной политики, так и на ежеминутную практику обучения в каждом классе.
В. Разработка инклюзивной политики. Данный аспект оценивается по двум критериям: развитие «школы для всех» и организация психолого-педагогической поддержки. Этот аспект показывает необходимость присутствия инклюзивного подхода во всех школьных планах. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь нацеливают всех сотрудников и учащихся школы на то, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизировать риски исключающих практик. Поддержкой считаются действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом обеспечивала разнообразие потребностей своих учащихся.
С. Развитие инклюзивной практики. Критерии оценки данного аспекта инклюзивного образования – это управление процессом обучения и мобилизация ресурсов. Оценка инклюзивной практики обучения отражает инклюзивную направленность культуры и политики школы. При внедрении такой практики на уроках обязательно учитывается разнообразие потребностей учащихся, а ученики поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники школы проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, которые могут быть задействованы для поддержки обучения и полноценного участия каждого ребенка в школьной жизни.
Результаты диагностического исследования лягут в основу планирования развития школы в направлении инклюзии. Постоянный мониторинг инклюзивного процесса позволит двигаться к решению вопросов доступности и качества предоставления образовательных услуг осознанно и системно.