Мониторинг инклюзивного образования

 

 

Инклюзия в общеобразовательной школе – это не только включение в образовательный процесс и социальную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья, но это также построение такой школы, где хорошо и комфортно учиться и работать всем: и ученикам, и учителям и родителям. Инклюзивная школа – это школа, где понятие «социального меньшинства» перестает существовать, где каждый ребенок становится очень важным и значимым участником школьного сообщества, вне зависимости от религии, пола, этнической принадлежности и состояния здоровья. А взрослые – учителя, родители, администраторы и др. взаимодействуют как равноправные партнеры, и всем им небезразлично, что происходит с каждым ребенком в школе.

Для России инклюзивное образование является педагогической инновацией. Российский опыт внедрения инклюзивных подходов связан с длительным периодом экспериментального и проектного режима работы образовательных учреждений. Образовательная практика в настоящее время опирается на уже существующие организационно-управленческие и научно-методические ресурсы образовательных учреждений. В целом процесс инклюзии системно не регулируется, он работает локально в отдельных образовательных учреждениях, в отдельных регионах в виде экспериментальных моделей. Поэтому остро стоит вопрос о качестве самого процесса включения, профессиональной оценки его эффективности относительно разных категорий детей. Важным становится оценка готовности самого образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода.

Любая инновация проходит несколько этапов. В инклюзивном образовании мы сейчас наблюдаем этап внедрения, который с одной стороны характеризуется стихийностью, а с другой, попытками с научной точки зрения оценить условия готовности к принятию того нового, что несет любое нововведение.

Школа, принявшая инклюзивную стратегию, проходит два основных этапа — этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике образовательного процесса. Каждая из таких школ должна иметь программу оценки своих изменений и участвовать в системных мониторингах по отслеживанию изменений.

Большинство ныне существующих моделей инклюзивного образовательного процесса предполагает:

- создание новой обучающей среды – совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах,

- непрерывность, преемственность и комплементарность инклюзивного процесса;

- обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

- создание психолого-педагогических условий эффективного академического и социального развития ребенка с особыми образовательными потребностями;

- формирование инклюзивного школьного этоса: культуры, политики и практики инклюзии.

Оценкарезультативности инклюзивного образования могут быть представлены следующими критериями:

- Изменение физического и психического здоровья детей.

- Уровень академического развития и успеваемости.

- Уровень социального развития.

- Изменение личности и деятельности педагога - экспериментатора.

- Уровень основных направлений инновационного развития.

Для отслеживания результатов реализации модели инклюзии применяются следующие виды мониторинга:

- дидактический (отслеживание за различными сторонами учебно-воспитательного процесса);

- воспитательный (слежение за различными сторонами воспитательного процесса, система отношений взаимодействия участников процесса);

- управленческий (отслеживание за характером взаимоотношений на различных управленческих уровнях в системах): руководитель - педагогический коллектив, руководитель - дети, руководитель - родители, руководитель - внешняя среда;

- социально-психологический (слежение за системой коллективно-групповых, должностных отношений, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, детей, родителей);

- медицинский (состояние здоровья: улучшение, ухудшение).

Инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика представляют собой основные векторы методики оценки инклюзивного развития школы. «Необходимо иметь четкое представление о том, что развитие школы в направлении инклюзии обязательно должно происходить во всех этих областях»[10].

Мониторинг — весьма специфический вид исследования. Он не опирается на гипотезу, и основная причина его проведения — не поиск истины, а получение информации о качестве осуществляемой деятельности или эффективности реализуемого процесса. Под мониторингом в образовании мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторингу принадлежит ключевая роль в процессе развития инклюзивного процесса в общем образовании и оценке качества процесса включения. Сам процесс мониторинга может способствовать развитию инклюзивных подходов в образовании. Мониторинг может выступить методом, при помощи которого школы могут идентифицировать и преодолевать барьеры на пути обучения и полноценного участия каждого ученика или взрослого в школьной жизни.

Процедура мониторинга подразумевает коллективную оценку опыта каждого, кто связан со школой. Этот процесс – не оценка компетентности участников, а поиск путей поддержки педагогического и профессионального развития, планирование развития школы в направлении инклюзии.

В процессе мониторинга можно получить информацию:

· какие категории детей «включены» в инклюзивный процесс в образовательных учреждениях;

· какие формы инклюзии присутствуют в деятельности образовательных учреждений – временная, частичная, полная, др.;

· каковы образовательные и социальные потребности детей с ОВЗ, потребность в инклюзивном образовании;

· какова методическая обеспеченность образовательного учреждения;

· какова степень готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода;

· какие отношения складываются у всех участников инклюзивного образовательного процесса, на каких ценностных принципах они формируются;

· каково отношение учителей, родителей и педагогов к процессу внедрения инклюзии в образование, уровень осведомленности о принципах инклюзии, уровень принятия.[11]

Аналитические данные мониторинга ориентированы на дальнейшее проектирование и принятие необходимых решений.

Процесс мониторинга инклюзивного образования и цикл планирования развития школы можно представить в виде схемы (Приложение 2).

На этапе подготовки к инклюзивной стратегии развития важно определить уровень готовности общеобразовательных школ к инклюзивному образованию в организационно-управленческом аспекте. Объектом диагностического исследования в данном случае будут выступать возможности общеобразовательной школы, которыми она располагает для реализации инклюзивного образования в плане организации учебного процесса, методического оснащения образовательного процесса и наличия специализированного оборудования в школе.

Диагностическое исследование ставит следующие задачи:

1. Выявить оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

2. Определить оснащение оборудованием и организации мест оказания коррекционной помощи детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях.

3. Изучить повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях.

4. Выявить степень подготовки педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях инклюзивного обучения.

5. Выявить систематичность мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов системы образования для обучения детей-инвалидов.

6. Изучить состояние материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения в них условий для воспитания и обучения детей-инвалидов.

7. Изучить степень обеспечения для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.

Следующая фаза мониторинга развития инклюзии в школе – это анализ и оценка трех взаимосвязанных аспектов: инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика.

А. Создание инклюзивной культуры. Данный аспект инклюзивного образования оценивается по двум критериям: построение школьного сообщества и принятие инклюзивных ценностей. Этот аспект показывает, что создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, толерантного, принимающего сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создает общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми участниками образовательного процесса. Принципы и ценности инклюзивной культуры влияют как на решение в отношении всей школьной политики, так и на ежеминутную практику обучения в каждом классе.

В. Разработка инклюзивной политики. Данный аспект оценивается по двум критериям: развитие «школы для всех» и организация психолого-педагогической поддержки. Этот аспект показывает необходимость присутствия инклюзивного подхода во всех школьных планах. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь нацеливают всех сотрудников и учащихся школы на то, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизировать риски исключающих практик. Поддержкой считаются действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом обеспечивала разнообразие потребностей своих учащихся.

С. Развитие инклюзивной практики. Критерии оценки данного аспекта инклюзивного образования – это управление процессом обучения и мобилизация ресурсов. Оценка инклюзивной практики обучения отражает инклюзивную направленность культуры и политики школы. При внедрении такой практики на уроках обязательно учитывается разнообразие потребностей учащихся, а ученики поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники школы проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, которые могут быть задействованы для поддержки обучения и полноценного участия каждого ребенка в школьной жизни.

Результаты диагностического исследования лягут в основу планирования развития школы в направлении инклюзии. Постоянный мониторинг инклюзивного процесса позволит двигаться к решению вопросов доступности и качества предоставления образовательных услуг осознанно и системно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: