Взаимодействие специалистов инклюзивного образования

 

 

Базовым компонентом формирования инклюзивной среды образовательного учреждения является организация командной работы специалистов на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа специалистов разного профиля в условиях командного (междисциплинарного) взаимодействия необходимо для разработки и реализации единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, организации помощи его семье.

Для организации подобной работы необходимо признание всеми её участниками основных принципов взаимодействия членов команды. К этим принципам относятся следующий.

· Признание инклюзии как наиболее эффективного пути реабилитации и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

· Использование личностно-ориентированных методов взаимодействия с детьми.

· Овладение специалистами знаниями, методиками смежных наук.

· Уважение ко всем членам команды, взаимопонимание, взаимопомощь.

· Равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы.

· Определение роли каждого члена команды и соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.

Командная работа основана на принципах междисциплинарного подхода, важным аспектом которого является необходимость для всех членов команды учитывать и адекватно включать в собственную деятельность знания и представления смежных областей. В частности это относится к таким областям знания, как коррекционная педагогика, специальная психология, основы педиатрии, неврологии, медицинской генетики, психопатологии детского возраста, психотерапии и психологии семьи. Эти знания особенно важны в случае инклюзивного образования, т.е. тогда, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в среде обычных сверстников.

Одним из важнейших содержательных аспектов работы междисциплинарной команды сопровождения можно считать задачу комплектации класса: какие дети, с какими проблемами и нозологиями, в каком количестве и соотношении могут быть интегрированы без риска для нарушения адаптации всех детей класса. Это задачи деятельности ПМПК.

Следующая содержательная задача – задача выбора оптимальной последовательности и объема помощи ребенку с ОВЗ. Понятно, что ребенку с синдромом Дауна, или ранним детским аутизмом необходима помощь и дефектолога, и психолога, и психиатра, и логопеда. Но не менее важным является определение последовательности помощи каждого конкретного специалиста и определение количества часов, подбор тех приемов и методов, с помощью которых поддержка может быть адекватна. Главное здесь - опора на приоритеты инклюзии.

Другая важная задача - методическая поддержка и повышение квалификации педагогов и других специалистов для деятельности в условиях инклюзивного обучения.

 Отдельная методическая работа заключается в определении и адаптации образовательных программ и построении адекватной возможностям ребенка последовательности и объема подачи программного материала по каждому предмету, составление индивидуального плана в работе с детьми с ОВЗ. 

Среди содержательных задач работы междисциплинарной команды сопровождения с участниками образовательного процесса – работа со школьниками по формированию толерантного самосознания. Эту работу может проводить психолог, социальный педагог и любой член команды специалистов, имеющий опыт командного тренинга.

Члены междисциплинарной команды сопровождениясоставляют психолого-педагогический консилиум инклюзивного образовательного учреждения.

Под консилиумом понимают постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении.

Основной задачей психолого-педагогического консилиума является определение программы сопровождения и индивидуализации (адаптации) учебных планов детей с ОВЗ, а также, определение мер и направлений для максимальной социальной адаптации ребенка.

Основные задачи консилиума можно свести к следующим:

· выделение детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи;

· анализ развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями;

·  формирование рекомендаций для педагогов и для педагогического совета по необходимости организации помощи детям с особыми образовательными потребностями;

· оценка эффективности дополнительной специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

Работа психолого-педагогического консилиума может начаться либо по запросу любого из участников образовательного процесса, в том числе и администрации образовательного учреждения, либо по запросу родителей.

Это предварительный этапработы консилиума. В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.д., в которых указан перечень начальных сведений о ребенке и его семье, необходимых для первичного обследования.

Психолог, осуществляющий первичное консультирование ребенка с ОВЗ, собирает психологический анамнез о нем и его семье. Другие специалисты дополняют и уточняют полученные данные. В своих рекомендациях он определяет необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях приоритетность и последовательность проведения обследований специалистами разных профилей.

Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений специалистами консилиума. Затем специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов и программу сопровождения, вырабатывают единое представление о проблемах ребенка, особенностях его развития и определяют общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающе-коррекционных мероприятий. Обсуждается не только программа сопровождения, но и какие специалисты, где и в каком объеме могут оказать помощь ребенку (в образовательном учреждении или за его пределами – в реабилитационном центре, центре психолого-педагогической коррекции и т.д.).

 Важным решением является определение образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом.

Междисциплинарный принцип деятельности специалистов психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения предусматривает выработку коллегиальных подходов и преломления мнения каждого их специалистов, в зависимости от трактовки полученных данных о ребенке другими специалистами. В заключении консилиума не должен превалировать медицинский диагноз, главным является определение дальнейшего образовательного маршрута, под которым могут пониматься самые различные мероприятия.

Итак, этапы обследования ребенка консилиумом можно представить в виде такой схемы:

· оценка запроса (жалоб) и их анализ;

· обследование и заключение психолога;

· оценка развития другими специалистами (учителем, логопедом, дефектологом, врачом, социальным педагогом);

· решение консилиума об изменении образовательного маршрута; адаптации учебного плана;

· определение коррекционно-развивающей программы, мер по социальной адаптации ребенка;

· прогноз дальнейшего развития и обучения;

· при необходимости - подключение специалистов других учреждений.

Психолого-педагогическим консилиумом составляется график динамического обследования ребенка после окончания определенного цикла развивающе-коррекционной работы и итоговоеобследование. Каждое из обследований отражается в соответствующем заключении соответствующего специалиста и предназначено для корректировки программы обучения и коррекционно-развивающей программы.

В ситуации запроса со стороны педагогов, родителей или воспитателей ГПД, продолжительной болезни, в результате которой ребенок отстал от всех детей в программе обучения, каких-либо «форс-мажорных» обстоятельств – консилиумная деятельность может быть инициирована и возобновлена, и ребенку будет оказана необходимая помощь. Таким образом можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах.

Деятельность каждого специалиста в условиях инклюзивного образования не может протекать изолированно от других специалистов. Эффективность работы каждого специалиста в огромной мере связана с характером взаимодействия специалистов между собой, в реализации междисциплинарного подхода. Это касается и учителя, как «главного» специалиста, взаимодействующего с ребенком в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическое сопровождение - это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом. М.Р. Битянова отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение - это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического вития каждого ребенка в школьной среде. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Под сопровождением понимают метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Следует различать понятия: процесс сопровождения; метод сопровождения; служба сопровождения. Если исходить из того, что сопровождение — это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что сопровождение - это помощь, то под сопровождением понимается процесс - совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

В условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения:

- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,

- обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,

- педагогов, участвующих в инклюзивной практике.

К задачам психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования относятся следующие.

В отношении обучающихся с ОВЗ:

• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;

• создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;

• оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

• обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;

• организация жизнедеятельности    ребенка в социуме с учет
психических и физических возможностей обучающегося.

В отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развит обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

в отношении семей обучающихся

• систематическая психологическая помощь родителям и родственник, обучающихся;

• повышение уровня психолого-педагогической компетентное родителей;

• повышение уровня реабилитационной компетентности 2 родител обучающихся с ОВЗ;

• оказание помощи в осуществлении правильного выбо образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;

• формирование психологической культуры.

В отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:

• повышение профессиональной компетентности;

• формирование навыков командной работы;

• формирование психологической культуры.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуете через следующие направления деятельности:

- диагностическое;

- определенный уровень знаний и умений родителей, необходимых для осуществлен поддерживающего взаимодействия с ребенком с ОВЗ профилактическое;

- консультативное;

- коррекционно-развивающее;

- поддерживающее;

- просветительское;

- образовательное.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения частников образовательного пространства являются:

• приоритет интересов сопровождаемого;

• непрерывность сопровождения;

• целенаправленность сопровождения;

• систематичность сопровождения;

• гибкость сопровождения;

• комплексный подход к сопровождению;

• преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

• принцип сетевого взаимодействия;

• рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПК.

Важной составляющей организации сопровождения ребенка с
проблемами в развитии и его родителей является психологическая
поддержка образовательного процесса. Психологическая поддержка
образовательного процесса
- это целостная система деятельности
специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса.

Отсутствие четких представлений о содержании деятельности в круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школ системы психолого-педагогической работы.

Деятельность специалистов сопровождения может быть реализован, в двух направлениях. Первое направление – профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе. Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная.

Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитие обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом сверстников.

Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в общеобразовательной школе Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации. Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1этап: организационный.

Цель - организация процесса психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

• определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей;

• определение направлений психолого-педагогического сопровождения и определение последовательности процесса сопровождения подготовка документации составление графика /плана работы.

2этап: содержательный.

Цель - определение содержания (перспективного содержания) психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

• определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;

• обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;      

• включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);

• информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.

3 этап: сопроводительный.

Цель - психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Задачи:

• выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

• выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;

• выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время урок других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведи учебного материала;

• освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности и выполние работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.);

• определение объема необходимой помощи ребенку;

• реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);

• коррекционно-педагогическая, психо-коррекционная деятельность по отношению к ребенку.

Однако существует и более детализированный вариант разработки стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяете всесторонней диагностике, позволяющей получать данные о специфик характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Данный вариант, на наш взгляд, оптимален для использования, когда в ходе обучения у ребенка были выявлены определенные проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической) документации.

Второй этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется специфика психолого-педагогической помощи.

Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют на следующие группы учащихся:

• дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;

• дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;

• дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

• дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.

Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам.

Третий этап - совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ.

Четвертый этап - консультирование всех участников процесса
провождения о путях и способах решения проблем ребенка.        1

Пятый этап - деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.

Седьмой этап - дальнейший анализ развития ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

М.Р. Битянова описала алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, которую на современном этапе можно представить следующим образом:

1. Первичная диагностика.

2. ПМПк.

3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

4. Разработка адаптированной образовательной программы.

5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.

6. Динамическая диагностика.

7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды - это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ. Проистекает он в условиях командной работы всех специалистов образовательной организации.

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: