Взаимодействие с родителями в практике инклюзивного образования

В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и школой как общественной образовательной структурой. Сотрудничество и установление партнерских отношений выступает в качестве фактора развития и совершенствования отдельных субъектов и системы в целом, достижения наиболее эффективных результатов деятельности.

Практика работы образовательных организаций свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения качества образования и компетентности участников образовательного процесса посредством установления партнерских отношений в едином информационно-образовательном пространстве как залога соблюдения единых требований к центральному участнику воспитательно-образовательного процесса - ребенку.

Родители, выступая первыми воспитателями своих детей, несут ответственность за их образование. Все другие социальные институты, в том числе, школы, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность Идея взаимосвязи семейного и общественного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов и родителей за результаты воспитания и обучения ребенка нашла свое отражение и в практике инклюзивного образования. Однако на современном этапе становления инклюзивного образования родителям детей с ОВЗ необходима помощь со стороны специалистов сопровождения, так как отсутствие психолого-педагогических знаний, неумение сделать выбор в пользу своего ребенка приводит к ошибкам, неправильной оценке возможностей и образовательных потребностей, а значит, - к неэффективности воспитания, обучения и социализации ребенка. В связи с этим усилия педагогического коллектива, специалистов сопровождения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической2 и реабилитационной компетентности. В то же время родители на добровольной основе должны стать равноправными участниками образовательного процесса, стремиться к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с педагогами.

Определенный уровень знаний родителей о психофизических особенностях развития детей определенного возраста и мерах педагогического воздействия с целью гармоничного и всестороннего их развития, а также преодоления тех или иных нарушений

Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности. С. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет значение слова «взаимодействие» следующим образом: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка, что отражает, на наш взгляд, взаимопроникновение двух систем - семьи и образовательной организации.

Сотрудничество означает общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Принципами эффективного сотрудничества двух значимых в жизни ребенка институтов должны выступать:

- отказ от критики участников процесса обучения;

- обеспечение свободы мнений;

- уважение плюрализма жизненных позиций;

- удовлетворение познавательного интереса.

Важным моментом в контексте «семья - школа» является личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и достижений ребенка с ОВЗ, успехов и неудач, сомнений и размышлений в ходе определения образовательного маршрута ребенка, а также в процессе его обучения. Неоценима помощь друг другу в понимании образовательных потребностей ребенка, в решении его индивидуальных и специфических проблем, в оптимизации путей его обучения и коррекции недостатков в развитии.

Психология доверия лежит в основе отношений родителей и специалистов сопровождения, педагогов. Родители должны быть уверены в искренности желаний педагога помочь ребенку с ОВЗ. В связи с чем специалист, педагог должны стремиться воспринимать и изучать ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную среду, в призме «положительного» восприятия, то есть видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, специально проектировать условия для их проявления и закрепления. В свою очередь, доверие родителей к педагогу основывается на уважении к знаниям, опыту, компетентности педагога в вопросах обучения и коррекции, но, главное, на доверии к нему в силу его положительных социально значимых личностных качеств (внимание к людям, тактичность, заботливость, доброта, чуткость и пр.).

В основе отношений семьи и школы как значимых социальных институтов лежит системный подход, который позволяет рассматривать систему взаимодействия как триединство: родители - ребенок - педагоги (специалисты).

Психолого-педагогическое сопровождение семьи является динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность педагогов, специалистов «помогающих профессий», направленную на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на оптимизацию социально-психологических аспектов образа жизни семьи, на улучшение психологического здоровья семьи и пр.

Принципами психолого-педагогического сопровождения семьи являются:

- принцип восприятия семьи как единой системы;

- принцип индивидуально-ориентированного подхода к каждой семье;

- принцип позитивного восприятия семьи;

- принцип системности в сопровождении;

- принцип дифференциации оказываемой помощи;

- принцип активности и сотрудничества во взаимодействии;

- принцип обеспечения свободы выбора;

- принцип образовательной направленности;

- принцип оптимального включение родителей в коррекционно- педагогический процесс, в единое образовательное пространство.[15]

Формы работы с родителями могут носить теоретический или практический характер и быть различными: индивидуальными (беседа, психолого-педагогическое консультирование, рекомендации и просвещение; наблюдение и/или включение родителей в проведение занятий с ребенком и др.) и групповыми (лекции, семинары, игровые тренинги, проведение праздников и утренников с детьми, круглые столы, родительские конференции, просмотр и анализ видеоматериалов и др.).

Консультативная деятельность специалистов направлена на активную пропаганду педагогических и психологических знаний и культуры здоровья среди родителей, разработку рекомендаций по организации воспитания ребенка в семье и конструктивным способам взаимодействием в системе родитель-ребёнок.

Именно характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа "Я" в детском возрасте, позицию ребенка по отношению к миру. В семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.

В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.

Педагогическая модель: недостаточная педагогическая компетентность родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию, жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий.

Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т.п.).

Психологическая (психотерапевтическая) модель.

Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования.

Основные задачи:

- помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

- помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

- информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;

- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка; обучение методикам коррекционной работы;

- помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т.п.);

- помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка в специальное учреждение или воспитывать в семье.

Такие методы изучения семьи как анкетирование, беседа с родителями, наблюдение за поведением близких взрослых в ходе психолого-педагогического обследования ребенка помогает выявить родительские позиции по отношении к ребенку и способы взаимодействия с ним; а обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком и снабжение их необходимыми знаниями. Умениями и навыками способствует активизации их родительского потенциала.

Эффективность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и учителя. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями учеников - одно из важнейших направлений его деятельности.

Главными задачами являются сплочение семьи, установление адекватных взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Направлениявоспитательной работы школы с семьями учащихся:

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей,

- обеспечение их теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками коррекции отклонений развития ребёнка с ОВЗ;

- нормализация детско-родительских отношений;

- поддержка и повышение социального статуса семей;

- профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

В основе взаимодействия семьи и коллектива школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и терпения по отношению друг к другу.

Основные направления сотрудничества с родителями:

- психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские конференции; собрания; консультации и др.)

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительский комитет; открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- дни открытых дверей; дни творчества детей;

- внеклассная работа и субботники и др.)

Формы взаимодействия школы и семьи:

Индивидуальные:

- приглашение родителей в школу,

- посещение семьи на дому,

- индивидуальные консультации,

- дистанционное общение (переписка, виртуальные кабинеты для родителей),

- анкетирование.

Групповые и коллективные:

- лекции и консультации для родителей,

- конференции, родительские чтения,

- открытые уроки,

- практикумы, тренинги,

- детские мероприятия и родительские вечера,

- выставки творческих работ, концерты,

- родительские собрания,

- родительские ринги,

- дни открытых дверей.

Посещение семьи на дому - это эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика, появляется возможность больше узнать о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении с родителями, можно проинформировать родителей об успехах и затруднениях ребенка, дать советы по выполнению домашних заданий и т.д.

Приглашение родителей в школу происходит, в первую очередь, в том случае, когда надо поделиться радостной новостью о достижениях и успехах ребенка. Нужно стараться не приглашать родителей для того, чтобы пожаловаться или критиковать поведение и успеваемость ребенка, это вызывает у родителей негативное отношение к школе.

Индивидуальные консультации, беседы ознакомительного характера проводятся для установления контакта между родителями и учителем, для преодоления беспокойства родителей, выяснения необходимых для профессиональной работы сведений о ребенке. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности, подчеркивать, что они делают общее дело. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности его здоровья; увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера и мотивации; моральные ценности семьи.

Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей удобна для сообщения родителям о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками, советов и пожеланий. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.

Анкетирование. Заполненная родителями анкета позволяет познакомиться с семьей и получить первоначальный объем необходимой информации. Анкета включает в себя вопросы, связанные с информацией для заполнения школьного журнала, вопросы, позволяющие получить сведения об анамнезе и развитии ребенка, узнать особенности и условия семейного воспитания учеников.

Лекции - это форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют большое значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, здоровый образ жизни, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье и т.д. В их задачу специалистов входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, и знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. По результатам конференции могут приниматься определенные решения или намечаться мероприятия по заявленной проблеме.

Родительские чтения - интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по волнующим проблемам и участвовать в их обсуждении. Учитель собирает информацию по выбранной проблематике, анализирует ее. Затем подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители их читают, а затем используют полученные сведения в родительских чтениях. Анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Открытые уроки, как правило, организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, методиками, требованиями. Это помогает избегать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Практикумы - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. Значительное место в системе работы учителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым, доверительным и продуктивным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, что значительно повышает эффективность тренинга. Тренинг проводится с группой, состоящей из 2-5 человек. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя серию из нескольких, регулярно посещаемых родителями занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они проводятся в классе без присутствия детей. Это праздник общения с родителями друга своего ребенка, вечер воспоминаний о детстве собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и их ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга и самого себя. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Организация совместных досуговых мероприятий способствует сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют прекрасный воспитательный эффект.

Родительские собрания - одна из самых распространенных и универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Это форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки. На родительских собраниях обсуждаются: задачи и планирование учебно-воспитательной работы класса, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Тематика собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей. В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать неудачи детей и заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители, на каждый из которых отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции и мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

Одной из форм сотрудничества с группой наиболее инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации мероприятий учебного и внеклассного плана.

Родители играют важную, если не ключевую, роль в образовании и поддержке учеников с особыми образовательными потребностями. Во-первых и прежде всего, они - родители со всеми правами и обязанностями, но они также и источники информации, партнеры при разработке и осуществлении программ с участием их детей, а также «потребители» предоставляемого вами образования.

Существует множество причин, по которым педагог должен устанавливать эффективные партнерские отношения с родителями тех детей, которых учит, особенно детей с особыми образовательными потребностями. Вот лишь несколько из них.

· Скорее всего, родители – единственные люди, которые вовлечены в образование ребенка на всем протяжении его обучения в школе. Таким образом, родители наиболее заинтересованы в образовании своих детей, и на них в первую очередь повлияют любые решения, принятые школой.

· Родителям известен уровень развития ребенка и факторы, которые могли привести к появлению особых образовательных потребностей. Как правило, они могут рассказать, как лучше мотивировать ребенка, какие стратегии обучения и управления поведением ребёнка наиболее эффективны.

· Они помогут вам лучше понять некоторые из аспектов поведения ребенка. Следует, однако, выдерживать баланс между тем, чтобы понимать, какую важную роль играют родители во влиянии на поведение ребенка, и тем, чтобы обвинять их в формировании у ребёнка неправильного поведения. Редко можно выделить одну простую причинно-следственную связь, которая оказала влияние на поведение, так что не следует занимать критическую позицию. Также следует избегать того, чтобы вовлекать родителей только тогда, когда у ребёнка появляются проблемы с поведением.

· Работа с родителями повышает вероятность появления одинаковых ожиданий в отношении поведения дома и в школе. Это также повышает возможности для поощрения правильного поведения ребёнка и увеличивает количество людей, которые позитивно влияют на его поведение.

· Глубокая вовлеченность родителей позволяет им лучше понять, как учится ребенок и каковы цели школы.

· Регулярные контакты с родителями позволят вам лучше ощутить собственное чувство ответственности за обучение ваших учеников.

· Дети лучше осознают важность образования, если будут видеть, как педагоги и родители работают вместе.

Дети с особыми образовательными потребностями могут быть источником и радости, и эмоционального разочарования. Некоторые родители могут не только принимать своих детей, но и отталкивать их, чрезмерно защищать, потому что сами они испытывают шок, отрицание, неверие, гнев, вину, депрессию и стыд в разные моменты времени. Эти чувства могут возникать у родителей в разные периоды жизни ребенка, обычно в важные моменты, такие как дни рождения или переход из школы в школу.

Родители детей с особыми образовательными потребностями зачастую предъявляют к детям более высокие требования. Некоторые родители выступают в роли адвокатов своих и других детей, действуя в качестве агентов перемен в системе образования в целом. Они могут инициировать инклюзивную практику и помогать в управлении переводом из школы в школу или из класса в класс. Они больше знают своего ребенка и хотят удостовериться в том, что отношение к ребенку со стороны других способствует приобретению и развитию адаптивного поведения. Они также должны иметь доступ и возможность управления специальными услугами, которые предоставляются ребенку. Во многих обществах ответственность за все эти требования лежит на матери.

Родителям необходимо освоить особые навыки. Их дети могут не приобретать важные навыки так же естественно и независимо, как другие дети, так что родители должны обладать комплексом педагогических навыков. Если приходиться сталкиваться с серьезными нарушениями поведения, то необходимо научиться навыкам управления поведением. Необходимо также научиться пользоваться – или научить детей пользоваться – специальным оборудованием и вспомогательными приспособлениями.

Родители детей с особыми образовательными потребностями могут беспокоиться о вещах, которые не волнуют других родителей. Они могут быть больше обеспокоены безопасностью на площадке для игр, как будут относиться к их ребёнку другие дети, будут ли другие родители жаловаться на их ребенка. В результате они могут оказывать на школу давление, чтобы она отделила ребенка от «нежелательных» одноклассников.

Наличие ребенка с особыми образовательными потребностями часто изменяет и саму семью. Друзья и родственники могут начать их избегать или утверждать, что проблемы с поведением – это результат того, что родители недостаточно дисциплинируют ребенка. В некоторых обществах родители должны испытывать стыд или вину за то, что родили ребенка с инвалидностью. Денежные расходы, связанные с особыми потребностями ребенка, могут подорвать семейный бюджет.

Хотя братья и сестры могут, безусловно, любить других членов семьи и принимать за них ответственность, они могут также стыдиться своего брата или сестры с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя заброшенными, сожалеть о том, что родители уделяют брату или сестре больше внимания.

Забота о семье может привести к эмоциональному истощению родителей детей с особыми образовательными потребностями. Насколько глубоко такое истощение зависит от:

· количества изменений, которые приходится осуществлять семье, и серьезности этих изменений. В некоторых случаях ребенок с особыми образовательными потребностями предполагает серьезное изменение повседневной жизни и резкое изменение стиля жизни и уровня дохода. В других случаях изменения могут быть минимальны;

· способности семьи к адаптации, что, в свою очередь, обусловлено личными ресурсами каждого члена семьи, особенно уровнем образования, здоровьем, самоуважением и уровнем формальной и неформальной поддержки;

· внутренних ресурсов семьи, например, размера семьи, количества родителей и религиозности.

Можно выделить пять уровней вовлеченности родителей.

Уровень 1 - информированность. На этом основном уровне школа информирует родителей о существующих программах, а родители, в свою очередь, запрашивают информацию.

Уровень 2 - участие в деятельности. На этом уровне родители в ограниченной степени вовлечены в деятельность школы. Например, они могут быть приглашены, чтобы присутствовать в определенные моменты учебного и внеучебного процесса.

Уровень 3 - диалог и обмен мнениями. Здесь родителей приглашают, чтобы они могли исследовать цели и потребности школы и класса.

Уровень 4 - участие в принятии решений. Здесь родителей спрашивают об их мнении, когда необходимо принять решение, которое повлияет на их ребенка. Хороший пример такого уровня вовлеченности – встреча для разработки индивидуального учебного плана.

Уровень 5 - достаточная ответственность для действий. Это самый высокий уровень, при котором родители принимают решения совместно со школой, вовлечены как в планирование, так и в оценку школьной программы. Хороший пример такой вовлеченности – привлечение родителей ребенка с особыми образовательными потребностями к формулированию и оценке школьных правил и регламента. Другой пример такого вовлечения – роль, которую родители могут играть в качестве репетиторов для собственных детей.

У родителей должен быть опыт и знания, которым они бы хотели поделиться в рамках партнерства со школой. Они должны помогать предвосхищать и преодолевать барьеры при обучении. Однако родителям нужна поддержка. Иногда все, что нужно – это понимающий слушатель.

Обучение родителей управлению поведением помогает родителям применять дома эффективные стратегии управления поведением ребенка. Стратегия зачастую основана на предположении, что проблемы поведения ребенка имеют в основе неспособность родителей к адаптации в системе отношений родитель-ребенок, например, недостаточное внимание девиантному поведению ребёнка, неэффективное использование просьб и строгие наказания. Родителей учат тому, как направлять и отслеживать поведение детей, избегать конфликтного общения и эффективно поощрять приемлемое поведение путем правильного реагирования на отказ со стороны ребенка.

Терапия взаимоотношений родитель-ребенок - это кратковременная программа вмешательства, направленная на родителей детей с широким спектром поведенческих, эмоциональных проблем и проблем развития. Основная цель – помощь родителям в развитии теплых и взаимных отношений с детьми, чтобы развить у ребёнка приемлемое поведение.

Основной риск при вовлечении родителей в образование их детей состоит в их возможностях и желании воспользоваться такой возможностью. У некоторых нет времени, другие очень отрицательно относятся к школе, третьи проходят через личностный кризис, некоторые готовы «оставить все специалистам», у других нет средств передвижения, кто-то подвергается остракизму в сообществе, а другие считают, что им нечего сказать или предложить. Это не должно разочаровывать учителя. Нужно понимать, что в реальности не все родители могут или хотят быть глубоко вовлеченными в процесс образования своего ребенка. Но при этом, учитель должен предпринять все возможное, чтобы преодолеть такие барьеры, должен постоянно предлагать возможности для вовлечения, даже если родители такими возможностями не пользуются.

Родители – ключевые партнеры в процессе обучения ребенка. У них есть неотъемлемое право быть вовлеченными в принятие решений, которые оказывают влияние на их детей. Родители детей с особыми образовательными потребностями часто нуждаются в поддержке и руководстве, как справиться с отклонениями в поведении ребенка. Существуют неоспоримые данные, что от такого вовлечения выигрывают и дети, и родители.

 

 



Глоссарий

Адаптирование – обучающие и оценочные стратегии, разработанные специально для адаптации особых потребностей учащегося так, чтобы он или она смогли достичь результатов по данному предмету или курсу и продемонстрировать знание предмета. По существу, адаптация - "лучший опыт" в обучении. Учащийся, работающий на результат в любом классе или на любом уровне, может получать помощь по средствам адаптации. Адаптации дают учащимся справедливые преимущества. На деле может происходить обратное - если не применяется соответствующая адаптационная стратегия, учащиеся могут быть несправедливо наказаны за наличие трудностей в обучении, что создает серьезные негативные последствия для их обучения и самооценки.

Адаптированная образовательная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптация социальная – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Аутизм (от греч. autos — сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Безбарьерная (доступная) среда – среда, которая создаёт наиболее лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей (в том числе – для людей с инвалидностью). В узком смысле, безбарьерная среда – это такие элементы окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями

Дефект – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дискриминация по признаку инвалидности - «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение или же отказ в создании разумных условий на основе инвалидности, которая приводит к сведéнию на нет или затруднению признания, осуществления или использования экономических, социальных или культурных прав. Отказ в создании разумных условий следует включить в национальное законодательство, как запрещенную форму дискриминации по признаку инвалидности.

  Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дистанционное образование – форма получения образования, не требующая постоянного присутствия обучающегося в образовательном учреждении. Наиболее актуально для детей, ограниченных в передвижении, и детей, кому не показано (по состоянию здоровья) пребывание в образовательном учреждении.

Инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать полному и эффективному его участию в жизни общества наравне с другими.

Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. (Конвенция о правах инвалидов, 2006). Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. (Всемирная программа действий в отношении инвалидов, ООН, 1982).

Индивидуальный план обучения (ИПО) - документально оформленный план, разработанный для учащегося с особыми потребностями, в котором описываются индивидуальные цели, адаптация, модифицирование программы, необходимые услуги и включает в себя способы отслеживания достижений.

Интеграция - одна из основных стратегий, используемых для достижения инклюзии. По интеграционной стратегии учащиеся с особыми потребностями включены в образовательные учреждения со своими сверстниками без особых потребностей и им предоставляются необходимые приспособления, определяемые на индивидуальной основе и способствующие их успешности.

Инклюзия описывает принцип того, что каждый учащийся имеет право на равный доступ к обучению, достижению и стремлению к совершенству во всех аспектах образования. На практике инклюзия не всегда соотносится с интеграцией и выходит за рамки посещения учреждений, но подразумевает конструктивное участие и взаимодействие с другими членами сообщества.

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками– это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Из Закона города Москвы № 16 от 28.04.2011 г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»: «Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений».

  Интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового общеобразовательного учреждения посредством создания специальных условий в получении образования.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Лица с особыми образовательными потребностями – это лица, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической поддержки и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Из «Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями» (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 1994): «Руководящий принцип … заключается в том, что школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности. К ним относятся дети с умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения».

Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Недостаток – физический или психический, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка.

Нетрудоспособность – ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов. Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека.

Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных,

социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам врешении сложных проблем, связанных с его обучением и воспитанием, лечением, социализацией, со становление подрастающего человека как личности. Психолого-медико-педагогическое сопровождение предлагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной помощи, осуществляемой в процессе согласованной работы специалистов разного профиля: учителей, дефектологов, логопедов, психологов, медиков, социальных педагогов.

Реабилитация (от позднелат. rehabilitatio – восстановление) в медицине – комплекс медицинских, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Сложный недостаток – совокупность физических и психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.

Создание равных возможностей – процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как физическая и культурная среда, жилищные условия и транспорт, социальные службы и службы здравоохранения, доступ к образованию и работе, культурной и социальной жизни, включая спорт и создание условий для отдыха, делаются доступными для всех.

Социализация (от лат. socialis – общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные - 52 - процессы, влияющие на ее формирование).

Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование. Для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.

  Специальное образовательное учреждение – образовательное учреждение, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; специальное образовательное подразделение – структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; образовательное учреждение интегрированного обучения – образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений; обучение на дому – освоение общеобразовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работника соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения.

Специальная методика – методика обучения, учитывающая особенности развития детей ограниченными возможностями здоровья.

Специальная педагогика – наука о воспитании и обучении аномальных детей.

Специальное обучение – компенсация и коррекция дефектов психического и физического развития аномальных детей в процессе обучения.

Специальные условия обучения (воспитания) – специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено).

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Британская модель интернатного типа

Универсальный дизайн – дизайн среды, средств коммуникации, продуктов и услуг, способствующий тому, чтобы их могли использовать все людьми, вне зависимости от возраста, размера тела или способностей последних. Из Конвенции о правах инвалидов: «Универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или - 53 - специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп людей с инвалидностью, где это необходимо».

Школы, реализующие практику инклюзивного образования – это школы, в деятельности которых и в организации процесса обучения учитываются особые образовательные потребности детей различных групп, в частности, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Инклюзивные школы помогают всем детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все детиспособны учиться.

 



Электронные ресурсы

1. Инклюзивное образование. // Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (Москва) http://obrazovanie. perspektiva-inva.ru

2. Дайджесты для специалистов системы образования и родителей детей с особыми образовательными потребностями. // Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» http://perspektiva-inva.ru /?1305

3. Национальная коалиция «За образование для всех» http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?121

4. Объединимся ради детей // Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) – Центральная и Восточная Европа и Содружество Независимых Государств http://www.unicef.ru/library/reports

5. За достойное образование! Информационно-дискуссионное пространство для всех, кто любит учиться и думать. // СМИ «За достойное образование наших детей» (Санкт-Петербург) http://www.spbobrazovanie.ru

6. Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования при МГППУ (Москва) http://www.inclusive-edu.ru

7. Интернет-проект о детях с особенностями развития http://www.specialneeds.ru

8. Информационно-образовательный ресурс http://www.profile-edu.ru

9. Специальная педагогика http://academy.cross-kpk.ru/bank/4/011/pract/samost.htm

10. Образование без границ. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию // Департамент образования города Москвы

http://www.edu-open.ru

11. Инклюзия // Проект Центра «Взаимодействие» (Южный административный округ г. Москвы) http://inclusion.vzaimodeystvie.ru

12. Окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного (интегрированного) образования // Северо-восточное окружное Управление образования Департамента образования города Москвы http://orc.uchastie-sv.ru

13. Музыкальная инклюзия // Научно-методический центр культуры и искусств Московской области http://nmcenter.narod.ru/omi.html

14. Региональный общественный фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» (Улан-Удэ) www.non-barrier.ru

15. Архангельское региональное отделение общественной организации «Всероссийское общество глухих» http://arovog.deafnet.ru/

16. Томское региональное общественное движение «Доступное для инвалидов высшее образование» / ТРОД «ДИВО» http://divo.tomsk.ru/

17. Владимирская областная общественная организация «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «СВЕТ» http://svet33.ru/

18. Воронежская региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды» http://www.helpautism.ru

19. Некоммерческая организация «Благотворительный фонд Даунсайд Ап»

http://www.downsideup.org

20. РБОО «Центр лечебной педагогики» http://www.ccp.org.ru - 57 -

21. Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» http://www.gaoordi.ru/

22. Сетевое взаимодействие школ Бурятии http://www.buryatiaschool.ru

23. Особенности инклюзивного образования // Грани проблемы – Интернет-проект РИА «Новости» http://deti.rian.ru/grani/20120903/200296196.html

24. IncInclusion Europe (на английском языке) http://inclusion-europe.org

25. Реабiлiтацiйний простiр (на украинском языке: Iнтернет-портал Наукового товариства iнвалiдiв "Iнститут Соцiальноii полiтики") www.info.rehab.org.ua

26. The Alliance for Inclusive Education (на английском языке) www.allfie.org.uk

27. Centre for Studies on Inclusive Education (на английском языке) www.csie.org.uk

28. Publications of Centre for Studies on Inclusive Education (на английском языке) www.csieshopping.com

29. Disability Equality In Education (DEE) (на английском языке) www.diseed.org.uk

30. Disabled People's International (DPI) (на английском, французском и испанском языках) www.dpi.org

31. Inclusion Press (на английском языке) www.inclusion.com

32. Programs about Inclusive Education and Community Life (на английском языке) www.inclusionseries.com

33. Inclusive Solutions (на английском языке) www.inclusive-solutions.com

34. портал "Интеграция" (на болгарском языке: "За лицата с интелектуални затруднения и техните семейства") www.ivanrilski.org

35. What is Inclusion? (на английском языке) www.kidstogether.org/inc-what.htm

36. National Educational Association of Disabled Students (NEADS) (на английском и французском языках) www.neads.ca

37. The Arc of the United States advocates for the rights and full participation of all children and adults with intellectual and developmental disabilities (на английском языке) www.thearc.org



Приложение 1.

Примерная форма индивидуального образовательного плана (ИОП):

 

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:                   Возраст:                 Школа:

                               Класс:

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Социальный педагог

Тьютор

Инструктор ЛФК и т.д.

Заключение и рекомендации ОПМПК Описание состояния ребенка в психолого-педагогической терминологии Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) Определяет стратегию деятельности школьной команды и родителей
Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т.п.) Определяют приоритетные направления деятельности в рамках достижения цели с учетом запроса родителей
Режим пребывания ребенка в ОУ Количество дней, количество уроков в день, начало и завершение учебного дня, кол-во часов индивидуальных/фронтальных занятий, итого учебных часов в неделю (с учетом требований СанПин и актуального состояния ребенка)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: