1.1 «. Дети не хотят играть во дворе, потому что там нет детской площадки»
1.2 «Дети летом предоставлены сами себе, потому что летом ими никто не занимается».
Вопросы к обсуждению:
• В чем состоит проблема с точки зрения целевой группы?
•Почему необходимо осуществление планируемой деятельности с точки зрения целевой группы?
• В чем состоят причины возникновения проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?
• Какие могут быть последствия существования проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?
• Почему целевая группа не может решить проблему самостоятельно? Что мешает это сделать? Почему необходима помощь? Какой она должна быть?
• Какие организации уже занимались этой проблемой?
Постройте причинно-следственных связи и «дерево проблем».
Модель («дерево проблем» является моделью проблемной ситуации) также состоит из корня, ствола и кроны.
Корень – это «корни» проблемы, причины, по которым она возникла и которые обуславливают ее существование. Если обрубить корни, дерево умрет. Если устранить причины, проблема исчезнет. Ствол – это собственно описание проблемы или та центральная проблема, которую предлагается найти в самом начале. А крона – это те последствия, к которым приводит ее существование. Если мы обрубим крону дерева (устраним последствия существования проблемы), то ствол все равно будет стоять на виду (проблема на исчезнет), а потом и вовсе пустит новую поросль (устраненные последствия возникнут вновь). Иными словами, если мы сразу выберем центральную проблему, обозначим ее в качестве ствола, то сильно ограничим себя в проведении анализа. Очень часто бывает, что наше видение центральной проблемы ошибочно: то, что мы считали «самой главной проблемой» оказывается одним из следствий или всего лишь одной из причин более глобальной проблемы.
Составленное в результате качественно проведенного анализа дерево проблем должно выглядеть примерно так, как показано на Рисунке. Здесь серым цветом обозначены причины («корень»), желтым – сама проблема («ствол»), и зеленым – следствия проблемы («крона» дерева). Стрелками показаны причинно-следственные связи. Если вы не нашли корней, то не сможете решить проблему. Если не нашли ствол, то, в сущности, так и не поняли, какая именно проблема стоит перед вами. Если у вашего «дерева» отсутствует крона – это говорит о том, что либо вы не сможете оценить эффект от проделанной работы (то есть проблема вроде бы решена, но кому нужно ее решение и что оно даст непонятно), либо у вас есть свои, не совсем ясные причины скрывать от окружающих критерии эффективности вашей деятельности.

Рисунок Примерная структура «дерева проблем»
Задание 2. Определить проблему, актуальность и гипотезу проекта по предложенным темам
| Тема проекта |
| 1. Исследование пищевых добавок в продуктах питания |
| 2. Оценка воздействия автотранспорта на окружающую среду |
| 3. Анализ рисков при занятии современными экстремальными видами спорта. |
| 4. Изучение ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. |
| 5. Изучение явления компьютерной зависимости детей. |
| 6. Анализ великих открытий в математике |
| 7. Изучение влияния занятий спортом на развитие выносливости. |
| 8. Изучение роли спорта в формировании лидерских качеств у подростков. |
| 9. Изучение истоков и причин международной русофобии. |
| 10. Анализ современного состояния и проблем института семьи и брака в РФ. |
| 11. Изучение истоков и причин международной русофобии. |
| 12. Влияние компьютерных технологий на речевое общение представителей молодого поколения |
| 13. Изменение государства и права СССР в годы Великой Отечественной войны. |
| 14. Развитие танкостроения от начала первой мировой войны и до наших дней |
| 15. ««Математика в годы великой отечественной войны». |
| 16. «Проблемы современной физики элементарных частиц. Коллайдер». |
| 17. Современная массовая культура: достижение или деградация |
| 18. Семья как ячейка общества |
| 19. Современная молодежь: проблемы и перспективы |
| 20. Происхождение человека: дискуссионные вопросы |
| 21. Смутное время в России |
| 22. Вторая мировая война: дискуссионные вопросы. |
| 23. Великая Отечественная война: значение и цена Победы. |
| 24. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. |
| 25. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. |
| 26. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья |
Выходной контроль По выбранной вами теме исследования обозначьте проблему и гипотезу проекта, используя правила, представленные в теоретических основах.
Проблема исследования - ___________________________________.
Гипотеза- _________________________________________________.






