Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Технологическая карта занятия № 16

 

Дата Учебная дисциплина Группа, специальность
    ОГСЭ.02  

Тема занятия: Экономические, политические и социокультурные процессы, влияющие на общественное развитие на рубеже ХХ – XXI века

Вид занятия: Лекция

Тип занятия: Комбинированное зантие

Цели:

Образовательная: охарактеризовать, какие проблемы на рубеже ХХ-ХХI вв. являются главными проблемами человечества

Развивающая: рассказать, как влияют процессы экономические, политические, и социокультурные на развитие общества.

Воспитательная: показать, какие задачи решают государства в условиях глобализации.

Методическая цель (для открытого урока): ______________________________

___________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: экономическое чудо, третий мир.

Осваиваемые компетенции:

ОК: ________________________________________________________________

ПК: ________________________________________________________________

Материально – техническое обеспечение: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

1. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Новейшая история Отечества XX в. В 2т. 2-е изд., доп.- М.,2015.

Дополнительная литература:

1. http://www. ronl.ru

 

Этап занятия Содержание Методы и приемы обучения Методы контроля Время (мин.)
I. Начало занятия 1.Организационный момент. Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.     5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин.
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия.   2.Актуализация опорных знаний.     3.Формирование новых знаний.   Назовите проблемы современного человечества в сфере демографии экологии? Каковы способы решения данных проблем?     Вследствие произошедших резких изменений баланса сил в мире рубеж XX–XXI вв. является временем формирования новой геополитической эпохи и новой системы международных отношений — Поствестфальской.   Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Первые конфликты и кризисы «холодной войны; Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости; Экономические, геополитические итоги Второй мировой войны для США; Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония. Индия. Китай;   Беседа   объяснительно-иллюстративный     лекция   Фронтальный     комбинированный     индивидуальный 65 мин.   10 мин.     5 мин.   50 мин.    
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала.      2. Задание на дом.     3.Обобщение результатов работы обучающихся.   Назовите проблемы современного человечества в сфере демографии экологии? Каковы способы решения данных проблем?   А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Новейшая история Отечества XX в. В 2т. Стр:53-66   Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию   дискуссия   фронтальный 20 мин.   10 мин.   5 мин.   5 мин.  

 

Преподаватель: _______________ /_______________________ /



Лекционный материал

Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Первые конфликты и кризисы «холодной войны»

После Второй мировой войны образовалось две сверхдержавы:

1. США, которые обладали огромным флотом, авиацией, танками, несколькими ядерными бомбами. Американские войска стояли в Европе, Америке, на Дальнем Востоке, американская продукция составляла половину всего, что производилось в мире.

2. СССР, который обладал самой мощной сухопутной армией и поддержкой коммунистического движения.

Холодная война – разделение мира на две противоборствующие системы: капиталистическую во главе с США и западными странами и социалистическую во главе с СССР.

Началом «холодной войны» считают речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. В г. Фултон (США), которая называлась «Мускулы мира». В ней говорилось о борьбе западных стран с «экспансией тоталитарного коммунизма».

Сферы борьбы:

1. Экономическая. США разработали в 1947 г. так называемый «план Маршалла»: государства, желающие получить американские кредиты на восстановление хозяйства должны были предоставить США отчет о состоянии свой экономики, а также исключить из правительств коммунистов. Страны Восточной Европы по инициативе СССР создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию – Совет Экономической взаимопомощи (СЭВ).

Политическая.

А) США 4 апреля 1949 г. создал военно-политический союз – организацию Северо-атлантического договора (НАТО) в составе западноевропейских стран + Турция и Греция + ФРГ (1955 г.). СССР ответил созданием в 1955 г. Организации Варшавского договора – ОВД в составе стран Восточной Европы.

Б) В 1949 г. произошел раскол Германии на две части: Федеративную Республику Германии (под контролем западных стран) и Германскую Демократическую республику (под контролем СССР).

В) Война в Корее (1950-1953 гг.) между СССР и США. В результате Корея была разделена на Северную (социалистическую) и Южную (капиталистическую) части.

3. Гонка вооружений и соперничество в сфере освоения космоса.

Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.

Третий мир – термин, обозначающий развивающие страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Несмотря на различия развивающихся стран в плане общественно-политического устройства, в одну группу их объединяет уровень экономического развития по сравнению с индустриальными странами Европы и США.

Классификация мировых государств по трем основным категориям сложилась после окончания Второй мировой войны и закрепилась в период «холодной войны», когда западной цивилизации (первому миру) противостояло социалистическое содружество во главе с СССР (второй мир). Несмотря на то, что страны третьего мира не хотели всецело зависеть от противоборствующих блоков, они рассматривались, в первую очередь, как зоны различных геополитических (военных, экономических) интересов СССР и США.

Причины распада колониальных империй:

1. В годы войны территория многих колоний стала ареной боевых действий. Вера во всесилие европейских колонизаторов была подорвана, укрепились национальное самосознание, стремление к независимому развитию.

2. Колониальные державы были ослаблены в военном отношении. Их экономическое положение затрудняло ведение ими войн за возвращение колоний.

3. С создание ООН, формальным признанием в мировом сообществе права народов на самоопределение, зависимые страны с полным основанием могли рассматривать свою борьбу за освобождение как законную.

Колонии – зависимые государства.

Метрополии (колониальные империи или державы) – государства, владеющие колониями.

Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путем. Другие колонии, в силу важности их стратегического положения, изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой.

1960 год вошел в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость.

Причины конфликтов во вновь возникших независимых государствах:

1. религиозные

2. этнические

3. территориальные

Освободившиеся страны сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство этих государств не могло рассчитывать на успех модернизации без привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа. Перед ними встала проблема выбора дальнейшего пути развития.

Государства, которые рассчитывали на получение поддержки СССР или Китая, провозглашали социалистическую ориентацию.

Государства, получающие помощь от США и их союзников, декларировали свою приверженность демократическим идеалам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: