Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Технологическая карта занятия № 16
Дата | Учебная дисциплина | Группа, специальность |
ОГСЭ.02 |
Тема занятия: Экономические, политические и социокультурные процессы, влияющие на общественное развитие на рубеже ХХ – XXI века
Вид занятия: Лекция
Тип занятия: Комбинированное зантие
Цели:
Образовательная: охарактеризовать, какие проблемы на рубеже ХХ-ХХI вв. являются главными проблемами человечества
Развивающая: рассказать, как влияют процессы экономические, политические, и социокультурные на развитие общества.
Воспитательная: показать, какие задачи решают государства в условиях глобализации.
Методическая цель (для открытого урока): ______________________________
___________________________________________________________________
Междисциплинарные связи: экономическое чудо, третий мир.
|
|
Осваиваемые компетенции:
ОК: ________________________________________________________________
ПК: ________________________________________________________________
Материально – техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер.
Информационное обеспечение:
Основная литература:
1. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Новейшая история Отечества XX в. В 2т. 2-е изд., доп.- М.,2015.
Дополнительная литература:
1. http://www. ronl.ru
Этап занятия | Содержание | Методы и приемы обучения | Методы контроля | Время (мин.) |
I. Начало занятия 1.Организационный момент. | Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока. | 5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин. | ||
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия. 2.Актуализация опорных знаний. 3.Формирование новых знаний. | Назовите проблемы современного человечества в сфере демографии экологии? Каковы способы решения данных проблем? Вследствие произошедших резких изменений баланса сил в мире рубеж XX–XXI вв. является временем формирования новой геополитической эпохи и новой системы международных отношений — Поствестфальской. Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Первые конфликты и кризисы «холодной войны; Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости; Экономические, геополитические итоги Второй мировой войны для США; Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония. Индия. Китай; | Беседа объяснительно-иллюстративный лекция | Фронтальный комбинированный индивидуальный | 65 мин. 10 мин. 5 мин. 50 мин. |
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала. 2. Задание на дом. 3.Обобщение результатов работы обучающихся. | Назовите проблемы современного человечества в сфере демографии экологии? Каковы способы решения данных проблем? А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Новейшая история Отечества XX в. В 2т. Стр:53-66 Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию | дискуссия | фронтальный | 20 мин. 10 мин. 5 мин. 5 мин. |
|
|
Преподаватель: _______________ /_______________________ /
Лекционный материал
Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Первые конфликты и кризисы «холодной войны»
После Второй мировой войны образовалось две сверхдержавы:
1. США, которые обладали огромным флотом, авиацией, танками, несколькими ядерными бомбами. Американские войска стояли в Европе, Америке, на Дальнем Востоке, американская продукция составляла половину всего, что производилось в мире.
2. СССР, который обладал самой мощной сухопутной армией и поддержкой коммунистического движения.
Холодная война – разделение мира на две противоборствующие системы: капиталистическую во главе с США и западными странами и социалистическую во главе с СССР.
Началом «холодной войны» считают речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. В г. Фултон (США), которая называлась «Мускулы мира». В ней говорилось о борьбе западных стран с «экспансией тоталитарного коммунизма».
Сферы борьбы:
1. Экономическая. США разработали в 1947 г. так называемый «план Маршалла»: государства, желающие получить американские кредиты на восстановление хозяйства должны были предоставить США отчет о состоянии свой экономики, а также исключить из правительств коммунистов. Страны Восточной Европы по инициативе СССР создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию – Совет Экономической взаимопомощи (СЭВ).
Политическая.
А) США 4 апреля 1949 г. создал военно-политический союз – организацию Северо-атлантического договора (НАТО) в составе западноевропейских стран + Турция и Греция + ФРГ (1955 г.). СССР ответил созданием в 1955 г. Организации Варшавского договора – ОВД в составе стран Восточной Европы.
Б) В 1949 г. произошел раскол Германии на две части: Федеративную Республику Германии (под контролем западных стран) и Германскую Демократическую республику (под контролем СССР).
В) Война в Корее (1950-1953 гг.) между СССР и США. В результате Корея была разделена на Северную (социалистическую) и Южную (капиталистическую) части.
3. Гонка вооружений и соперничество в сфере освоения космоса.
Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.
Третий мир – термин, обозначающий развивающие страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Несмотря на различия развивающихся стран в плане общественно-политического устройства, в одну группу их объединяет уровень экономического развития по сравнению с индустриальными странами Европы и США.
Классификация мировых государств по трем основным категориям сложилась после окончания Второй мировой войны и закрепилась в период «холодной войны», когда западной цивилизации (первому миру) противостояло социалистическое содружество во главе с СССР (второй мир). Несмотря на то, что страны третьего мира не хотели всецело зависеть от противоборствующих блоков, они рассматривались, в первую очередь, как зоны различных геополитических (военных, экономических) интересов СССР и США.
Причины распада колониальных империй:
1. В годы войны территория многих колоний стала ареной боевых действий. Вера во всесилие европейских колонизаторов была подорвана, укрепились национальное самосознание, стремление к независимому развитию.
|
|
2. Колониальные державы были ослаблены в военном отношении. Их экономическое положение затрудняло ведение ими войн за возвращение колоний.
3. С создание ООН, формальным признанием в мировом сообществе права народов на самоопределение, зависимые страны с полным основанием могли рассматривать свою борьбу за освобождение как законную.
Колонии – зависимые государства.
Метрополии (колониальные империи или державы) – государства, владеющие колониями.
Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путем. Другие колонии, в силу важности их стратегического положения, изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой.
1960 год вошел в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость.
Причины конфликтов во вновь возникших независимых государствах:
1. религиозные
2. этнические
3. территориальные
Освободившиеся страны сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство этих государств не могло рассчитывать на успех модернизации без привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа. Перед ними встала проблема выбора дальнейшего пути развития.
Государства, которые рассчитывали на получение поддержки СССР или Китая, провозглашали социалистическую ориентацию.
Государства, получающие помощь от США и их союзников, декларировали свою приверженность демократическим идеалам.