5. 1Особенности рыночных отношений в сельском
хозяйстве. Рынок сельскохозяйственной продукции.
На деятельность сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях оказывают влияние те особенности, которые присущи сельскому хозяйству и о которых говорилось на первой лекции.
Кроме того, на деятельности сельскохозяйственных предприятий сказался и, причем негативно, слом в процессе реформирования в АПК старого механизма финансового и ресурсного обеспечения сельских товаропроизводителей, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, ценообразования, интеграции сельского хозяйства и т.д.
Развитие рыночных отношений в АПК в значительной степени определяется структурой рынка, т.е. внутренним строением, расположением, а также формой собственности и хозяйствования, типом производимой продукции, количеством товаропроизводителей и покупателей, уровнем развития экономических отношений, государственной политикой и т.д.
Понятие «рынок» в современных условиях многогранно. По мере развития производства содержание этого понятия менялось, но традиционно сельхозтоваропроизводители и покупатели их продукцию и сегодня представляют себе это как конкретное место розничной торговли или базар, где происходит непосредственно товарный или денежно – товарный обмен по складывающимся на данный момент ценам на реализуемый товар. И на таком бытовом понимании базарам присущи те или иные функции, характерные для рынков как системе экономических отношений. Экономическая наука дает определение рынку как сфере товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с производством и реализацией товаров.
Известно, что рыночная экономика не исключает государственное регулирование. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе государство в той или иной мере управляет экономикой. Одним из эффективных направлений такого воздействия государства на экономику является законодательство. С этой точки зрения принятие Государственной думой Федерального закона № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» становится для общества важным, хотя некоторые аналитики требование закона осуществлять реализацию товаров собственного производства восприняли как объявление войну перекупщикам. Более объективную же картину дают данные опроса, где на вопрос «Что вас не устраивает в работе розничных рынков?» 50% опрошенных ответили – отсутствие порядка (надо полагать, что под порядком здесь подразумевается именно деятельность перекупщиков), 20% - антисанитария, 15 % - слишком много рынков, 10 % - все устраивает, 5% - отсутствие выбора товаров.
Подобные вопросы и отношения, связанные с организацией рынков, организацией и осуществлением их деятельности по реализации товаров и призван регулировать новый Федеральный закон.
В статье 3 закона даются определение, характеристика и критерии различных видов рынков, управляющей рынком компании, продавцу и другим участникам и документации рынка.
Учитывая специфику проблемы, а именно вопроса «Кто занимается торговлей на рынках?», уместно привести определение понятия «товаропроизводитель» так, как это изложено в законе: товаропроизводитель – зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства (статья 3, часть 13). Это очень существенный момент в организации реализации продукции на рынках потому что, во-первых – он должен максимально освободить рынок от всякого рода посредников и перекупщиков, во – вторых – психологически настроить товаропроизводителей на то, что рынок – их рабочее место, где созданы нормальные условия для торговли своей продукцией, в третьих – осуществление предусмотренных законом комплекса мер по организации рынка, его обустройству, оборудовании, содержанию, а также организации деятельности по продаже товаров придаст этому процессу цивилизованный характер, а самому рынку – вид современного предприятия, посещение которого у покупателей оставит приятные впечатления и это немаловажно при организации деятельности такого рода предприятий и т.д. Кроме того, все это позволит также в пользу покупателей решить и самый больной для них вопрос – снижение цены на продукты, реализуемые на таких рынках.
В законе подробно регламентированы такие вопросы как порядок организации рынка, получения разрешения на право организации рынка, ведении реестра рынков и т.д. (статьи 4-10).
Однако с точки зрения продавцов и покупателей, как главных действующих лиц на рынке, наиболее важно содержание глав 3, 4 и 5 и их статей, в которых обозначены требования к планировке, оборудованию и содержанию рынка с соблюдением всех мер безопасности для участников рынка (статьи 11, 12 и 13), а также требования к организации деятельности непосредственно по продаже товаров и оказанию услуг, размещения и предоставления торговых мест, порядка ведения реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест, а также карточки продавца (статьи 14, 15, 18, 19, 20, 21).
Отдельно выделены особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке (статья 16), где при формировании и утверждении схемы размещения торговых мест, здесь управляющая рынком компания должна предусматривать и предоставлять торговые места для осуществления деятельности по продаже товаров товаропроизводителями в количестве не менее половины торговых мест, а также мест по продаже сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленной переработки и с автотранспортных средств сроком не более 3 месяцев.
Гражданам, ведущим фермерское и личное подсобное хозяйство, а также занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством на сельскохозяйственном рынке торговое место может быть предоставлено по упрощенной форме – на основании коллективного обращения граждан в количестве не менее десяти и при соблюдении требований части 3 статьи 15.
Не менее половины торговых мест, а также аналогичный упрощенный порядок предоставления торговых мест предусмотрен и на сельскохозяйственном кооперативном рынке членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, а также вышеперечисленной категории граждан на срок до 3 календарных дней (статья 17).
Статьей 22 закона предусмотрены определенные запреты и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации. Отдельные ограничения имеются и в некоторых других статьях закона. Например, ограничение срока предоставления торговых мест до 3 календарных дней гражданам, занимающимся садоводством,
огородничеством и животноводством на сельскохозяйственном кооперативном рынке (статья 17) и 3 месяцев на сельскохозяйственном рынке (статья 16). Эти ограничения, связанные со сроками предоставления торговых мест, на наш взгляд, лишь добавляют работу персоналу управляющей компании, отвлекая его на бесконечные обновление и переоформление соответствующих документов, вместо организации деятельности рынка и контроля за поддержанием порядка на его территории.
Рынок АПК имеет сложную структуру, которая охватывает все его сферы. Её можно представить следующим образом.
| Рынок АПК |
| Специализированные рынки |
| Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия |
| Рыночная инфраструктура |
| Товарные биржи |
| спрос |
| Рыночный механизм |
| Предприятия оптовой и розничной торговли |
| ярмарки |
| Рынок земли |
| Рынок рабочей силы |
| предложение |
| цена |
| Консалтинговые службы |
| Службы информации |
| Аудиторские организации |
| конкуренция |
| Рынок средств производства |
| Аграрное законодательство |
| аукционы |
| Посреднические фирмы |






