Конкуренция на рынке сельскохозяйственных товаров

 

Товарные биржи.

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия, его устойчивое развитие и положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности его продукции.

Конкуренцией называется соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции для получения максимальной прибыли.

Конкурентоспособность предприятия во многом определяется конкурентоспособностью его продукции. Конкурентоспособная продукция – это продукция, обладающая более высокими потребительскими свойствами (качество, дизайн, упаковка, удобство, цена и т.д.) по сравнению с аналогами и аналогичной продукцией, имеющейся на рынке, и поэтому пользующаяся повышенным спросом у потребителей.

     Отношения, связанные организацией и деятельностью рынков регулирует, а также дает определения понятиям «рынок» и его участников Закон Российской Федерации «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 года №271-ФЗ.

Рыночные отношения – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, в результате которых осуществляется реализация товаров.

В рыночных условиях определяется – какие условия производства являются необходимыми и востребованными потребителями, объемы и структура товаров, формируется цена и т.д.

Рынок и рыночные условия обеспечивают свободу действий, как товаропроизводителя так и потребителя, стимулируют лучшее использование достижений научно-технического прогресса (НТП), гибкость и максимальную приспособленность производства к изменяющимся условиям и т.д. и через это – способствуют более полному удовлетворению потребностей общества.

Инфраструктура рынка представляет собой совокупность коммерческих организаций и служб, обеспечивающих успешное функционирование рынка. Это – товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, консультативные и информационные службы, аудиторские компании и т.д. Они обеспечивают и облегчают осуществление товарообменных операций, повышает их оперативность и эффективность, объединяют товаропроизводителей и потребителей в едином товарообменном процессе и т.д.

Одна из таких организаций – товарная биржа. Это – организационная форма оптовой торговли товарами по стандартам и образцам, которая функционирует на постоянной основе. Основное назначение товарной биржи состоит в оказании услуг при заключении сделок, регулировании процесса торгов между продавцами и покупателями, распространении информации о ценах и сделках.

На конкурентоспособность продукции оказывают влияние следующие факторы, представленные в схеме.

Факторы конкурентоспособности
 

 

          Внешние
        Внутренние

 


Конкурентоспособность продукции
Финансово-кредитная и налоговая политика государства
                          

 


Финансовое состояние предприятия
Степень конкурентности рынка
                                  

    

Величина платежеспособности спроса


Маркетинговая деятельность
                              

 

    Размер предприятия
         Технология
Инновационная деятельность
Организация и управление производством
Природно-климатические условия
Инфраструктура рынка
Протекционистская политика по отношению к отечественным товаропроизводителям
Стандартизация и сертификация продукции
Уровень информированности о рыночной конъюнктуре

 

 






Контрольные вопросы

1. Понятие рыночных отношений.

2. Рынок сельскохозяйственной продукций.

3. Понятие конкуренций.

4. Особенности рыночных отношений в сельском хозяйстве.

5. Структура рынка АПК рыночная инфраструктура (товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические и рекламные фирмы) рынок рабочей силы, рынок средств производства, рынок земли.

6. Конкуренция на рынке сельскохозяйственных товаров

Экономическая эффективность сельскохозяйственного

Предприятия. Издержки производства. Себестоимость

Продукции.

        

1.Экономическая эффективность – понятие, сущность и

показатели экономической эффективности.

2. Издержки производства. Себестоимость продукции.

6. 1Экономическая эффективность – понятие, сущность и

показатели экономической эффективности.

Экономическая эффективность – это потребность товаропроизводителей в выпуске конкурентоспособной продукции при минимальных расходах ресурсов – материальных, финансовых и труда. В условиях рыночной экономики это особенно важно, так как предпринимательская деятельность осуществляется предприятием или организацией на свой риск и страх.

Экономическая эффективность определяется путем сопоставления полученного эффекта (результата) и использованными для его получения ресурсами или затратами. При этом следует иметь в виду, что «эффект» и «эффективность» понятия разные.

Различают следующие виды экономической эффективности:

1.Производственно – технологическая: отражает уровень использования производственных ресурсов – земельных, материальных, трудовых.

Показателями производственно-технологической экономической эффективности являются: землеотдача, фондоотдача, материалоемкость, трудоемкость и т.д.

2.Производственно – экономическая: отражает общее влияние производственно-технологической эффективности и экономического механизма. Показателями производственно – экономической эффективности являются себестоимость, валовой и чистый доход, прибыль.

3.Социально – экономическая: характеризует степень реализации (уровень влияния) экономических процессов, а также эффективность работы предприятия в целом. Показателями социально – экономической эффективности являются стоимость продукции на единицу земельной площади, уровень рентабельности, фонд потребления в расчете на 1 работника и другие.

4.Социальная: характеризуется лучшими условиями для воспроизводства рабочей силы и повышением благосостояния народа (условия труда, качество социально-культурного обслуживания на селе, рост реальной зарплаты и другие).

5.Эколого-экономическая: характеризует аспекты, связанные с влиянием производства на окружающую среду.

В сельском хозяйстве различают также еще несколько видов экономической эффективности, например: народнохозяйственная, отраслевая (сельское хозяйство в целом), отдельных отраслей сельского хозяйства, различных форм хозяйствования, внутрихозяйственных подразделений (бригада, звено, отделение),производство отдельных видов продукции, отдельных хозяйственных мероприятий.

Рассчитать показатели экономической эффективности можно следующими способами:

1.Путем деления полученного эффекта на величину затрат на его получение.

2.Вычислив разность между эффектом и затратами на его получение.

Обобщающими показателями экономической эффективности использования всех производственных ресурсов являются ресурсоотдача и ресурсоемкость, которые рассчитываются по формулам:

 

 

            ВП                                         РП

Ротд = -------         и        Ремк = -------,    

            РП                                         ВП

где ВП – стоимость валовой продукции (руб), РП – величина 

ресурсного потенциала (руб).

На практике специалисты земельно-кадастровых служб должны уметь дать экономическую оценку по различным аспектам землепользования, например – экономическая оценка структуры посевных площадей.

Критерий оценки при этом – выход продукции с 1 га площади при наименьших затратах труда и средств на единицу продукции. Для этого рассчитываются:

1.Объем производства всей продукции в натуральном и стоимостном выражении.

2.Трудовые материальные и денежные затраты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: