Учет и отчетность сельскохозяйственных предприятий

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Каждая учетная запись должна иметь документальное обоснование. В учете используются различные натуральные единицы измерения (килограммы, центнеры, человеко-часы и т. д.), но при обобщении информации обязательно переходят к денежному измерению. Эффективно управлять деятельностью предприятия невозможно без информации о наличии ресурсов, источниках средств и результатах их использования. Необходимо наблюдение, измерение и фиксация (регистрация) фактов хозяйственной деятельности, их последующее обобщение и анализ для принятия оптимальных управленческих решений.

Предмет бухгалтерского учета является количественная определенность экономических отношений, складывающихся в процессе расширенного воспроизводства. Важнейшими объектами бухгалтерского учета являются:

1. Ресурсы предприятий – основные средства (здания, автомобили, тракторы, компьютеры и т.п.), сырьё и материалы, семена, корма, запасные части, готовая продукция, денежные средства (наличные деньги в кассе предприятия, различные счета в банках и др.), долгосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) и др.

2. Собственные источники образования средств (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль);

3. Заемные источники (кредиты банков, займы);

4. Привлеченные источники (задолженность поставщикам и подрядчикам, задолженность по платежам в бюджет, задолженность персоналу по оплате труда);

5. Хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств предприятия.

Кроме того, объектами бухгалтерского учета могут быть вложения во внеоборотные активы, то есть инвестиции, увеличивающие стоимость активов за счет собственных средств предприятия.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при ведении бухгалтерского учета:

- двойная запись хозяйственных операций на счетах;

- последовательное применение избранной учетной политики от одного года к другому;

- полное отражение в учете всех хозяйственных операций, проведенных в отчетном периоде;

- полное отражение результатов инвентаризации в том отчетном периоде, в котором она проводилась;

- правильное разграничение доходов и расходов по отчетным годам;

- раздельный учет текущих издержек и капитальных затрат.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет его руководитель. Он может учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером, либо поручить ведение учета бухгалтеру по договору, или же вести бухгалтерский учет самостоятельно. Выбор в каждом случае зависит от конкретных условий деятельности предприятия.

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов отражения предмета бухгалтерского учета. Метод включает в себя следующие элементы:

-документацию и инвентаризацию;

-оценку и калькуляцию;

-систему бухгалтерских счетов;

-двойную запись на бухгалтерских счетах;

-бухгалтерский баланс;

-отчетность.

Документация является основой всего последующего учета. Каждая хозяйственная операция должна быть обязательно оформлена первичным документом. Документы в бухгалтерском учете являются не только юридическим свидетельством о свершившихся хозяйственных операциях, но и материальным носителем информации. Достоверность документов проверяется путем инвентаризации, то есть сопоставления (сличения) фактического наличия имущества с данными учета. Инвентаризация наряду с документацией является средством наблюдения за хозяйственной деятельностью предприятия. Проверка средств в натуре производят при пересчете, взвешивании, обмере и т.д.

Оценка – это пересчет имущества из натуральный единиц в денежные. В основе ее лежит калькуляция, то есть исчисление (расчет) себестоимости продукции, работ и услуг предприятия (например, себестоимости 1ц. зерна, 1ц. молока и т.д.).

Счета бухгалтерского учета – это способ системного отражения хозяйственных средств и источников их образования, хозяйственных процессов и результатов производственно-финансовой деятельности.

Каждый счет состоит из двух частей – левой (дебет) и правой (кредит). На счетах фиксируют остатки (сальдо) средств или источников финансирования и обороты за период, отражающие их движение.

Отчетность – это завершающий этап бухгалтерской работы; она содержит итоговые показатели деятельности предприятия. Формирование результативных показателей с разной степенью детализации или обобщения происходит в зависимости от запросов и прав потребителей информации. Главное назначение отчетности – получить материал для оценки работы предприятия и контроля за декларируемой прибылью, уплатой налогов, имуществом. Отчетность составляется на основании данных текущего учета.

В настоящее время, основываясь на мировой теории и практике, бухгалтерский учет подразделяют на финансовый, управленческий и финансовую отчетность.

Бухгалтерский финансовый учет охватывает информацию, предназначенную для внешних пользователей (государственные органы, акционеры, кредиторы, инвесторы).

Бухгалтерский управленческий учет обеспечивает информацией внутренних пользователей. Основной задачей управленческого учета является сбор, анализ, подготовка, передача и прием данных, необходимых управляющим (менеджером) для выполнения их функций. В управленческой бухгалтерии формируется прежде всего информация об издержках производства и калькуляции себестоимости продукции, определяется финансовый результат деятельности по местам возникновения затрат и центрам ответственности, проводится анализ, контроль, прогнозирование затрат. В управленческом учете часто используются приблизительные оценки и информация не обязательно должна формироваться в соответствии с установленными нормами. Управленческий учет – это связывающее звено между учетными функциями и управлением предприятием. Основой его является обоснование принятия решений по организации и технологии сельскохозяйственного производства, позволяющие сделать затраты эффективными реально управлять ими.

Под учетной политикой предприятия понимается совокупность принципов, вариантов организации и технологии реализации способов ведения бухгалтерского учета, исходя из установленных правил и особенности деятельности, с целью формирования максимально оперативной, полной и достоверной финансовой и управленческой информации.

Организовать работу бухгалтерии – это значит распределить обязанности между отдельными исполнителями, регламентировать работу каждого, указать, в какой форме и в какие сроки должны быть представлены те или иные сведения, результаты учетной работы и т. п. Учет должен быть построен таким образом, чтобы данные текущий бухгалтерских записей, зафиксированных в первичных документах, контролировать данными в сводных регистрах.

Первичные документы должны составляться в момент совершения хозяйственных операций. В течение отчетного года учет необходимо вести в соответствии с принятой учетной политикой, правильно отражать хозяйственные операции в регистрах синтетического учета, в частности Главной книге. На сельскохозяйственных предприятиях применяют Главную книгу по типовой форме № 18- АПК, построенной по дебетовому признаку. Открывают Главную книгу на год; для каждого синтетического счета в ней предназначен отдельный разворот. В начале года записи в книгу производят на основе вступительного баланса. В течении года ежемесячно отражают обороты по текущим хозяйственным операциям и выводят конечные остатки. На основании этих сумм составляется заключительный баланс.

Бухгалтерский баланс- это система показателей, характеризующих на определенную дату в денежной оценке ресурсы предприятия как совокупность его имущества и долговых прав: с одной стороны- по составу и размещения, с другой- по источникам образования и целевому назначению. Баланс- это двусторонняя таблица, левая часть которого именуется актив (А), правая – пассив (П). Каждый показатель баланса называется статьей. Группировка статей подчинена целям анализа финансового состояния предприятия. Баланс- это равенство, тождество, равновесие актива и пассива.

А = П = финансовые ресурсы предприятия;

А = имущество + долговые права;

П = собственные ресурсы + долговые обязательства.

Средства предприятия, имеющие стоимость, показываются в левой части баланса.

Главный источник информации для составления баланса – бухгалтерские счета.

Они делятся на три части: активные, пассивные, активно- пассивные.

Активные счета предназначены для отражения хозяйственных средств («Основные средства», «Материалы» «Касса»). На пассивных счетах учитывают источники формирования средств («Уставной капитал», «Добавочный капитал», и т.д). На активно-пассивных счетах отражаются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: