Понятия к теме «Михаил Иванович Глинка»

1. Интродукция (в опере)- хоровые сцены и вокальные ансамбли, которыми начинаются некоторые оперы.

2. Эпилог- раздел, завершающий какое- либо действие или музыкально- сценическое произведение в целом.

3. Ария- законченный по построению эпизод в опере, исполняемый певцом с сопровождением оркестра.

4. Каватина- лирико- повествовательная оперная ария, отличающаяся простым песенным складом и отсутствием значительных темповых контрастов.

5. Краковяк- польский народный танец (краковяки- жители Краковского воеводства в Польше, отсюда и название танца); размер 2/4, ритм острый, четкий, с частыми синкопами.

6. Трио (в вокальной музыке)- ансамбль из трех исполнителей с самостоятельной партией у каждого из них.

7. Дивертисмент- развлекательное сценическое представление, включающее номера разнообразного характера: танцы, песни и.т.п. В операх и балетах дивертисментами называют вставные номера или сцены, не связанные с сюжетом произведения.

Музыкальный материал к теме «Михаил Иванович Глинка».

(Все фрагменты на диске 2)

 

1. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: увертюра, интродукция, каватина и рондо Антониды, трио из 1 действия «Не томи, родимый», полонез, краковяк, вальс, мазурка из 2 действия, песня Вани, сцена с поляками (ответы Сусанина полякам), свадебный хор и романс Антониды из 3 действия, сцена в лесу (речитатив Сусанина «Чуют правду», ария Сусанина, ответы Сусанина полякам) из 4 действия, хор «Славься» из эпилога.

2. М. Глинка. «Вальс- фантазия». «Камаринская».

3. М. Глинка. Романсы: «Жаворонок», «Попутная песня», «Я помню чудное мгновенье».

 

 

Тема №4. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869).

 

4.1. Жизненный путь композитора. «Учителем музыкальной правды» называл своего старшего товарища и прямого предшественника по музыкальному новаторству М.П. Мусоргский. Путь Даргомыжского в музыке совпал с главным направлением развития русского искусства и литературы. Его можно определить так: от романтизма - к реализму. Он был последователем Глинки. И, в то же время, выступил ярким новатором: в опере «Русалка» им был создан новый тип русской оперы – народно- бытовой лирико- психологической драмы, а в опере «Каменный гость» ввел новый стиль интонирования речи – ариозно- декламационный.

    Взгляды Даргомыжского сложились в период 30-40 годов 19 столетия, во время бурного развития русской культуры. Даргомыжский чутко откликался на все передовое, прогрессивное в русском искусстве. В своем творчестве он был близок к демократическим писателям и художникам России.

    В историю отечественной музыки Даргомыжский вошел и как непревзойденный матер вокальной миниатюры. Его романсы составили целую эпоху в национальном искусстве. Он был также прекрасным вокальным педагогом, воспитавших целую плеяду замечательных певцов.

Вся его жизнь показала, что это был сильный, волевой человек, обладавший организаторскими способностями, внутренним достоинством, что он прекрасно понимал цель и смысл своего творчества.

А.С. Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года. Его отец, Сергей Николаевич, окончил Университетский Благородный пансион в Москве. Он был человеком способным и трудолюбивым, а потому быстро получил чин коллежского секретаря и орден, а также приглашение на работу в Петербург, куда семья переехала в 1817 году.

Родители хотели дать детям хорошее образование, приглашали лучших учителей. Саша учился играть на фортепиано, скрипке, пробовал сочинять, брал уроки пения. Помимо музыки, он занимался историей, литературой, поэзией, иностранными языками.

В 14 лет мальчика определили на государственную службу, правда, жалование ему стали платить через два года.

В Петербурге Даргомыжский считался сильным пианистом. Он часто бывал в музыкальных салонах знакомых. Здесь круг его знакомств был очень широк: Вяземский, Гнедич, Жуковский, братья Тургеневы, Лев Пушкин, Одоевский, вдова историка Карамзина.

В 1834 году Даргомыжский познакомился с Глинкой. Общение с ним оставило огромный след в жизни Александра Сергеевича. Его старший друг оказался для него не только духовным собратом, но и щедрым учителем. Даргомыжский не смог поехать за границу, чтобы продолжить свое образование. И Глинка передал ему тетради со своими занятиями по контрапункту с Зигфридом Деном. Изучил Даргомыжский и партитуру «Ивана Сусанина».

Первой работой композитора в области музыкального театра была большая романтическая опера «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Хотя Даргомыжский отдал готовую партитуру в дирекцию императорских театров в 1842 году, свет опера увидела в Москве только через пять лет. Опера недолго ставилась на сцене. Интерес к романтическому сюжету был вскоре потерян, да и сам композитор позже относился к опере критически.

В 30-е годы возросла известность Даргомыжского как вокального педагога и композитора. В свет вышли 3 сборника его романсов, среди которых особенно любимы слушателями были «Ночной зефир», «Я вас любил» и «Шестнадцать лет».

Кроме того, Даргомыжский оказался создателем светского хорового пения a cappella. Для любимого петербуржцами развлечения – «музыки на воде» - Даргомыжский написал тринадцать вокальных трио. При издании они были названы «Петербургскими серенадами».

В 1844 г. композитор впервые выехал за границу. Его путь лежал в Берлин, потом Брюссель, конечной же целью был Париж – музыкальная столица Европы. Европейские впечатления оставили яркий след в душе композитора.

В 1853 году состоялся приуроченный к сорокалетию композитора торжественный концерт из его произведений. В завершении концерта все его ученики и друзья собрались на сцене и преподнесли Александру Сергеевичу инкрустированный изумрудами серебряный капельмейстерский жезл с именами почитателей его таланта. А в 1855 г. была закончена опера «Русалка». Ее премьера получила хорошие отзывы, постепенно опера завоевала искренние симпатии и любовь публики.

В 1860 году А.С. Даргомыжского избрали почетным членом Русского музыкального общества. В это же время он начинает сотрудничать с журналом «Искра», создатели которого выступали против итальянского засилья в музыкальных театрах, преклонения перед всем западным. Эти идеи воплощены в лучших романсах той поры – драматическом романсе «Старый капрал» и сатирическом - «Титулярный советник».

Середина 60 –х годов была трудным для композитора временем. Умер отец, к которому Александр Сергеевич был очень привязан. У композитора не было своей семьи, все его хозяйственные и финансовые дела вел отец. Кроме того, Даргомыжский тяжело переживал холодное отношение к его творчеству музыкальной общественности.

В 1864 г. Даргомыжский вновь побывал за границей. Он посетил Варшаву, Лейпциг. В Брюсселе состоялся концерт из его произведений. Публика с азартом «отхлопала» Даргомыжского, вызывая автора на поклон. Побывав в Париже, он вернулся в Петербург.

Весной 1867 г. композитор заступил на пост председателя Петербургского отделения Русского музыкального общества. На этом посту он много сделал для укрепления русской музыки. В частности, назначил М. Балакирева дирижером симфонических концертов РМО. Вокруг Даргомыжского собирались члены «Могучей кучки». Особенно сдружились представители разных поколений русских музыкантов во время работы Даргомыжского над новой оперой по трагедии А.С. Пушкина «Каменный гость». Эта опера являет собой уникальный пример в истории музыки. Либретто для нее послужило литературное произведение – маленькая трагедия Пушкина, в которой композитор не изменил ни одного слова. Страдая тяжелым сердечным недугом, Даргомыжский очень спешил в работе над оперой. В последний период он был прикован к постели, но продолжал писать, торопясь, страдая от мучительной боли. И все же не успел полностью завершить работу.

Ранним утром 6 января 1869 года не стало «великого учителя музыкальной правды». «Могучая кучка» потеряла своего наставника и друга. В последний путь его провожал весь артистический Петербург.

По его желанию, «Каменный гость» был закончен Кюи и оркестрован Римским- Корсаковым. В 1872 г. члены «Могучей кучки» добились постановки оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге.

4.2. Романсы и песни Даргомыжского. Вокальное наследие Даргомыжского насчитывает более ста романсов и песен, а также огромное количество вокальных ансамблей. Этот жанр, к которому композитор обращался на протяжении всей жизни, стал своеобразной творческой лабораторией. В нем складывались характерные черты стиля композитора, его музыкальный язык.

Конечно, Романсы Глинки оказали на Даргомыжского большое влияние. Но все же основой для композитора стала бытовая городская музыка его эпохи. В своих вокальных произведениях он опирался на интонации музыки городских низов. Он обращался к популярным жанрам от простой «русской песни» до сложнейших баллад и фантазий.

Вместе с тем, композитор пошел дальше. Он переосмысливал привычные жанры, вносил в них новые средства, и на этой основе рождались новые жанры.

Содержание вокальной музыки Даргомыжского исключительно богато. Здесь задушевная лирика, шутливое лукавство и драматизм, спокойные пейзажи и характерные бытовые зарисовки, а порой, едкая социальная сатира, в чем Даргомыжский явился новатором. Особенно глубоко и психологически правдиво раскрыт в романсах внутренний мир человека с его думами, чувствами и характером.

В своих вокальных сочинениях Даргомыжский опирался на интонации человеческой речи, причем речи очень разнообразной, позволяющей создавать контрастные образы внутри одного романса.

Даргомыжский в своих романсах не просто рисует явления действительности. Он глубоко анализирует ее, выявляет ее противоречивые стороны. Поэтому романсы Даргомыжского превращаются в серьезные философские монологи- размышления.

Еще одной важной чертой вокального творчества Даргомыжского стало отношение к поэтическому тексту. Если Глинка в своих романсах стремился передать общее настроение стихотворения через широкую песенную мелодию, то Даргомыжский стремился следовать за тончайшими оттенками человеческой речи, придавая мелодии свободный декламационный характер. В своих романсах композитор следовал своему главному принципу: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово».

«Титулярный советник» (стихи П. Вейнберга). Здесь проявилось умение Даргомыжского в рамках одного романса показать контрастные образы. Эта песня- сатирический рассказ от лица автора. Хотя в основе ее - лаконичный текст без никаких описаний, композитор очень образно рассказывает о неудачной любви скромного титулярного советника (так в России назывался один из самых низших чинов) к генеральской дочери, с презрением его оттолкнувшей. Каким робким и смиренным обрисован здесь титулярный советник! А как властна и решительна мелодия, рисующая генеральскую дочь!

«Старый капрал» (стихи П. Беранже). В этом романсе искусство Даргомыжского своей музыкой рисовать портреты людей достигло вершины. Композитор определил жанр романса как «драматическая песня». Это – монолог, и драматическая сцена одновременно. Хотя в стихотворении Беранже говорится о французском солдате, участнике походов Наполеона, такая судьба была у многих русских воинов. Текст романса- обращение старого солдата к товарищам, ведущим его на расстрел. Как ярко раскрыт в музыке внутренний мир этого простого, мужественного человека! Он оскорбил офицера, за что был приговорен к смертной казни. Но это было не просто оскорбление, а ответ на нанесенную старому солдату обиду. Этот романс- гневное обвинение общественного строя, который допускает насилие человека над человеком.

В музыке Даргомыжский правдиво и с подлинной художественной силой нарисовал мужественный облик старого солдата, отразил глубину его переживаний. В разнохарактерных по своему мелодическому складу куплетах с припевом композитор воссоздал и речь старого солдата, обращенную к товарищам, его раздумья о жизненных превратностях, горькое чувство обиды и воспоминания о прошлом.

В средней части – напевной и более медленной – солдат вспоминает родную деревню, ее широкое приволье и старушку- жену.

Повторяющийся припев в ритме четкого марша - его обращение к товарищам- звучит, как строевая команда, которую отдает капрал. Музыка песни гибко следует за текстом, развиваясь естественно и свободно. Важную выразительную роль в песне играет ритм марша.

«Мне грустно» (стихи М. Лермонтова)- образец лирического монолога. Пушкин и Лермонтов были любимыми поэтами Даргомыжского. Их гений служил источником вдохновения для многих русских композиторов. Музыка этого романса тонко передает содержание стихотворения, еще более усиливая его печальное настроение.

Партия фортепиано напоминает гитарное сопровождение в бытовых романсах. На фоне этого задумчивого, нежного и тихого перебора струн гитары звучит искренняя исповедь – вокальная мелодия с чертами декламационности. Это - как бы живая человеческая речь, прерываемая паузами, как вздохами. Мелодия плавная, полная раздумья и печали. Глубоко впечатляет своей интонационной выразительностью первая фраза на слова «Мне грустно» с ярким ходом на нисходящую уменьшенную квинту (тритон).

В своем развитии мелодия чутко следует за текстом, ее заключительная кульминация подчеркивает основную мысль стихотворения – мысль, означающую, что невозможно счастье среди лицемерного общества, среди людей коварных и злобных. Стихотворение Лермонтова проникнуто тревогой за судьбу дорогого человека, и это настроение тонко воплощено в романсе Даргомыжского.

«Мне минуло шестнадцать лет» (стихи А. Дельвига)- яркий музыкальный портрет. Даргомыжский несколько переосмыслил образ наивной девушки- пастушки, созданный Дельвигом. Использовав музыку незатейливого вальса, какие были очень популярны в то время в домашнем музицировании, главной героине романса он придал реальные черты современной простодушной мещанки.

Уже с первых тактов музыки перед слушателям возникает образ юной девушки, чуть лукавой, ласковой, веселой и грациозной. Созданию такого впечатления способствует мажорный лад и непринужденный вальсовый ритм. Выразительна мелодия с ее неожиданными прихотливыми изгибами. Она как бы рисует изменчивый, немного капризный образ девушки- шалуньи, ее грациозные движения и жесты.

4.3. Опера «Русалка». В основу либретто оперы «Русалка» легла неоконченная пушкинская драма. Она увлекла композитора жизненностью сюжета, народностью языка и человеческих характеров. А главное, что определило выбор композитора, - социальная направленность сюжета, осуждение несправедливости существовавшего уклада. Именно это помогло Даргомыжскому не только правдиво показать в опере жизнь отдельных людей из народа, но и подняться до больших обобщений. Личная трагедия девушки- крестьянки становится частью трагедии народа.

«Русалка»- первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, - отражение душевного мира героев, их переживаний и характеров. Под действием драматических событий меняются характеры героев. В нежной и самоотверженной Наташе пробуждаются гнев и ожесточение, ненависть к обманувшему ее человеку. В конце оперы- это властная и мстительная Русалка. Мельник, отец Наташи – весельчак и балагур, но порой он не прочь поворчать на дочь, внушая ей, как надо вести себя девушке. В третьем действии, под влиянием пережитого горя, перед зрителем предстает совсем иной образ. Он потрясает своим трагизмом, вызывая чувство гневного негодования к людям, доведшим его до безумия.

Новая задача потребовала и новых музыкально- выразительных средств. Вот почему в опере сравнительно немного замкнутых музыкальных номеров, арий и лирических ансамблей. Преобладает принцип сквозного развития. Совместное пение в ансамбле свободно сменяется диалогом между действующими лицами. Причем, именно в диалогах нередко содержатся яркие музыкальные характеристики героев. Этот смелый и новый прием позднее получил развитие и в творчестве других русских композиторов- Мусоргского, Чайковского.

В основе содержания «Русалки» лежит социальный конфликт. С большой художественной силой и правдой рассказывается в опере о судьбе простой русской девушки, обманутой и брошенной богатым князем. Трагедия Наташи- это трагедия многих русских девушек, жизнь которых в условиях помещичье- крепостного строя была искалечена барскими прихотями.

Содержание драмы Пушкина композитор, в основном, оставил без изменений, присочинив лишь конец, отсутствовавший у Пушкина. При этом некоторые герои пушкинской драмы получили в опере имена. Так, дочери Мельника дано имя Наташа, а подруге Княгини- Ольга.

В центре оперы- два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это привело к тому, что всю оперу композитор наполнил народно- песенными элементами. Среди арий, ансамблей и хоров есть основанные на подлинных народных мелодиях, но есть и созданные самим композитором в народной манере.

В опере – четыре действия. Сценическому действию предшествует увертюра в сонатной форме. В ней звучат некоторые темы оперы. В увертюре воссоздается общий характер музыки «Русалки».

Первое действие. В опере развиваются две драматические линии. Первая из них охватывает все первое действие. Наташа и Мельник показаны здесь как часть той среды, в которой они живут. Эта среда представлена народными хорами, плясками.

Им противостоит образ Князя, характеристика которого связана с интонациями городского романса. Правда, и сама Наташа обрисована вначале такой же музыкой.

Первое действие начинается сценой Наташи (сопрано) и Мельника (бас). В опере это действие играет очень важную роль: здесь происходит показ основных образов, завязка драмы, ее развитие и даже развязка (самоубийство Наташи). Содержание его так разнообразно, что могло бы послужить сюжетом для целой оперы.

Ария Мельника, открывающая первое действие, рисует нам портрет этого героя. Человек простодушный и грубоватый, Мельник искренне любит свою дочь, но житейские заботы, мысли о наживе всецело поглощают его. С каким мастерством и юмором Даргомыжский показывает ворчливость старика, его попытки навязать дочери свои жизненные правила. Основная тема арии- оживленная, с приплясывающим ритмом и резкими, угловатыми акцентами в мелодии. Она звучит и в небольшом оркестровом вступлении к арии.

Наташа безучастна к наставлениям отца. Лишь приезд Князя (тенор) выводит ее из задумчивости. Ее переполняют различные чувства: радость встречи с Князем, огорчение, что он должен скоро уехать, предчувствие беды и снова радость после уверений Князя. Все это очень правдиво выражено в музыке. В сцене Наташи и Князя друг за другом следуют разговорные диалоги, песенные дуэты и терцет с участием Мельника.

Наташе здесь отводится ведущая роль, так как ее чувства определяют характер всего драматического развития. В первом действии Наташа не имеет отдельной арии, и с ее образом мы впервые знакомимся в терцете. То с замиранием сердца она вслушивается в знакомый топот коня, и каждое ее слово передает взволнованную радость. То узнает, что Князь уже торопится домой, и ее новое настроение передается лирической мелодией «Ах, прошло то время».

Чувства Князя и его поведение неопределенны, туманны. Он еще не решается сказать Наташе о разрыве.

После этого ансамбля композитор резко переключает действие. Появляется толпа крестьян. Их мирные песни оттеняют, подчеркивают драматизм всего действия. Три песни, которые поют крестьяне, - своеобразная хоровая сюита.

Первая песня –лирическая протяжная «Ах, ты, сердце». Нежно, спокойно и печально звучит соло гобоя, по своему тембру близкого народным духовым инструментам - свирели, жалейке. Ту же мелодию подхватывает запевала. Песня постепенно варьируется, обогащается подголосками. Мельник просит крестьян потешить Князя веселым хороводом.

Вторая песня- подвижная хороводная «Заплетися, плетень». Она более веселая и оживленная. Запевает ее женский хор на фоне подвижного и прозрачного сопровождения альтов и кларнетов. Интересна в этой песне ее шеститактовая структура, типичная для русских хороводных, что еще более подчеркивает ее народный характер.

Третья песня – веселая плясовая «Как на горе мы пиво варили». Она быстрая, задорная, с упругой и подвижной темой, исполняемой веселой скороговоркой. В основе этого хора лежит подлинная народная мелодия. Песня сопровождается веселой хороводной игрой с притоптыванием и припляской.

После ухода крестьян действие стремительно идет к кульминации и завершению. Музыка очень ярко рисует разные состояния Наташи и Князя. Сцену решительного объяснения композитор назвал Дуэтом Князя и Наташи. Но совместное пение возникает здесь только в те моменты, когда музыка как бы подытоживает предыдущее развитие. Их решительное столкновение – контрастное противопоставление двух ярко выраженных человеческих характеров.

Какой сильной и благородной натурой показана здесь Наташа! И как мелок, ничтожен Князь в своем безволии и трусости! Ведущая роль принадлежит в дуэте Наташе. Сколько чувства в ее горестном вопросе: «Ты женишься?», когда она, наконец, понимает причину разлуки. Ее смутная догадка, а потом потрясение прекрасно выражены в музыке.

Пытаясь успокоить Наташу и оправдаться перед ней, Князь говорит о силе обстоятельств, от которых он зависит. Вкрадчиво звучит его мелодия «Суди сама, ведь мы не вольны жен себе по сердцу брать». Не изменяет решения Князя и известие, что Наташа должна стать матерью. Он оставляет ей дорогие подарки и уходит. Чувство оцепенения сменяется у Наташи сознанием страшной действительности. В отчаянии она срывает с шеи дорогое ожерелье, подаренное Князем, и взбегает на высокий берег Днепра. Ее обращение к царице днепровских вод построено на подлинной народной мелодии «Ох, ты, горе великое». В этой музыке – не только отчаяние, но и решимость отомстить за себя. Наташа бросается в Днепр.

Второе действие. Его музыка светла и празднична. В богатом княжеском тереме- свадьба. Это - яркая картина старинного русского обряда. Поэтому большую роль в ней играют хоровые обрядовые песни. Среди них выделяется хор «Сватушка». Девушки поддразнивают свата, вымогая у него подарки. Слова этой песни - народные.

Контрастом этому хору и свадебному веселью звучит одинокий голос невидимой утопленницы. Он рассказывает о событиях первого действия. Это звучит, как упрек Князю.

Песня Наташи «По камушкам, по желтому песочку» полна скорби. В разгар веселья в оркестре звучат нежные, но, вместе с тем, холодные и прозрачные переборы струн арфы, а печальную мелодию запевает гобой. Далее слышен голос Наташи. Песня соединяет в себе и печаль русской протяжной мелодии, простой и трогательной, и, вместе с тем, своим холодным колоритом рисует образ иной Наташи, уже не реальной, горячо любящей девушки, а сказочной русалки. Переборы струн арфы создают образ существа фантастического и холодного.

Праздничное настроение нарушено. Заключительный ансамбль передает смятение и недобрые предчувствия. Княгине (меццо-сопрано) прозвучавшая песня кажется предзнаменованием несчастья в ее супружеской жизни.

Между вторым и третьим действием проходит десять лет. Несчастливо сложилась жизнь Князя с богатой, но не любимой женой.

Третье действие делится на две картины. В первой- молодая Княгиня, одинокая и страдающая. Ее подруга Ольга пытается развлечь свою госпожу шуточной песней «Как у нас на улице».

 Вторая картина – «Сцена на берегу Днепра». Грустит Князь, бродя по тем заброшенным местам, где когда- то был счастлив с Наташей. Князь терзается раскаянием и предается томительным воспоминаниям.

Каватина Князя начинается певучим речитативом «Невольно к этим грустным берегам…» Музыка задумчива и печальна.

Неожиданно перед ним появляется одичавший старик, в котором с трудом можно узнать прежнего Мельника. Его сцена с Князем- самая сильная в опере по психологической характеристике, по выражению различных чувств и трагедийной глубине. Неузнаваемо изменился Мельник. От его прежней грубоватости и юмора не осталось и следа. Перед нами- человек, переживший большую человеческую трагедию и ставший для Князя живым укором. Дико звучат его слова. Музыка передает ужимки обезумевшего от горя старика. Его бредовый рассказ о превращении в ворона, о бездомной жизни перемежается бурными вспышками безумия. Предложение Князя поселиться в его тереме Мельник с яростью отвергает. «Заманишь, а там, пожалуй, удавишь ожерельем»,- кричит он и пытается задушить Князя. Лишь подоспевшие охотники спасают Князя.

Четвертое действие. В центре его- образ Наташи. Подобно Мельнику и Князю, она тоже предстает в конце оперы в новом облике. Она- уже не нежная, любящая девушка, а гордая холодная Русалка- властительница здешних вод. Ею движет одна лишь страсть – месть Князю за его вероломство. Прекрасны фантастические картины призрачного подводного царства. Их красочность дополняет образ царицы русалок.

В большой арии Русалка выражает жажду мести. Музыка рисует образ гордой, властной, суровой Русалки- мстительницы. Мелодия ее властного зова к Князю построена на интонациях народной колыбельной.

На берегу Днепра. Сюда вновь возвращается Князь. Появляются и Княгиня с Ольгой. Завидев Князя, они прячутся. Происходит встреча Князя с русалочкой- его дочкой. Русалочка рассказывает о матери и зовет его с собой. Напрасно Княгиня и Ольга пытаются удержать Князя. Из глубины Днепра раздается голос Наташи – она призывает его. Русалочка увлекает Князя, Мельник ей помогает. Раздается злорадный смех русалок.

В эпилоге изображено подводное царство. Русалки кладут мертвое тело Князя к ногам своей царицы. Так отомстила Русалка за обманутую девушку Наташу. В оркестре гордо и властно звучит тема ее призыва, построенная на интонациях народной колыбельной.

Вопросы.

1.Как называл Даргомыжского М.П. Мусоргский?

2. Назови годы жизни Даргомыжского.

3. В каком возрасте будущий композитор поступил на службу?

4. В каком году состоялась встреча Даргомыжского с Глинкой? Какую роль она сыграла в жизни Даргомыжского?

5. Назови первое произведение композитора в оперном жанре. Когда оно было написано?

6. Перечисли жанры, к которым Даргомыжский обращался в своем творчестве.

7. Какая опера положила начало жанру русской психологической драмы из народной жизни?

8. Сколько романсов написал Даргомыжский? Какое место этот жанр занимал в его творчестве?

9. Какие романсовые жанры композитор использовал в своем творчестве?

10. Назови имена поэтов, на чьи тексты писал Даргомыжский.

11. Объясни, в чем особенность отношения Даргомыжского к поэтическому тексту.

12. Сформулируй основной принцип творчества Даргомыжского.

13. Расскажи об известных тебе романсах Даргомыжского.

14. Определи жанр оперы Даргомыжского «Русалка».

15. Какое литературное произведение легло в основу сюжета оперы? Что нового внес в него Даргомыжский?

16. Назови главных персонажей оперы. Какие певческие голоса поют их партии?

17.  Расскажи, как изменяются на протяжении оперы образы Мельника, Князя и Наташи.

18. Перечисли, какие подлинные народные мелодии использовал композитор в опере.

19. Кратко расскажи о содержании и основных музыкальных номерах каждого действия оперы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: