План изучения материала
1. Общая характеристика оценочной деятельности учителя.
2. Особенности оценки учебных достижений в условиях ФГОС НОО.
3. Критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся начальной школы.
Ход урока
Актуализация знаний (вспомните)
1. Что такое диагностика обучения?
2. В чем ее отличие от контроля знаний?
3. Что лежит в основе диагностики?
4. Что лежит в основе контроля?
5. В чем отличие понятий «оценка» и «отметка»?
Изучите теоретический материал по плану. Скопируйте или кратко законспектируйте.
Общая характеристика оценочной деятельности в условиях ФГОС НОО.
Понятие оценочной деятельности учителя появилось сравнительно недавно в исследованиях С.Л. Копотева, Г.Ю.Ксензовой, А.В. Куликовского, Н.В. Селезнева и др.
Характерной чертой оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе является её двусторонний характер: с одной стороны, имеет место оценочная деятельность педагога, с другой – учащихся.
|
|
Н.В. Селезнев указывает на многосторонний характер оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе, выделяя такие аспекты, как аксиологический, уровневый и стимулирующий. Основное значение аксиологического аспекта Н.В. Селезнев видит в развитии таких показателей оценочной деятельности педагога и учащихся, как объем, глубина, самостоятельность оценки и ее полное соответствие затрагиваемой ценности.
В своем исследовании Г.Ю. Ксензова обращает внимание на тесную связь оценочной деятельности учителя и используемой им технологии обучения. Соответственно первое и основное отличие в содержании оценочных актов, осуществляемых на основе разных педагогических технологий, отмечает автор, заключается в ориентации на применение индивидуальных или общепринятых эталонов.
Во всех представленных исследованиях выделяются необходимые компоненты процесса оценки или оценочной деятельности, это:
- Определение целей обучения.
- Выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей.
- Отметку или иной способ выражения результатов проверки.
Все эти компоненты связаны и каждый влияет на предыдущий и последующий.
При всем многообразии взглядов педагогов можно выделить сущностные черты оценочной деятельности: целенаправленность; двусторонность; единство внутреннего и внешнего, объективного и субъективного; взаимосвязь оценки и самооценки, регулирования и саморегулирования.
Смысл оценочной деятельности учителя, как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих учеников.
|
|
Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности учителя при таком подходе становится организация образовательного процесса в целом и собственная профессиональная педагогическая деятельность.
Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть:
- умением определять предмет оценивания;
- умением воспринимать предмет оценки;
- умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями;
- умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.
В свою очередь развитие этих умений у педагогов требует соответствующего отношения учителей к самой проблеме оценочной деятельности в современных условиях.
Таким образом, в рамках компетентностного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу учителя, овладение которой происходит на всех этапах профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим можно утверждать, что оценочная деятельность учителя на современном этапе является неотъемлемой частью его профессионально-педагогической деятельности.
Особенности оценки учебных достижений в условиях ФГОС НОО.
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
Введение федерального государственного стандарта НОО потребовало переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новом ФГОС.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации",
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
- Основной образовательной программы начального общего образования, в частности её разделов: целевой «Планируемые результаты», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», содержательный «Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)»;
- Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования.
Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители.
Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов
Итак,
1. Оценивание является постоянным процессом.
В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2. Оценивание может быть только критериальным.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
Они могут вырабатываться ими совместно - оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
|
|
3. Оценивать можно только то, чему учат. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.
4. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
5. В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника.
6. Объективность оценки.
Помимо внутренней оценки, используется и внешняя оценка.