Организация краеведческого уголка

Во время наблюдений за погодой, практических работ на местности, реке, озере, в окрестностях школы, экскурсий и походов под руководством учителя дети собирают коллекции, делают зарисовки, записи, фотографируют местные достопримечательности. Все материалы, связанные с краеведением, обобщаются и поступают в краеведческий уголок.

Уголок может помещаться в коридоре школы, вестибюле. В нем должно быть все, принесенное детьми. В организации краеведческого уголка могут оказать помощь и родители, и шефы.

Краеведческий уголок во вспомогательной школе должен состоять из трех разделов.

1. Календарь погоды.

2. Наш край или город, район, микрорайон, наше село или наша улица (что ты знаешь о тех местах, где живешь и учишься?).

3. Основные народные приметы, по которым можно предсказывать погоду (за несколько часов, на следующий день).

Эти разделы размещаются на трех листах фанеры или картона, которые могут висеть на стенe рядом или быть скрепленными в виде гармошки. Если они стоят на полу (на ножках), возле них должен находиться стол или полочки для экспонатов.

В верхней части календаря погоды — надпись «Погода сегодня», под ней сделаны вырезы для обозначения года, числа, месяца и дня недели, а ниже расположены картонные «приборы»:

§ термометр с подвижным окрашенным стержнем, картонным или резиновым;

§ флюгер—кружок с обозначенными на нем сторонами горизонта и стрелкой, один конец которой окрашен красной краской. Стрелка показывает направление ветра;

§ барометр в виде кружка с одноконечной стрелкой и надписями по кругу: «К ненастью», «Переменно», «К ясной погоде»;

§ квадрат, снимающийся с гвоздика. На одной стороне его нарисованы две черные точки (дождь), на другой — снежинки (снег). С его помощью фиксируется наличие осадков;

§ квадрат голубого цвета, закрытый двумя створками, окрашенными с внешней стороны серой краской, а с внутренней — голубой. Если день ясный, створки открыты, при частичной облачности прикрывается одна створка, при сплошной — обе. Этот прибор условно обозначает состояние облачности.

Температуру на картонном термометре ученики устанавливают по уличному градуснику, который должен быть укреплен за окном в каждой школе. Направление ветра устанавливают по флюгеру или вымпелу. Показания барометра устанавливают по действующему барометру, который находится в учительской или в закрытом застекленном шкафчике. Вместо цифр на этом настоящем барометре также наклеивают на стекло полоски бумаги с надписями: «Ясно», «Переменно», «К ненастью».

Материалы по родному краю располагаются на второй части стенда. Его тематику определяют коллективно на педсовете. Можно начать с изучения природы своего микрорайона, парка или пришкольного участка. Материалы краеведческого характера время от времени меняются, дополняются. Собирать их надо умело и целенаправленно. В составлении характеристики своего города, села, района, микрорайона, улицы можно использовать такие темы:

1. «Знай свой город» (или село, улицу и т.. д.). Под этой рубрикой могут быть размещены материалы, связанные с его историей (памятники и памятные места; наш город в годы Великой Отечественной войны; его прошлое, настоящее и будущее и пр.).

2. «Умей проехать, пройти к своей школе». Указываются пути сообщения, виды транспорта, основные ориентиры; можно поместить карты, рисунки, названия остановок, станций.

3. «Наши соседи». Указываются ближайшие заводы, фабрики, районный Дом пионеров, ближайшая больница, райсовет, кинотеатр. Здесь же отмечается, сколько школ и школ-интернатов в районе.

4. «Хозяйство родного края». В этом разделе можно указать виды местной промышленности, природные ресурсы края, поместить фотографии, а также альбомы: «Знатные люди района», «Местные промыслы» и т. п. Если в районе, где находится школа, добывают полезные ископаемые, их образцы также должны находиться в уголке.

5. «Наш завод» (или фабрика, или колхоз). Кем и когда основан, на каком сырье работает, какую продукцию выпускает (образцы продукции) название ближайшей электростанции, которая дает ток предприятию.

6. «Где находится твой город, село или улица». Здесь помещаются карты с планом местности, макеты, фотоснимки, альбомы, приводятся данные о занимаемой площади; на контурных картах СССР можно указать расстояние до Москвы, до ближайшего моря, до экватора, полюсов.

7. «Водоемы в нашей местности». Указываются размеры, хозяйственное использование, откуда вытекает и куда впадает река, протекающая по городу, а также данные о близлежащих естественных и искусственных водоемах,

8. «Какая у нас погода». Приводятся элементарные данные о местном климате: средняя продолжительность зимы и лета, самые низкие температуры зимой и высокие летом. Помещаются фотоснимки, рисунки с изображением видов зимы и лета.

9. «Почва нашей местности» (типичные образцы почв данного района).

10. «Наши растения» (образцы растительности — листья, семена). При хорошо поставленной работе можно собрать образцы хозяйственно ценных дикорастущих растений своего края, лекарственных растений. Сюда же можно поместить и некоторые виды сорняков.

11. «Наши животные». Животный мир наглядно сложно изучать. В больших городах дети ходят в зоопарк. В уголке этот раздел можно представить фотографиями, рисунками, купленными чучелами птиц, вредителей сельского хозяйства. Самим можно собрать коллекции вредных и полезных насекомых. Влажные препараты раков, червей, лягушек, рыб, ящериц могут сделать старшие школьники совместно с учителем.

12. «Знаешь ли ты?». В этом разделе помещаются занимательные вопросы, а также рисунки с изображением следов животных, их рога, крыло птицы и пр. (кому принадлежит?), выписки из известных учащимся произведений (кто сказал?).

Можно осветить в уголке общественно полезный труд школьников, например посильное участие в охране и восстановлении природы, в озеленении (охрана зеленых насаждений от поломки, вытаптывания, от насекомых-вредителей, помощь поврежденным деревьям, полив растений и т. п.). Указать, кто участвует в оформлении и размещении местного материала, ухаживает за экспонатами, выполняет обязанности экскурсовода (VII — VIII класс), отвечает за чистоту и порядок в уголке.

Можно выпустить газету «Юный краевед», поместить материалы проведенной конференции «Урожай», описать краеведческий вечер.

Особенно богатый материал можно собрать в походах, в пионерских и туристических лагерях, например, на темы: «Золотая осень», «Навстречу весне», «По следам зверей и птиц» и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л Ф, Гусев. Краеведческая работа во вспомогательной школе «Специальная школа», зып. 5, 1967,

2. «Краеведение и краеведческие походы в преподавании географии». Под ред И. А. Матрусова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

3. М. С, Васильева и др. Из истории Москвы и Подмосковья. М., «Просвещение», 1964.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: