Географическая площадка во вспомогательной школе

Все практические работы, связанные с моделированием и изготовлением самодельных наглядных пособий, а также многие упражнения наиболее эффективно могут проводиться на географической площадке.

Географическая площадка способствует конкретизации знаний у школьников, экономит время, содействует развитию практических навыков и умений, пробуждает интерес учащихся к наблюдениям.

Занятия на ней принесут огромную пользу, так как у умственно отсталых учащихся преобладает конкретное мышление. Кроме того, практические занятия на географической площадке непосредственно связаны с программным материалом по арифметике, геометрии, естествознанию, с уроками развития речи. Здесь же вырабатываются и закрепляются и другие жизненно важные навыки.

Для устройства географической площадки выбирается по возможности открытое место — площадка примерно 11 X 12 м. Площадка выравнивается и посыпается песком, огораживается невысоким забором.

Оборудование:

1. Забор-измеритель делается из одной стороны ограды. Окрашивается двумя красками (например, красной и белой) через каждый метр. Высота забора 1 м. Около забора-измерителя проводится измерительная дорожка. Забором-измерителем пользуются для развития пространственных представлений, при прохождении темы «План и карта».

2. Столб-высотомер обычно делается узким кверху, на верхушку одевается флюгер, высота столба 10 м. окрашивается также двумя цветами через каждый метр. Служит для сравнения высоты с другими предмета, развивает пространственные, измерительные навыки. Может быть полезным, как и забор-измеритель, на уроках арифметики.

3. Флюгер — прибор для определения направления ветра делается из жести учащимися или покупается в магазине вместе с ветромером для определения силы ветра. Может быть заменен вымпелом — куском красной материи, прикрепленным к высотомеру. Буквы С, Ю, 3, В, обозначающие стороны горизонта, прикрепляются ниже вымпела на высотомере толстой проволокой.

4. Ростомер (деревянный, по типу медицинского) ставится на географической площадке для измерения роста учащихся. Зная величину своего роста (с помощью многократных измерений), ученики сравнивают свой рост с высотой других предметов, при этом развивается глазомер.

5. Кубический метр делается из тонких деревянных peeк, скрепленных между собой. Дает наглядное представление об объеме кубического метра. Ставится у одной из сторон забора.

6. Квадратный метр — также из деревянных реек — кладется на площадку и выкладывается внутри толченым кирпичом. Дает представление о квадратном метре.

7. Гномон — прибор для точного определения направления на север. На столб-подставку (высотой 1 м 20 см) прикрепляется доска размером 30 Х 30 см, окрашенная белой масляной краской. В нее, ближе к краю, вставляется металлический стержень. Если такой прибор трудно изготовить, то в центр площадки вбивается железный кол.

Наблюдения ведутся таким образом: в солнечный день, в 10—11 часов утра проводится полуокружность радиусом, равным длине тени стержня. Затем проводится наблюдение за этой тенью. Необходимо заметить время, когда она коснется проведенной полуокружности. Это — полуденная линия, показывающая точное направление на север; ее обводят черной краской. Если гномон — железный кол, то полуденную линию выкладывают ил земле толченым кирпичом или другим материалом. По гномону устанавливаются все приборы на площадке.

8. Румбическое кольцо (румб — одно из 32 делений по кругу компаса) выкладывается вокруг гномона из кирпича или дерева и вкалывается наполовину в землю. На внешней стороне кольца проставляются начальные буквы сторон горизонта: по полуденной линии обозначается север, напротив — юг, справа — восток, слева—запад и промежуточные направления между ними (8 обозначений). Румбическое кольцо служит для ориентирования, т. е. для выработки умения определять свое местоположение по отношению к сторонам горизонта.

9. Солнечные часы (горизонтальные) представляют собой деревянный круг произвольных размеров со стержнем в середине. Цифра 12 ставится точно по полуденной линии (по гномону), остальные цифры наносятся на определенном расстоянии друг от друга (сначала карандашом, затем масляной краской). Солнечными часами могут пользоваться учащиеся всех классов. Они устанавливаются на южной стороне, в самом открытом месте площадки.

10. Дождемером может быть прямое ведро. Количество осадков в ведре можно измерить линейкой, опущенной в ведро, или с помощью мензурки.

Зимой дождемер убирают, а толщину снегового покрова измеряют снеговой рейкой с делениями.

11. Термометр и барометр покупаются. Барометр держат в школе. Термометр прикрепляют к высотомеру.

12. Ящики с песком (без дна) устанавливаются рядом со столами, ими пользуются учащиеся при воспроизведении различных форм рельефа.

13. Столы (узкие, как парты) и скамьи могут быть переносными или врытыми. Нужно иметь столов и скамеек примерно по 5 штук (по одной на 3—4 детей).

14. Доска обычная, классная устанавливается у одной из сторон забора. Лучше использовать ту сторону, где находится забор-измеритель. Доска используется для записей и вывешивания карты.

15. Уголок ориентирования служит для закрепления знаний и навыков, полученных учащимися на экскурсии при определении сторон горизонта по местным признакам. Такой уголок прежде всего необходим в школах, расположенных в лесной полосе. В нем должны быть помещены:

а) спиленный пень (устанавливается вытянутыми кольцами на юг);

б) валун, покрытый мхом (на север);

в) ствол березы (длинными ветками на юг), у его подножия с южной стороны устраивается мнимый муравейник;

г) врытый ствол сосны или ели (невысокий) с подтеками смолы;

д) модель холма (из камней, покрытых дерном) со склонами — пологим и крутым, перевалом; должна быть ясно выражена вершина, подошва.

16. Витрина небольшая под стеклом, где вывешиваются сводки погоды, дневники наблюдений, лучшие тетради по географии, контурные карты, фотографии, рисунки, таблица местных признаков погоды. В таблице указываются простейшие приметы.

Например:

Температура воздуха Прогноз
Днем жарко, ночью холодно Ночью тепло, нет росы Температура не меняется После дождя тепло После дождя холодно к хорошей погоде к ненастью к ненастью к ненастью к хорошей погоде

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: