Наглядные пособия на уроках географии

Наглядные пособия в преподавании географии имеют огромное значение, тем более что большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географии без наглядных пособий невозможно, так как даже самые красочные словесные описания ничего не дадут умственно отсталому ученику, если у него нет образа предмета.

Картины, муляжи, учебные фильмы и другие наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчетливое представление о предмете, закрепить знание карты.

На уроках географии наиболее широко используются географические картины, иллюстрации из учебника. С их помощью учащиеся знакомятся с отдельными географическими объектами, явлениями или целым комплексом явлений. Например, такие картины, как «Извержение Везувия», «Ниагарский водопад», знакомят детей с внешним видом этих явлений, а картины «В тундре весной», «В пустыне», «На Мурманском побережье» знакомят их уже с комплексом явлений. Эти наглядные пособия дают конкретные представления, благодаря которым у учащихся формируются общегеографические понятия. Известный географ А. С Барков утверждает, что «географическая картина дает зрительный образ страны. Она дополняет карту и географическое описание»; хотя книга, глобус, карта и необходимы, они не могут дать такого ощутимого представления о реальных географических явлениях и предметах, как картины и фотографии. (См.: А. С. Барков. Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр.179.)

Учителю не следует рассказывать содержание картины, гораздо полезнее, если ученики сделают это самостоятельно с помощью наводящих вопросов. В этом случае изображенные на картине предметы глубже останутся в памяти учащихся.

Картины, фотографии, иллюстрации применяются учителем как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе учащихся. Хорошими наглядными пособиями могут быть и репродукции с картин известных художников: Шишкина, Левитана, Айвазовского. В качестве раздаточного материала можно воспользоваться наборами открыток. Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самими учащимися.

Работа по картине связывается с картой (например, определить по карте, где расположено изображенное на картине место, в каком тепловом поясе). Полезно предложить детям устно дополнить содержание картины.

В работе с картиной у учащихся развивается мышление, внимание, наблюдательность, создается более ясное представление об изучаемом, воспитываются эстетические чувства. Исследуя вопрос об изучении причинно-следственных зависимостей на уроках географии во вспомогательной школе, В. Н. Синев показал, что географическая картина способствует установлению умственно отсталыми школьниками причинных связей, если искомая причина наглядно показана. Вместе с тем в любом случае картина играет роль стимула к высказыванию.

Объемные наглядные пособия (модели, макеты, коллекции полезных ископаемых, гербарии) по сравнению с другими наглядными пособиями дают более полное представление учащимся об изучаемых объектах. Этих пособий обычно значительно меньше в распоряжении учителя, чем картин. Однако под руководством учителя умственно отсталые дети могут сами довольно успешно изготовлять пособия такого рода (например, макеты тундры, тайги и других природных зон, реки, колодца), а также (моделировать из влажного песка, пластилина, глины, папье-маше на географической площадке или в классе холм, овраг, вулкан и т. п. Методика всех этих работ подробно описана Т. Н. Головиной. (См.: Т. Н. Головина. Практические работы по географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение», 1965.)

К наглядным пособиям относятся также графические изображения: схемы, например «Смена дня и ночи», «Затмение Солнца», «Затмение Луны» (VII класс); простейшие чертежи, например «План класса» (V класс). Графические изображения перерисовываются сначала учителем на доску, а затем учениками в тетради. Они, следовательно, тесно связаны с рисунком учителя на доске.

Рисунок на классной доске зачастую незаменим при объяснении предмета, явления, о котором рассказывает учитель. Особенно ценно, когда учитель создает рисунок по ходу своего объяснения. В этом случае рисунок поясняет слова учителя, а его рассказ поясняет содержание рисунка. Одновременность словесного и графического описания предмета повышает внимание детей и способствует лучшему его восприятию. Например, при знакомстве учащихся с устройством термометра учитель рисует столбик, «наполненный» ртутью или спиртом, и планку, на которую наносит деления, обозначающие градусы. Выделение этих частей предмета на рисунке облегчает его восприятие.

Учитель должен тщательно подготовиться к рисунку на доске. В один урок не следует давать больше одного-двух несложных и обычно схематичных рисунков, поясняющих объяснение учителя. Например, вулкан лучше всего показать сначала на картине, затем рассмотреть рисунок в учебнике, показать кинофильм и только после этого разрез вулкана на доске.

На уроках географии также применяется вычерчивание на доске простейших картосхем, контуров, — это помогает учащимся понять и закрепить новый учебный материал. А. С. Барков считает, что учитель географии, входя в класс, прежде всего должен взять в руки мел, чтобы рисовать на доске. По мнению этого ученого, схематическая и эскизная карты на доске дают простой и наглядный способ выражения. Таким схематическим изображением в высокой степени фиксируется внимание учащихся и достигается конкретность представлений, а сравнение с точной картой приучает учеников вглядываться в карту и лучше ее запоминать.

Рисуя на доске, учитель пользуется цветными мелками, это повышает выразительность рисунка, усиливает интерес и внимание детей к изображаемому. Не следует рисовать на доске то, что ученикам хорошо известно. Не надо забывать, что рисунок, имея огромное значение для закрепления и понимания учебного материала, не заменяет стенных картин, диапозитивов, книжных иллюстраций, географических карт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: