Использование учебных фильмов на уроках географии

Особое место в обучении учащихся по своей выразительности и конкретности занимает такое средство наглядности, как учебные фильмы. Использование кинопособий наиболее целесообразно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно.

Показ учебных фильмов помогает в проведении словарной работы, развитии речи учащихся, конкретизирует изучаемую тему, однако проводить его следует прежде всего в тех случаях, когда изучаемый материал нуждается в дополнительном обобщении и закреплении.

На уроках во вспомогательной школе рекомендуется в первую очередь применять диафильмы, немые кинофильмы, кинокольцовки, предназначенные для учащихся начальной школы. Это связано с тем, что содержание указанных пособий более доступно пониманию умственно отсталых учащихся и соответствует программе вспомогательной школы. При отсутствии таких кинопособий можно воспользоваться и учебными фильмами для средней массовой школы.

Темы, не связанные с показом движущихся объектов, следует изучать, используя диафильмы и диапозитивы. Это целесообразно потому, что их демонстрация может быть выборочной. Учитель имеет возможность задерживать каждый кадр, изображаемый на экране, столько времени, сколько необходимо для полного понимания учениками учебного материала. Кроме того, показывая диафильмы, легко возвратиться к предшествующим кадрам в целях сравнения рассматриваемых объектов, анализа или уточнения.

В темах, где требуется показ движения изучаемых объектов, рекомендуется применять в первую очередь немые кинофильмы и кинофрагменты с пояснениями учителя, так как они имеют своеобразную структуру, менее сложную, чем другие кинопособия. Как и звуковые кинофильмы, немые кинофильмы и кинофрагменты показывают объекты в динамике, но содержание их значительно проще и более ограниченно. Кроме того, немые кинофильмы рассчитаны на пояснения учителя, и поэтому изображаемые объекты могут обозреваться на экране относительно длительнее, чем в звуковых кинофильмах.

При отсутствии немых фильмов к темам, где требуется показ объектов в движении, подбираются звуковые кинофильмы, сначала из фильмов для начальной массовой школы и только затем из фильмов для средней общеобразовательной школы.

Звуковые учебные фильмы со сложным для восприятия олигофренов содержанием, многословным дикторским текстом и музыкальным сопровождением следует, показывать с отключенным звуком. Пояснения к фильму в этом случае даст учитель.

Отключая звуковое сопровождение, учитель имеет возможность объяснить именно то, что ученики вспомогательной школы должны запомнить. Кроме того, учеников не отвлекают ритмические танцы и песни, и они сосредоточеннее слушают учителя. Однако иногда звуковое сопровождение фильма незаменимо. Так, при изучении тем, в которых предметы и явления необходимо представить с характерным для чтения звуками и шумами, например, «Горные реки», «Извержение вулкана»,«Землетрясение»), следует применять звуковые кинофильмы независимо от сложности сопровождения. Демонстрировать эти фильмы необходимо с комментариями учителя.

Показ кинофильмов во вспомогательной школе наиболее целесообразно проводить после изучения темы с помощью других наглядных пособий (том числе диафильмов). Тогда демонстрация кинофильма способствует закреплению, повторению учебного материала, расширяет и углубляет полученные знания. Использование кинофильма как введение в изучение новой темы во вспомогательной школе чаще всего неэффективно.

Наблюдения показали, что демонстрация учебных фильмов дает больший эффект, если ее проводят после рассматривания рисунков, карт, схем или цветных картин, В процессе чтения статьи, беседы или рассказа учитель выписывает на доску трудные слова, термины, которые встретятся в дикторском тексте. После просмотра следует закрепить полученные сведения. Любой фильм требует обсуждения и без него теряет свою учебную значимость.

В некоторых случаях объяснение нового материала можно проводить с показом диафильма или диапозитивов, если они в доступной форме иллюстрируют ту ила иную тему. Например, в IV — V классах вспомогательной школы, приступая к изучению темы «Реки и озера», можно как введение в тему использовать диафильм «Реки и озера СССР», а в теме «Степь», изучаемой на уроках географии в V и VI классах, после рассматривания учениками стенной цветной картины провести объяснение с использованием диафильма «В степях».

Более сложные темы («Землетрясения», «Солнечные и лунные затмения», «Извержение вулканов» т. п.) следует предварительно объяснять ученикам с помощью муляжей, теллурия, рисунков, стенных картин.

Длительность демонстрации экранных пособий имеет большое значение в условиях вспомогательной школы. Умственно отсталые дети быстро утомляются, занимаясь одним и тем же видом работы, их восприятие через короткое время притупляется. Поэтому важно, чтобы показ учебных фильмов занимал на уроке строго ограниченное время: в младших классах до 15 минут, в старших — до 20—25 минут и проводился в привычной для учащихся обстановке (лучше в своем классе или, в крайнем случае, в специально оборудованном зале, со стульями и столами). Это имеет педагогическое значение в отношении привыкания к окружающей обстановке и выработки условного рефлекса у учащихся. Кроме того, за столом дети могут делать зарисовки, краткие записи в тетрадях, работать с учебником, записывать задания.

Практика показывает, что, получив задание учителя запомнить определенные сведения из фильма, ученики старших классов успевают произвести записи, которые они затем проверяют. Это способствует лучшему запоминанию названий объектов.

Время и место использования киносредств определяются учителем в соответствии со школьным расписанием. Учитель должен знать фонд учебных фильмов и наличие имеющегося в школе оборудования к урокам с применением кино, а также методику применения этих средств.

Подготовка учителя к уроку с применением кино. В процессе подготовки учителю следует определить задачу урока, подобрать соответствующий фильм, просмотреть его, отобрать нужные кадры, части кинофильма, ознакомиться с необходимой литературой, спланировать использование других наглядных пособий, составить план урока, включающий краткое содержание фильма, конспект пояснений к кадрам.

Урок с применением кино отвечает тем же задачам, что и все остальные уроки. Эти задачи могут быть различными: на материале соответствующего кинофильма, обобщить знания учеников о животном и растительном мире отдаленной географической области или показать современные способы добычи каменного угля, дать представление о движении ракеты в космосе, об охоте за китами и т. д.

Подбор соответствующего фильма представляет большую трудность для учителя вспомогательной школы. При подборе фильма к какой-либо теме учителю-дефектологу необходимо учитывать особенности психологии умственно отсталых учащихся и доступность этого кинопособия. Приходится поэтому иногда даже отказываться от интересных в познавательном отношении кинофильмов для массовой школы и останавливать выбор на диафильмах и диапозитивах или ограничиваться картинами, рисунками в учебнике.

Отбор учебных фильмов из фонда массовой школы представляет трудность также потому, что ежегодно фонд кинофильмов меняется, пополняется новыми фильмами, особенно по теме «Наша Родина». Только в том случае, если педагог регулярно знакомится с имеющимся фондом учебных кинофильмов и предварительно их просматривает, он сможет выполнить основные требования методики, сможет подготовить учащихся к просмотру пособия, правильно отобрать материал, закрепить в памяти учеников его содержание.

Подбирать учебные фильмы к урокам следует определенным образом. В первую очередь удобнее отобрать диафильмы и кинофильмы, которые имеются в школе, а затем выписать недостающие из каталога учебных кинофильмов и диафильмов для массовой школы.

Если в. разделах каталога для начальной массовой школы нет фильма по той или иной теме, следует воспользоваться предметным указателем фильмов для 8-летней массовой школы и только в крайнем случае списком фильмов, предназначенных для IX—X классов общеобразовательной школы. Так, из списков для I— II классов массовой школы можно использовать кинофильм «Лес» и одноименный диафильм, кинофрагменты, посвященные жизни животных («Верблюд», «Слон», «Волк»); из списка для III класса массовой школы — кинофильмы «Как определить направление на местности», «Поверхность СССР», диафильм «Равнины и горы», кинофрагменты «Морж», «Тюлень», «Белый медведь»; из раздела «Природоведение» (III—IV класс массовой школы) — диафильмы «Реки» и «Озера» и кинофильмы «Волго-Донской канал» и «Как человек использует ветер».

В подборе учебных фильмов необходимо руководствоваться учебной программой и учебниками по предмету для учащихся вспомогательной школы. Учебная программа определяет тему, которая должна быть изучена. Учебник, написанный в полном соответствии с программой по предмету, помогает установить примерный объем учебного материала, предлагаемого для усвоения учениками по данной теме. Кроме того, в учебнике излагается материал в определенной последовательности, основанной на специальной методике обучения умственно отсталых школьников.

Следуя программным указаниям и изучив статью учебника, учитель в процессе предварительного просмотра фильма отбирает нужные кадры, выделяя те моменты, на которые необходимо обратить внимание учеников.

Приведем конкретный пример. Программой по географии для VII класса предусмотрено изучение темы «Австралия» по следующим разделам: Положение на карте. Природа Австралии. Остров Новая Гвинея. Население Австралии. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая, Современное положение коренного населения Австралии.

На изучение этого материала отводится три часа. Программа не определяет объема учебного материала. В этом отношении учителю помогает учебник, в котором учтено, что школьники совершенно ничего не знают об этой стране, что тема трудная, незнакомая, и дается статья в том объеме, той последовательности и форме, которые наиболее доступны умственно отсталым детям. В статьях учебника дается конкретный перечень растений, животных, наиболее типичных для данной части света, а также сведения о населении Австралии, о современном положении коренных жителей страны.

Однако следует учитывать, что в некоторых статьях учебника содержится учебного материала больше, чем предусмотрено программой. Поэтому для более полного представления об объеме материала, обязательного для усвоения, необходимо ориентироваться и на вопросы, предлагаемые в конце каждой статьи. Это не означает, что учитель не может давать дополнительных сведений по данному вопросу. Напротив, для закрепления того или иного понятия у умственно отсталого ученика необходимо широко применять разнообразные наглядные пособия, привлекать художественные описания, проводить словарную работу и т. п. Задание же, предлагаемое в конце статьи, ориентирует учителя на то главное, что обязательно надо усвоить ученику.

Итак, готовясь к изучению темы «Австралия», учитель должен подобрать к теме соответствующие наглядные пособия, в том числе и экранные: звуковые учебные кинофильмы «Австралия», «Путешествие Миклухо-Маклая на остров Новая Гвинея» и одноименные диафильмы. Предварительно просмотрев их, учитель отбирает нужные кадры, составляет текст пояснений.

Положение Австралии на карте мира, поверхность и растительность материка и острова Новая Гвинея целесообразнее изучить с помощью диафильмов. Животный мир и занятия населения значительно нагляднее и шире представлены в кинофильмах, которые и следует использовать при изучении этих разделов. Одновременно будут закреплены сведения, полученные с помощью диафильмов.

Роль учителя в процессе демонстрации фильма. Как уже говорилось, при использовании всех экранных пособий в процессе их демонстрации обязательны пояснения учителя. Они могут быть разнообразными по объему и содержанию — в виде замечаний, реплик, рассказа. Это зависит от соответствия объема учебного материала в фильме объему, указанному в программе, а также от содержания дикторского текста: насколько оно понятно умственно отсталым ученикам.

Экспериментальные данные показали, что замечания и реплики учителя по ходу фильма оказывают значительное влияние на запоминание учениками сведении. Учащиеся более полно и прочно усваивают тот материал, на который учитель обращает их внимание.

Вместе с тем необходимо учитывать, что словесное сопровождение учителя не должно быть многословным. «Заговаривание» фильма мешает детям воспринимать зрительные образы. С другой стороны, нельзя обходить молчанием кадры, требующие пояснений, иначе воспринимаемый материал может быть неправильно понят учениками.

Материал в старых по времени фильмах необходимо дополнять новыми данными, связывать с современностью. Учитывая быструю смену кадров, следует быть лаконичным, чтобы пояснения совпадали с демонстрацией поясняемого кадра.

Показывая звуковой кинофильм, сопровождаемый дикторским текстом, а в ряде случаев и музыкой, учителю следует ограничивать пояснения короткими фразами — синхронно со зрительным материалом.

Особенно тщательно следует готовить рассказ к фильму, если звук отключен. Текст рассказа в этом случае должен быть небольшим по объему, но в то же время охватывать весь материал, который необходимо усвоить учащимся. В составлении его поможет предварительное прослушивание звукового сопровождения к фильму и текст статьи учебника на эту тему.

Например, учитель считает, что дикторский текст к звуковому кинофильму «Сухие степи Казахстана» многословен, содержит ряд выражений, непонятных умственно отсталым ученикам, и поэтому решает демонстрировать его с отключенным звуком. Составленный пояснительный рассказ может быть использован не только в процессе демонстрации фильма, но и при предварительном объяснении темы до просмотра, в вводной беседе. Текст может быть примерно таким:

Сухие степи в СССР расположены в Казахской республике. Они протянулись от нижнего течения Волги до границ с Китаем. Сухие степи покрываются невысокой травой только ранней весной. Летом земля высыхает, и трава сгорает. В тех местах, где почва соленая, не растут культурные растения. Зато на песчаных и глинистых местах сажают и сеют пшеницу, просо, подсолнечник, хлопок, рис.

Советские люди построили оросительные каналы, распахали и засеяли целинные земли.

В сухих степях добывают полезные ископаемые: уголь, нефть, соль. Из домашних животных там разводят овец и верблюдов. Этим животным надо мало воды, и они едят горькую траву.

Большие города в сухих степях — Алма-Ата, Караганда, Кзыл-Орда, Аральск.

Текст пояснений к немому фильму должен быть также в виде рассказа, составление которого несколько сложнее для учителя, чем к звуковому фильму, так как, кроме надписей, к некоторым кадрам, никаких других пояснений к немому фильму не имеется. В этом случае учителю во время предварительного просмотра следует выписать для себя перечень кадров и составить к ним отдельные пояснения, а затем объединить их в связный рассказ.

Например, при предварительном просмотре немого кинофильма «В пустынях Средней Азии» учителю следует отобрать для демонстрации с пояснениями кадры, изображающие вид пустыни, растительность, животных, труд туркменов и узбеков, их занятия в сельском хозяйстве, промышленности, виды Ташкента и Ашхабада.

Из отдельных пояснений к этим кадрам может быть составлен примерно следующий текст:

Пустыни Средней Азии расположены вокруг Аральского моря. Растений в пустынях почти нет. Изредка встречаются колючие травы и дерево саксаул. Это дерево имеет вместо листьев чешуйки. Оно очень твердое — не рубится, не колется, в воде не тонет.

Животных в пустынях немного. Это ящерицы, вараны, черепахи и змеи.

В пустынях Средней Азии расположены две республики — Узбекская и Туркменская. В советское время построено много больших городов, каналов. Населяют эти республики узбеки и туркмены. Они занимаются сельским хозяйством: выращивают рис, хлопок, фрукты, •разводят каракулевых овец и верблюдов.

Главные города — Ташкент и Ашхабад.

Надписи к кадрам в немых кинофильмах и диафильмах как в начальных, так и в старших классах должен читать только учитель. Приведенные эксперименты показали, что на всех годах обучения умственно отсталые школьники пока читают надписи, не успевают рассмотреть изображение на экране. Одни сосредоточиваются над осмысливанием содержания надписи, другие их вообще не читают, а только смотрят изображаемое.

Голос учителя акцентирует нужное, направляет внимание учеников.

Демонстрируя любые экранные пособия, ни в коем случае не следует останавливать внимание учеников на том, чего не следует запоминать ученикам. Например, в учебном кинофильме «Куба» показан трудовой народ Кубы, занятый в различных отраслях хозяйства и промышленности, при этом все курят сигары. Стоит учителю бросить реплику: «А вот курит молодежь напрасно!»— и ученики запомнят именно курение больше других моментов фильма.

Еще пример из наших наблюдений. В учебном немом фильме «В пустынях Средней Азии» заснята лошадь, везущая овечью шерсть. Учитель счел нужным обратить внимание учеников на то, что лошадь не является типичным животным для природной зоны пустынь. 75% учащихся, смотревших этот фильм, запомнили прежде всего, что «в пустынях бывают лошади», забыв про верблюдов, овец и ослов.

Не следует обращать внимание учеников и на те моменты, которые они запомнят самостоятельно. Эксперименты показали, что в учебных фильмах по природоведению, географии и естествознанию умственно отсталые школьники достаточно хорошо запоминают кадры с изображением животных, съедобных растений, приключенческие, занимательные, эмоционально впечатляющие моменты (удав, крокодил или осьминог душит или заглатывает добычу, дикари собираются убить Миклухо-Маклая и т. п.).

В связи с этим во время демонстрации кинопособия учителю следует постоянно направлять внимание детей на главное, отвлекая от занимательного, приключенческого. В противном случае ученики запомнят только эти моменты, вытесняющие более важный в познавательном отношении учебной материал.

Кроме того, учителю вспомогательной школы следует помнить, что замедленная съёмка, например движение ракеты в космос, а также быстрое развитие процесса, например произрастание растения из семени, иногда вводят в заблуждение умственно отсталых детей, т. е. они считают, что темп, показанный в кинофильме, существует в действительности. Учителю рекомендуется предварительно, до просмотра фильма, или в ходе демонстрации разъяснить ученикам, как эти процессы происходят на самом деле.

Особо следует подготовить вопросы, которые учитель будет задавать ученикам по ходу фильма. Эти вопросы должны быть заранее четко сформулированы и предполагать краткие ответы учеников. Важно, чтобы их количество было строго ограничено. В ходе эксперимента мы убедились, что вопросов, на которые будут отвечать учащиеся по фильму во время просмотра и после него, не должно быть более трех-четырех.

Следует избегать показа титров, где указывается, для какого класса предназначен фильм. Учитель вспомогательной школы может оказаться в тяжелом положении, когда, например, учащиеся V—VIII классов прочитают на экране: «Кинофильм для II класса». Пройдет значительное время, пока педагог убедит учеников в важности фильма, заинтересует их или дети сами отвлекутся занимательными кадрами.

Если фильм, предназначенный для старших школьников, показывается ученикам начальных классов, детям это нравится. Они подтягиваются, смотрят внимательно, но короткое время, так как в таких фильмах умственно отсталым многое непонятно.

Построение урока с применением кинофильма. Во введении или вводной беседе учителю рекомендуется указывать краткое содержание фильма, подчеркивать главное, разъяснять трудное, задавать вопросы учащимся по теме фильма, не упоминая о нем. Учеников предупреждают, что эти вопросы будут использованы в дальнейшей работе по изучаемой теме. После такого введения дети сразу приступают к просмотру фильма. Объяснение нового материала предшествует вводной беседе по фильму.

Не следует заранее предупреждать учащихся о просмотре кинофильма, лучше это сделать непосредственно перед его показом. Узнав о демонстрации фильма до урока или в начале его, умственно отсталые дети в ожидании фильма абсолютно не слушают объяснений учителя, а без них дальнейший показ кино бесполезен. Поэтому сначала учитель проводит опрос учащихся, изучает с детьми новую тему с помощью различных статичных наглядных пособий, задает домашнее задание, если оно не связано с фильмом, а затем уже сообщает о просмотре кино. Это не исключает введения в предварительную беседу вопросов, связанных с содержанием фильма.

После просмотра кинопособия полезно опять возвратиться к картинам, рисункам, муляжам, к статье учебника — к тем пособиям, с помощью которых изучалась тема до демонстрации кинофильма.

Практика показывает, что на уроке с применением кино нецелесообразно начинать объяснение нового материала с чтения статьи учебника. Ее следует читать после объяснения темы и роботы с наглядными пособиями (кроме кино). Например, по томе «Белорусская Советская Социалистическая Республика» можно в начале урока опросить учащихся по пройденному материалу. Затем рекомендуется изучить новую тему с помощью географических карт (карты природных зон, физической и политической карты СССР), рассмотреть стенные картины, изображающие природу и труд населения Белоруссии.

На следующем этапе урока целесообразно предложить ученикам ряд заданий, включающих работу с картами и картинами:

§ Покажите Белорусскую Советскую Социалистическую Республику.

§ Посмотрите на карту природных зон и определите, в какой зоне расположена Белоруссия.

§ Вспомните, какие животные водятся в зоне смешанных лесов. Какие деревья растут в этих лесах?

§ Найдите на карте столицу Белорусской ССР, прочитайте ее название.

Ответы учеников учитель подытоживает, дополняя необходимыми сведениями. Рассказ учителя сопровождается показом по карте и может быть примерно таким:

Южнее прибалтийских республик в зоне смешанных лесов расположена Белорусская Советская Социалистическая Республика. Населяют ее в основном белорусы. Здесь сохранились густые леса. где водятся дикие животные: рыси, волки, лоси, олени, кабаны, Когда-то в Белоруссии было много болот. Теперь на месте осушенных болот выращивают лен, пшеницу, кукурузу, просо, гречиху.

В Белоруссии выстроены большие машиностроительные заводы, бумажные комбинаты, заводы радиодеталей.

Столица БССР — город Минск.

Если эта тема изучается в течение двух или нескольких уроков, то вслед за рассказом учителя можно прочитать статью, рассмотреть рисунки в учебнике, поработать с контурной картой, а фильм показать на одном из последних уроков.

Если тема изучается за один урок, то чтение статьи лучше провести после просмотра фильма.

И в том и в другом случае до демонстрации кинопособия проводится беседа по содержанию фильма и словарная работа.

После просмотра фильма проводится опрос учащихся по теме, обсуждается фильм, закрепляется материал, делаются записи, зарисовки и т. п. Затем следует задать домашнее задание.

План урока с применением кинофильма во вспомогательной школе выглядит примерно так:

1. Опрос учащихся и связь нового материала с пройденным.

2. Изучение новой темы без применения кино с помощью карт, картин и т. п.

3. Чтение статьи учебника.

4. Вступительное слово или беседа по содержанию кинофильма, словарная работа.

5. Демонстрация фильма..

6. Опрос по просмотренному киноматериалу с использованием карт, картин или других наглядных пособий.

7. Домашнее задание (если оно связано с кинофильмом).

ЛИТЕРАТУРА

1. Л. В. 3анков. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М„ Учпедгиз, 1960.

2. «Особенности использования наглядных и словесных средств обучения во вспомогательной школе», под ред. Г. М. Дульнева. «Известия АПН РСФСР», вып. 68. 1954.

3. Б. И. Пинский. Зависимость действий учащихся вспомогательной школы от соотношения слова и наглядности в учебном процессе. М., АПН РСФСР, 1956.

4. Т. И. Пороцкая. К методике показа учебных фильмов во вспомогательной школе. «Специальная школа», вып. 4, 1967.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: