Становление социологии права как юридической дисциплины

Сравнительно краткий по времени (после появления общей социологии) процесс формирования и развития социологии права как юридической дисциплины опирался на весьма долгую историю юридического изучения права как социального явления. Остановимся на некоторых основных вехах этой истории.

Юриспруденция, сформировавшаяся в качестве самостоятельной науки в Древнем Риме в IV-III вв. до н. з., опиралась на достижения древнегреческой мысли в области учений о праве, государстве, политике, обществе, философии, этике, истории и т. д. Вопросы, связанные с общественным значением права и юриспруденции, находились в центре внимания римских юристов - знатоков светского права, пришедших на смену жрецам (понтификам), которые до них ведали сакральным правом.

1 См.: Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 23.

Сама юриспруденция, согласно определению известного юриста I в. Цельса, понималась как наука (и вместе с тем как практически значимое социальное занятие, «искусство» - подобно врачебному «искусству») о «добром и справедливом»1 в совместной (общественной) жизни людей. В этом же духе знаменитый юрист классической эпохи (II—III вв.) Ульпиан характеризовал юриспруденцию как «познание божественных и человеческих дел, науку о справедливом и несправедливом». Для понимания общественной роли и значения юристов в ту эпоху (и вместе с тем социального смысла их занятий правом) весьма примечательны следующие его слова: «По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».

С точки зрения социологии права весьма поучительно сопоставить эти положения Ульпиана о реальном общественном статусе и функциях юристов (как представителей определенной социальной профессии и института римского общества) с социологическими мечтами и измышлениями отца-основателя позитивистской социологии О. Конта об особом социальном институте и функциях жрецов придуманной им религии в рамках «социократии» - проектируемого утопического общества будущего. По любым современным социологическим, а тем более юридико-социологическим критериям и меркам очевидно, что римские юристы (и римская юриспруденция в целом) реально (теоретически и практически) занимались (и ведали - в качестве правоведов) социально-правовой организацией общественной жизни (т. е. в чистом виде занимались юридической «социальной инженерией», говоря словами Р. Паунда), а в надуманных функциях жрецов контовской позитивной социологии трудно усмотреть что-либо позитивное в плане социальной действительности или социологически оправданное в плане научной обоснованности.

1 Дигесты Юстиниана. С. 23.

Социальная ценность и значимость как самого права, так и правовых занятий (теоретических и практических) римских юристов, а затем и их последователей - европейских юристов Средних веков, Нового и Новейшего времени - коренились в понимании и толковании права как выражения справедливости в общественной жизни. Воплощением правовой справедливости выступало естественное право, которое рассматривалось в виде одной из трех составных частей права вообще, наряду с правом народов и позитивным римским гражданским правом.

Теоретическая разработка римскими юристами концепции справедливого естественного права и обоснование с этих позиций требований справедливости всякого позитивного права предопределили основные социальные ориентиры для всего последующего развития европейского права и юриспруденции. Ведь именно в русле естественно-правовых идей о свободе и равенстве всех людей, их дальнейшего развития и постепенной практической реализации находятся такие основные достижения в общественной и политической жизни, как положения о неотчуждаемых естественных правах и свободах человека, господстве права, гражданском обществе, разделении властей, правовом и социальном государстве и т. д.

Средневековая европейская юриспруденция (теоретическая и практическая) в условиях господства церкви и теологии продолжала начатую римскими юристами деятельность в сфере юридической «социальной инженерии». Она весьма успешно осуществляла общесоциальные функции одного из ведущих светских институтов тогдашнего общества, а созданная юристами (как сторонниками естественного права, так и приверженцами юридико-догматического понимания и толкования позитивного права) правовая доктрина была основным источником действовавшего позитивного права. Усилиями средневековых юристов была подготовлена та светская социально-правовая почва, опираясь на которую юриспруденция Нового времени обосновывала идеи и принципы буржуазного «юридического мировоззрения» - господствующей социально-политической идеологии формировавшегося гражданского общества, правового государства, да и всего после-феодального буржуазного строя.

Особую роль в развитии этой идеологии сыграло учение французского юриста XVIII в. Ш. Л. Монтескье. Его главное произведение - фундаментальный труд «О духе законов» - выдающийся русско-американский социолог П. Сорокин назвал «первой систематической социологией права и морали». Монтескье выявил и исследовал те социальные, политические, экономические, исторические, географические и иные факторы, которые влияют на процесс правотворчества и определяют особенности содержания и характера позитивного права у разных народов и в различные эпохи их социально-исторического развития. Учение Монтескье о «духе законов» стало первой теоретически сформулированной (на основе анализа огромного массива эмпирических данных) юридико-социологической концепцией многофакторного подхода к изучению права, существенно повлиявшей на все последующие юридико-социологические исследования.

В начале XX в. в юриспруденции усилились призывы к возрождению естественного права и начало формироваться влиятельное антилегистское и антипозитивистское направление юридико-социологических исследований. Возникла «школа свободного права», с деятельностью которой связано оформление и утверждение социологии права как отдельной юридической дисциплины. Видный представитель этой школы, австрийский юрист Е. Эрлих в работе «Основы социологии права» (1913) определял цели и задачи социологии права как изучение «живого права народа», источником развития которого является не законодатель, а общество. Юридико-социологическим толкованием и изучением права как фактически складывающегося порядка общественной жизни занимались и многие другие приверженцы этой школы (Ф. Гек, Г. Зинцгеймер, Г. Канторович, Э. Юнг, Ф. Жени и др.).

Данное направление успешно развивалось в рамках американской школы социологии права - в работах таких известных юристов, как Р. Паунд, Д. Фрэнк, Б. Кардозо, О. Холмс, К. Ллевеллин и др. Особое внимание они уделяли юридико-социологическому изучению судебной практики, позиций судей по конкретным делам, поведения сторон в спорах о праве и т. д. В основе разработанной Р. Паундом концепции «юридической социальной инженерии» лежит представление о праве как режиме упорядочения человеческих взаимоотношений в соответствии с надлежаще установленными правилами.

В первой половине XX в. в западной юриспруденции сформировалось и такое самостоятельное направление социологии права, как институционализм, представителями которого являются, в частности, М. Ориу, Л. Дюги, Ж. Гурвич, П. Сорокин и др. Согласно их юридико-социологической трактовке право - это не только особый социальный институт, но и организующая идея для формирования и функционирования других социальных институтов. Так, согласно концепции «социального права» (или «социабельного права») Ж. Гурвича право выступает как фактор интеграции и институционализации общественных отношений. П. Сорокин трактовал право как конституирующее начало любой общественной группы или института. С этих позиций он характеризовал все социальные образования (семью, государство, церковь, партию, профсоюзы, школу, университет, организованную группу преступников и т. д.) как социально-практическую форму объективации и олицетворения правовых норм и убеждений всех или решающего большинства членов соответствующего социального образования.

Значительный вклад в развитие современной социологии права внесли исследования профессоров юридического факультета Парижского университета Ж. Карбонье, Р. Пэнто и М. Гравитца, венгерского юриста К. Кульчара, польского ученого А. Подгурецкого, труды многих других ученых-юристов. Заметное распространение получила юридпко-социологическая концепция немецкого профессора общей социологии и социологии права в университете Билефельда (Германия) Н. Лумана, который рассматривает общество как коммуникативную систему и в этом контексте трактует право как универсальное средство социальной коммуникации.

1 См.: Подгурецкии А. Очерк социологии права. М., 1974.

Большую роль в становлении социологического подхода к праву сыграли такие известные русские юристы начала XX в., как С. А. Муромцев (трактовка права как юридически защищенного порядка общественных отношений), М. М. Ковалевский (соединение историко-сравнительного подхода к изучению права и государства с методологией эмпирических социологических исследований, трактовка права как выражения потребности общества в социальной солидарности), Н. М. Коркунов (право как разграничение интересов), Л. И. Петражицкий (концепция интуитивного права как продукта человеческой психики, обусловленного социокультурной средой), первых российских криминологов (И. Я. Фойницкий, Е. Н. Тарновский, С. К. Гогель, М. Н. Гернет и др.).

Социологический подход стал мощным подспорьем для либерального направления правовой мысли, противостоящего господствовавшему тогда в России формально-догматическому подходу с его апологетическим отношением к самодержавию. Делая акцент на социальных аспектах права, социологические исследования правовых явлений не могли не критиковать существовавший общественно-политический строй. Показательно, что все ведущие представители социологического подхода в юридической науке того времени были видными деятелями либерального движения. Достаточно сказать, что С. А. Муромцев был председателем первой Государственной думы, депутатами Думы были М. М. Ковалевский, Л. И. Петражицкий и другие либеральные юристы. Борьба правовых идей в тот период имела ярко выраженную политическую окраску, и социологический подход к праву, ставший орудием в этой борьбе, сыграл значительную прогрессивную роль в российской юриспруденции и в общественно-политической жизни в целом.

Утвердившееся позднее марксистское правоведение изначально провозглашало социологический характер своей доктрины. Марксистская теория права, как отмечал ее видный представитель И. Разумовский, в своей основе была не чем иным, как «социологической и социалистической критикой буржуазной общей теории права». Социологизм марксистского правоведения обусловлен историко-материалистическими основами учения К. Маркса и Ф. Энгельса об обществе, праве и государстве. Исследования советских теоретиков права 20-х гг. XX в., осуществлявшиеся в рамках историко-материалистической парадигмы, сформировали так называемое социологическое направление - самое крупное в советской теории права того периода. И даже в последующий период гонений на социологию в условиях сталинизма в теории права сохранилась внешняя атрибутика истматовского социологизма. С одной стороны, право определялось как совокупность властно-волевых, принудительных установлений, а с другой - отдавая словесную дань историческому материализму, говорилось о социальной обусловленности права материальными экономическими отношениями.

Со второй половины 50-х гг. XX в., когда начали возрождаться прерванные на несколько десятилетий социологические исследования, опыт, накопленный российской юриспруденцией в прежние годы, вновь оказался востребованным. И при всей неизбежной ограниченности социологического подхода к изучению права в советский период к концу 80-х гг. отечественная социология права уже вполне сложилась в самостоятельную юридическую дисциплину общенаучного профиля, занимающуюся теоретическим и эмпирическим изучением права в его социальном выражении, проявлении и измерении, в контексте его социальных связей, в его соотношении с другими социальными явлениями и процессами.

В связи с тем, что в последние годы в российской правовой науке и практике наблюдается заметный интерес к непозитивистскому правопониманию, основанному на различении права и закона, перед социологией права открываются новые перспективы. В сферу ее исследований все активнее вовлекаются проблемы, связанные с познанием объективной нормативной структуры общественной жизни и механизмов ее нормативной саморегуляции; с выявлением правовой природы фактических социальных норм, нуждающихся в законодательном закреплении; с изучением социальной обусловленности законодательства, степени его легитимации; с поиском механизмов разрешения социальных конфликтов на базе правового согласования социальных интересов и т. д. Теоретическая разработка этой актуальной социально-правовой проблематики и выработка соответствующих практических рекомендаций для законодателя и правоприменителя - актуальные задачи современной социологии права как юридической дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: