Юридический и социологический позитивизм

Социология как самостоятельная научная дисциплина зародилась в XIX в. на базе так называемого позитивистского направления в философии. Позитивизм как течение философской мысли возник в 30-40-х гг. XIX в. в значительной мере под влиянием впечатляющих успехов научно-технического и естественно-научного знания. К этому же периоду относится и возникновение социологии как науки, опирающейся на наблюдение и ориентированной на эмпирические исследования социальных явлений и процессов. Основоположником позитивной философии и одновременно основателем науки социологии был французский философ О. Конт. Смысл предложенного О. Контом позитивистского подхода к анализу социальных явлений состоит в признании единственным источником познания конкретных, эмпрических данных, в сведении задач любой науки к описанию фактов и эмпирических закономерностей, в отказе от постижения явлений и причинно-следственных связей между ними, не доступных непосредственному наблюдению. Позитивистская философия, включая и социологию, по Конту, заменяет недоступное определение причин простым исследованием эмпирических закономерностей. Наука согласно такому позитивистскому подходу должна отвечать на вопрос «как?», а не «почему?», ей следует отказаться от вопросов, которые не могут быть подтверждены или опровергнуты фактами, установленными путем опыта и наблюдения, К таким метафизическим, т. е. не поддающимся наблюдению, вещам он относил сущность и причины явлений и процессов.

Подобная трактовка смысла и целей применения методов естественных наук в социологии (так называемый натурализм в социологии) породила два основных направления исследований, т. е. две формы социал-натурализма, - социальный биологизм и социальный механицизм. Социальный биологизм отождествляет общество и биологический организм. Его основными направлениями являются социальный органицизм (трактующий общество как единое целое, в котором все элементы находятся в такой же тесной взаимосвязи и взаимозависимости, как и органы в живом организме) и социальный дарвинизм (рассматривающий биологический принцип естественного отбора в качестве основного фактора общественного развития). Другое направление в рамках социал-натурализма - социальный механицизм - находится под влиянием физики, и прежде всего классической механики. Для него характерны понимание общества как некоего агрегата, состоящего из различных социальных механизмов, стремление установить общие закономерности социальных процессов и процессов, происходящих в неорганическом мире.

Отрицание позитивизмом научного значения исследований сущности и причин социальных явлений и процессов обусловливает характерный для него так называемый плюралистический (т. е. множественный) подход к изучению законов общественного развития. Позитивизм отрицает наличие главного, движущего фактора социального развития, который оказывал бы определяющее влияние на все аспекты общественной жизни и мог бы рассматриваться в качестве основной причины, обусловливающей течение общественных процессов в том или

64

ином направлении. Поэтому в основе методологии позитивизма находится концепция множественности факторов социального развития (так называемая плюралистическая концепция общественного развития), которая исходит из того, что общественные процессы протекают в контексте сложного взаимодействия различных социальных факторов без доминирующего влияния одного из них. В этом принципиальное отличие позитивизма от монистических концепций общественного развития, выделяющих в сложном комплексе взаимодействующих социальных факторов главный, движущий фактор, т. е. ту группу общественных отношений, изменения в которых дают импульс для изменения всех основных элементов социальной системы. Ярким примером монистического подхода является марксизм, который исходит из определяющей роли в развитии общества производственных отношений.

Позитивизм был доминирующим направлением в социологии с момента ее зарождения и до конца XIX в. В это время методология позитивизма с ее акцентом на методах наблюдения и эксперимента, приемах историко-сравнительных исследований и т. п. получила широкое распространение в других гуманитарных науках, включая и юриспруденцию. Однако последующее развитие обществоведения продемонстрировало ограниченность позитивизма, отказывающего науке в изучении сущности социальных явлений, причинных связей между ними и т. п. Уже к концу XIX в. появляются антипозитивистские концепции социологии, отрицающие характерный для раннего позитивизма натурализм, т. е. ориентацию на построение социологического знания на основе методологии и теории естественных наук (биологии и физики). К середине XX в. в рамках социологии складываются мощные антипозитивистские направления.

Позитивистский подход к исследованию социальных явлений, являвшийся научным кредо социологии на первых этапах ее становления, не стал откровением для юриспруденции. Ко времени появления позитивистских социальных теорий и терминологического обозначения

науки об обществе как «социологии» юриспруденция уже обладала огромным собственным опытом юридического познания общественных отношений и глубокими знаниями о праве как общественном явлении. Позитивизм социологии и ее призывы к утверждению «позитивной политики» - это по существу то, что всегда входило, наряду с другими направлениями исследований права и государства, в круг научных интересов юриспруденции. Следует отметить, что юриспруденция задолго до появления позитивистской социологии с ее устремлениями к «позитивности» и «позитивной политике» уже располагала и успешно оперировала термином и понятием «позитивность» применительно именно к социальным явлениям (к праву и государству).

Теоретическое понятие позитивного права в его различении и соотношении с естественным правом появилось в древнегреческой политико-правовой мысли (софисты, Аристотель и др.). Терминологически позитивное право в то время означало право, установленное полисными властями, волеустановленное право. Эта терминология уже выражала существенный момент понятия позитивности в сфере права и отличия позитивного (положительного) права от естественного права: право позитивно (положительно) в том смысле, что оно установлено, позитивирова-но; положено, внешне выражено в реальной социально-политической действительности в виде общеобязательных правил, т. е. в виде определенного социально-властного явления, установления, института.

Термин «позитивное право» появился в римской юриспруденции (Цицерон и др.) и окончательно утвердился в средневековой юриспруденции (Р. Луллий и др.). Исследование проблем позитивного права (с естественно-правовых или легистско-позитивистских позиций) тесно сочеталось в рамках юриспруденции с разработкой концепций о формах и процедурах осуществления позитивации (установления государством) источников и норм действующего права, о правовых основаниях учреждения и легитимации (и делегитимации) тех или иных государств, форм правления, политических и общественных институ

66

тов и т. д. Кстати говоря, в силу этой неразрывной связи позитивного права и позитивно-правовых форм деятельности государства социология права как юридическая дисциплина включает в себя и проблематику юридико-социологического изучения государства.

Таким образом, ключевое для социологии понятие позитивного было, применительно к своей предметной сфере исследований, разработано в юриспруденции, а не заимствовано из недавно возникшей социологии. Скорее, наоборот. Ведь ко времени появления социологии именно опыт юридических исследований позитивного права отражал наиболее развитые представления и формы той социальной позитивности, поиски которой воодушевляли основоположников позитивистской социологии.

Однако существенное отличие юриспруденции от позитивистской социологии состояло в том, что в юридической науке помимо догмы позитивного права и государства всегда была общая теория права и государства, которая включала в себя как позитивистские, так и антипозитивистские (естественно-правовые) школы и направления в трактовке права и государства. Позитивизм в юриспруденции сосуществовал с антипозитивизмом, с надпозитивистскими и непозитивистскими (естественно-правовыми) учениями о праве и государстве. И разрабатывавшееся в рамках юриспруденции понятие естественного права (в борьбе и компромиссах с юридико-догматическими представлениями о позитивном праве) - это антипозитивистская концепция социального права, социальное понятие права. Говоря современным языком, естественное право - это юридико-социологическое понятие права как объективного социального явления, не зависящего от государства и воли законодателя. Причем по своему правовому смыслу и значению естественное право трактуется в соответствующих концепциях как нечто первичное и определяющее по отношению к позитивному праву и реально действующему (позитивному) государству.

В досоциологической юриспруденции, конечно, не применялись методы и приемы эмпирических исследований в их современном смысле. Это, однако, в определенной мере компенсировалось тем обстоятельством, что юриспруденция (римская, а затем и средневековая) возникла п развивалась как практически ориентированная (и в этом смысле прикладная) наука, в рамках которой теория права представляла собой обобщение положений правовой практики и одновременно имела непосредственное практическое значение, поскольку юридическая доктрина (теория) была важнейшим источником действующего права. Римские, а затем и средневековые правоведы (юристы) - это знатоки права, не просто практикующие юристы, но творцы реально действующего в обществе права, т. е. особые остальные субъекты, ведающие правом и правовой жизнью (не только блюстители, толкователи и применители права, но и одновременно его преобразователи и создатели). Опора юридической теории на правовую практику, теоретическое осмысление и обобщение положений этой практики, ее комментирование и интерпретация и сегодня относятся к числу существенных требований и важных задач юриспруденции.

Вплоть до XIX в. юридическая доктрина (т. е. учение юристов о действующем праве) в странах континентальной Западной Европы (в национальных системах романо-германского права) была основным источником действующего правя. Но и после того, как с усилением роли государственного законодательства (с XIX в.) основным источником права в этих странах стал закон, правовая доктрина продолжает оставаться одним из источников действующего права в национальных системах романо-германской правовой семьи, к которой примыкает и российская система права. В национальных же системах общего (судебно-прецедентного) права (в Англии, США и многих других странах) право вообще состоит из судебных решений, т. е. судебно-правовая практика, осуществляемая юристами, до сих пор является основным источником права, а теоретическая часть юриспруденции по преимуществу посвящена изучению и толкованию этой судебной практики.

Такая взаимосвязь теоретических и практических аспектов (функции и направлений деятельности) юриспруденции свидетельствует о том, что ее представители с качестве знатоков права - теоретиков и практиков) не только изучали и знали социально-правовую практику, но и непосредственно, активно участвовали в ней, в качестве ее основных субъектов целенаправленно и теоретически осмысленно формировали, совершенствовали и развивали позитивное право и правовые формы деятельности государства с учетом реальных потребностей постоянно меняющейся общественной жизни.

Подобная взаимосвязь теории и практики права (теоретических проектов и практики их осуществления) и в целом ориентированность положений юриспруденции на их реализацию в практике дает определенное основание для того, чтобы вслед за известным американским социогом Р. Паукдом охарактеризовать юриспруденцию как «юридическую социальную инженерию».

На основе позитивистской концепции познания в теории права во второй половине XIX в. сложилось два направления исследований: 1) юридический позитивизм (легизм) и 2) социологический позитивизм. В рамках обоих направлений право сводилось лишь к наблюдаемому праву (т. е. к неким социальным фактам, поддающимся эмпирическому наблюдению). При этом оба подхода к праву отрицали научный характер исследований природы и сущности права как особого социального феномена и относили данную проблему к области метафитки, выдумки, иллюзии.

Несмотря на то, что юридический позитивизм и социологический позитивизм имели общую теоретико-методологическую основу (позитивистскую философию), предопределявшую их отказ от исследований сущности права и причинно-следственных связей в развитии права, они тем не менее принципиальным образом отличались друг от друга в понимании того, что такое право, как надо его изучать, что составляет предмет исследования теории

' Подробнее см.: Зорькин В. Д. Полипшистская теория нрава России'. С. 8 - J 9.1.

69

права. Можно сказать, что в теоретическом отношении эти два подхода к праву были антиподами.

В своем противоречивом единстве данные направления вместе составляли позитивистскую теорию права.

Юридический позитивизм (или легизм — от лат. lex — закон) взял у философии позитивизма теорию познания и отбросил социологическое содержание. Он свел наблюдаемое (позитивное) право к текстам источников права (главным образом к закону). Юридический позитивизм трактовал право как произвольный продукт государства, как приказ суверенной власти, обращенный к подданным. Такая трактовка права всегда была удобна для властных структур, поскольку придавала правовой статус любому властному решению независимо от того, имеет ли оно подлинно правовую природу или основано на произволе законодателя. В условиях господствовавшей тогда в России абсолютной монархии юридический позитивизм являлся одним из теоретических оплотов абсолютизма.

С позиций юридического позитивизма теория права (а по сути дела, и вся юридическая наука) ограничивалась лишь догмой позитивного права, т. е. описанием, обобщением, классификацией и систематизацией законодательства. Из проблематики юридической науки были исключены сущностные и ценностные аспекты права, проблемы природы права, его связи с обществом, специфики права как особого социального явления и т. п. Таким образом, юридический позитивизм замыкался на изучении формы права, игнорируя его социальное содержание. С позиций юридико-позитивистского подхода остается неясным, почему одни формы отношений закрепляются с помощью правовых норм, а другие - с помощью моральных, религиозных норм, деловых обыкновений и т. д.

Социологический позитивизм так же, как и юридический позитивизм, не был ориентирован на раскрытие сущности и природы права и так же ограничивал сферу своего научного интереса лишь наблюдаемым позитивным правом. Но право толковалось им уже не формально-догматически, не как система нормативных предписаний

70

государственной власти, а как факт социальной жизни. Сторонники социологического подхода к праву, развивавшегося в рамках позитивистского направления в теории права, исследовали право как эмпирический факт в его взаимодействии с другими социальными явлениями (трактовка права как правоотношения, как порядка общественных отношений, как внутреннего порядка человеческих союзов, как защищенного интереса, как правосознания и т. п.). Юридическую догматику они считали лишь вспомогательной, чисто технической частью теории права.

Большое влияние на формирование и развитие социологического направления в юриспруденции оказала позитивистская концепция права немецкого юриста Рудольфа Иеринга (1818—1892), которую нельзя однозначно отнести к юридическому или социологическому позитивизму. С одной стороны, под правом Р. Иеринг понимал юридически защищенный интерес (именно он, кстати, включил категорию интереса в понятийный аппарат юриспруденции). Предназначение права он видел в обеспечении общих интересов против агрессивного, угрожающего им частного интереса. В этом смысле он определял право как защищенные государством интересы. С другой стороны, в учении Р. Иеринга социологическая трактовка процесса формирования права как результата борьбы различных интересов в обществе сочеталась с юридико-позитивистским подходом к праву как совокупности принудительных норм, установленных государством, которое и решает, какой из интересов взять под свою защиту. Таким образом, защищенный интерес, по Р. Иерингу, - это интерес, который защищается государством путем закрепления его в законодательстве.

Предложенная Р. Иерингом легистско-позитивистская концепция социологических исследований права получила довольно широкое признание и распространение на Западе и в России и дала важный импульс для формирования социологического направления в рамках позитивистской теории права и позитивистской юриспруденции.

Социологический подход к праву возник и развивался в борьбе с юридическим позитивизмом. В рамках социологического позитивизма сформировались различные концепции правопонимания, ориентированные на изучение так называемого права в жизни. При этом под правом понимались правовые отношения, правовой порядок общественной жизни, совокупность защищенных интересов, правовое сознание и т. д. Для изучения права как эмпирически наблюдаемого социального явления широко использовались методы историко-сравнительного анализа, статистических исследований, изучения юридических документов, непосредственное наблюдение за социальными процессами.

Таким образом, юридический позитивизм и социологический позитивизм в юриспруденции хотя и имели общую методологическую основу, но существенно расходились в трактовке права и соответственно в подходах к построению теории права, к методологии правовых исследований, к пониманию социальной природы права и его специфики как социального явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: