Глава 3. Правовая проблематика в работах классиков социологической мысли

Огюст Конт

Огюст Конт (1798 - 1857) - французский философ, основоположник позитивной философии и основатель социологии как самостоятельной науки. Именно ему принадлежит и сам термин «социология» (от лат. societas — общество, и греч. logos — учение). Некоторое время он работал секретарем известного французского социалиста-утописта К. А. де Сен-Симона и находился под большим влиянием его идей. По мнению выдающегося французского социолога Э. Дюркгейма, уже в работах Сен-Симона содержатся все основные идеи контовской социологии. Однако именно Конту принадлежит заслуга оформления этих идей в целостную концепцию, положившую начало созданию новой науки об обществе.

Главным сочинением Конта, в котором изложены основы философии позитивизма и новой науки социологии, был шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842). Здесь он сформулировал свою эволюционистскую концепцию развития общества, согласно которой основной вектор общественного развития идет по линии прогресса человеческого разума, прогресса в познании человеком окружающего его мира. Согласно сформулированному им закону трех стадий духовной (интеллектуальной) эволюции человечества наше знание о мире проходит последовательно три различных состояния: 1) теологическое (природные явления объясняются действием сверхъестественных божественных сил), 2) метафизическое (объяснения явлений мира основываются на различного рода абстрактных, умозрительных суждениях, посредством метафизических сущностей и причин, оторванных от жизненных реалий) и 3) позитивное, или научное (познание мира опирается на научное знание о природе и обществе, основанное на изучении эмпирически наблюдаемых закономерностей с использованием методологии точных наук). Последнее Конт расценивал как конечное достижение прогресса человеческого разума. Такой позитивной наукой об обществе и является, по Конту, социология, которая призвана рационализировать организацию и функционирование социальной жизни человечества на основе сочетания начал порядка и прогресса.

В соответствии с принципами позитивизма Конт рассматривал социологию как своего рода «социальную физику». В структуре социологии он различал социальную статику, имеющую дело с устойчивыми условиями существования любого общественного строя (это как бы «анатомия» общественного организма), и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития («физиология» общественного организма).

Утверждая наличие объективных закономерностей в развитии общества, Конт обосновывал мысль о том, что политика и политические деятели не в состоянии изменить естественный ход истории. И те политики, которые не поняли духа своего времени, закономерностей его развития (как, по его мнению, не понял этого Наполеон), обречены на неудачу. В этом смысле теория Конта «была направлена против общественных реформаторов, утопистов и различного рода революционеров, то есть против всех, кто полагает, что можно изменить ход истории либо путем планирования нового общества, либо посредством насилия». В теоретической же плоскости такой подход пытался опровергнуть идеи и положения рационалистической философии XVIII в., рассматривавшей общество, государство, право как продукты сознательного творчества людей (вспомним концепцию общественного договора Ж.-Ж. Руссо).

Позитивистская концепция общества Конта отвергала дух индивидуализма и индивидуальные права людей. Право личности, считал Конт, - это безнравственное и анархическое понятие; в обществе, построенном на началах позитивной философии, будут существовать лишь обязанности. Вместе с правами личности он отрицал и право вообще. Понятие права, утверждал Конт, должно исчезнуть из области политики, как понятие причины - из физики. Все члены общества, согласно его представлениям о «социократии», должны выполнять свои общественные функции (частных функций он вообще не признавал), и у них остается лишь одно право - право выполнять свой долг.

Такое нигилистическое отношение к праву исключает саму возможность признания социологии права в рамках и на базе контовской концепции позитивной социологии.

Идеологии идивидуализма Конт противопоставлял идеологию солидарности людей. Идеи Конта о социальной солидарности впоследствии получили развитие в работах многих социологов и социальных философов.

При жизни Конта его концепция позитивной философии и социологии как новой науки об обществе не получила признания. Он умер забытым с репутацией сумасшедшего. Но вскоре поддержка его идеям пришла из Англии, где позитивизм Конта получил распространение и развитие благодаря деятельности прежде всего таких его современников, как Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: