Мусульманское духовенство

Лекция 6. Ислам на Вятской земле

 

1. Эпоха Оренбургского Магометанского духовного собрания (1788–1917 гг.) - 1 -

2. Мусульманское духовенство. - 2 -

3. Исламская система образования. - 4 -

4. Джадидизм. - 6 -

5. Исламская культура. - 7 -

6. Ислам в новейшее время. - 8 -

 

Эпоха Оренбургского Магометанского духовного собрания (1788–1917 гг.)

Итак, к началу третьего этапа положение ислама в Вятской губер­нии, как и во всей Российской империи в целом, было весьма значимым: он способствовал консолидации всех социальных слоев татаро-­башкирского общества. Именно в этих условиях идея единства народа как мусульман приобрела особую роль, возросло значение интегратив­ной функции ислама как этноконфессиональной идеологии. В этот пе­риод понятия этнической и религиозной принадлежности воспринима­лись татарами как синонимы. Свое единство они мыслили не только как религиозное, но и как социально-политическое.

Собственно формирование ОМДС, образованное в 1788 г., проис­ходило одновременно со становлением административных границ Вятского наместничества (с 1775 г.) и впоследствии Вятской губернии (с 1796 г.). В период существования ОМДС в Вятской губернии сущест­венно увеличилось количество мечетей и мулл, изменился их статус. Особую роль играла система мусульманского образования. Все эти про­цессы происходили на фоне, во-первых, значительного количественного увеличения мусульман в губернии, во-вторых, активизации обществен­но-политической жизни мусульман Поволжья в целом и в Вятской гу­бернии в частности, в-третьих, усиления контроля государства за дея­тельностью мусульманского духовенства и конфессиональных школ.

Численный рост мусульман Вятской губернии за 130 лет имел геометрическую прогрессию: в 1782 г. в губернии проживали чуть бо­лее 13 000 приверженцев ислама, в 1854 г. - 73 944 чел., 1870 г. - 100 173 чел., в 1897 г. - 129 528 чел., в 1910 г. - 177 831 чел. Правда, доля мусульман среди жителей губернии была не столь высока, как в других губерниях, например Казанской или Оренбургской, и составляла не бо­лее 5 % (в 1868 г. - 4%, в 1897 г. - 4,27%). Вместе с тем плотность рас­селения мусульман в различных уездах губернии была неодинаковой, наиболее «мусульманские» уезды - Елабужский и Малмыжский. Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. даёт наиболее полные кон­фессионально-демографические показатели: мусульмане проживали преимущественно в Малмыжском (46 433 чел., 16,56% от числа жителей губернии), Елабужском (41 372 чел.; 17,17%), Сарапульском (15 680 чел.; 3,84%), Уржумском (13 498 чел.; 4,67%), Глазовском (7 832 чел; 2,12%), Слободском (4 187 чел.; 1,96%) уездах.

Мусульмане проживали преимущественно в сельских поселениях. По данным 1894 г., в Вятской губернии насчитывалось 196 магометан­ских селений, в частности в Глазовском уезде - 31, Елабужском -61, Малмыжском -61, Сарапульском - 12, Слободском -11, Уржумском - 20. Вместе с тем, постепенно формировалась исламская диаспора в го­родах.

В каждом более или менее крупном мусульманском сельском по­селении находилась мечеть. В крупных селениях было по несколько мечетей, наиболее важная из которых, по аналогии с православными церквями, называлась соборной. Например, в 1870 г. в д. Маскара Малмыжского уезда, средней по числу жителей (307 чел. м.п. и 328 чел. ж.п.) и количеству дворов (98) действовали 2 мечети. В д. Карино Слободского уезда в нач. XX в. работали 5 мечетей, из которых две счи­тались соборными - Нижнепогосская и Касимовская.

Традиция строить мечети, бесспорно, существовала задолго до об­разования ОМДС. Так, Н.П. Штейнфельд, изучавший малмыжских та­тар в конце XIX в., писал: «Самыми старинными татарскими селениями в Малмыжском уезде считаются деревни Смайл, Янгулова и соседние с ними, выходцами из которых основаны почти все окрестные деревни. В старинных деревнях уже разрушилось по 5 и более мечетей, построен­ных последовательно одна на месте другой». Существование мечетей у чепецких татар было также документально зафиксировано ещё в пер­вой четверти XVIII в.: Вятский епископ в 1744 г. сообщал в Синод о том, что в 1722 г. в д. Каринской и погосте Ильясове были построены мечети «вместо старых», а в д. Починовской мечеть стоит с давних

В середине XIX в. в Вятской губернии появились первые камен­ные мечети - в Слободском (д. Карино), Малмыжском (д. Ирюк), Елабужском, Уржумском уездах. К 1856 г. было уже 4 каменных мечети, все - в деревнях. С 11 октября 1908 г. была введена в действие камен­ная мечеть в Вятке на ул. Раздерихинской.

Своеобразная ситуация с сооружением мечетей складывалась на казённых заводах, в частности Ижевском оружейном заводе. Заводские рабочие - мусульмане не имели ни средств, ни технических возможно­стей для возведения мечети, «так как они бедны по своему состоянию и по ограниченности людей, а при том по всегдашнему нахождению при службе казённой, никак на своё иждивение сего строения воздвигнуть не могут». На основании вышеперечисленных доводов само заводское прав­ление выступило с просьбой к государственным чинам построить ме­четь за счёт казны. Важно, что прошение было удовлетворено и мечеть в 1846 г. была построена.

Мусульманское духовенство

Мусульманское духовенство Вятской губернии, как и большей части России, в период существования ОМДС имело особую правовую базу своей деятельности. Она отличалась от традиционной исламской: в исламе нет особого духовного сословия, обладающего божественной благодатью, как нет и института церкви, служащего посредником между верующими и Богом.

Чтобы стать духовным лицом, надо было сначала быть избранным местным населением определённого населённого пункта. При этом на сходе сразу оговаривалось содержание, которое прихожане обязывались выплачивать желающему занять духовную должность за исполнение им своих обязанностей.

Затем кандидатура утверждалась ОМДС и Вятским губернским правлением. В первом учреждении подтверждалась богословская подготовка претендента, ему присуждалось духовное звание и выдавалось особое свидетельство. На втором этапе документы поступали на утверждение в губернское правление, где кандидат проверялся на политическую лояльность к властям. При положительном исходе проверки духовному лицу выдавали именной императорский указ о назначении на должность «указного» муллы или «указного» муэдзина.

Владение русским языком, как обязательное условие вступления в должность мусульманского духовенства, было введено в 1890 г. Представители высшего приходского духовенства (ахуны и хатыбы) должны были знать русский язык в объёме курса одноклассного начального училища, а сельские муллы должны были показать умения в разговорной речи и чтении.

Экзамены сдавали специальной комиссии в одном из городских учебных заведений: Глазовском городском трехклассном училище, Елабужском городском трехклассном училище, Малмыжском Александровском трехклассном училище, Сарапульском городском четырехклассном училище, Слободском городском трехклассном училище, Уржумском городском училище. Правда, знание русского языка, несмотря на наличие свидетельства от экзаменационной комиссии, на практике часто не подтверждалось. О плохом знании государственного языка сельскими муллами писали в своих отчётах уездные инспекторы Министерства народного просвещения, к этому же выводу приходишь, читая метрические книги: требуемый к заполнению бланк о сдаче пошлин на русском языке всегда был выполнен неграмотно и небрежно.

Обеспокоенность губернского начальства политической благонадёжностью мусульманского духовенства, особенно в начале XX в., была вызвана распространением панисламистских идей и ликвидацией в Елабужском, Сарапульском и Малмыжском уездах панисламистской группы. Как правило, мусульманские духовные лица отличались благонадёжностью и были людьми «правых взглядов». Лишь несколько претендентов на звание муллы заставили усомниться в их политической лояльности.

Конкретный круг обязанностей представителей мусульманского духовенства зависел от их чинов.

Высшим духовным лицом был оренбургский муфтий, который председательствовал в ОМДС и решал все дела низшего мусульманского духовенства. К среднему звену относились ахуны, уездные кади и члены губернского духовного меджлиса. По существу, ахун - это высшее духовное лицо уезда, в функции которого входило: непосредственное наблюдение за приходским духовенством, ревизия метрических книг, производство следствия и дознание по поручению ОМДС.

В 1870-е гг. в Вятской губернии выбирался старший ахун, руководивший мусульманским духовенством всей губернии. Им был Хуснутдин Ибрагимов, живший в Нижнем Погосте Слободского уезда. Его помощник - старший имам Тазитдин Якупов Машуров (д. Агрыз Сарапульского уезда).

На низшей ступени иерархии мусульманского духовенства стояли хатибы, имамы, муллы и муэдзины (азанчеи). При мечети полагалось иметь хатиба и имама (муллу). Хатиб, старший по чину, читал пятничную молитву (хутбу), хотя законом его обязанности не были прописаны и поэтому возникали недоразумения, споры как среди мулл, так и среди прихожан.

Основной доход низшего мусульманского духовенства состоял из закята, садаки и ушры, пожертвований в дни Ураза-байрама и Курбан-байрама, а также платы за отправление религиозных обрядов.

Характеризуя состав низшего мусульманского духовенства Вятской губернии, следует обратить внимание на их происхождение, образование и мировоззрение.

В Малмыжском уезде, в районе с высокой долей татар-мусульман, расположенном вблизи с Казанской губернией, с традиционными мусульманскими культурными центрами и медресе Поволжья, муллы, за малым исключением, избирались из местных жителей, а муэдзины все абсолютно происходили из крестьян местного прихода83. На противоположном полюсе губернии - в Глазовском уезде (так же, как и в Слободском уезде) муллы преимущественно были не из местных, а из «казанских» татар, доля мусульманского населения здесь была низкой, отсутствовали медресе.

В прошлое уходило так называемое «домашнее» образование, лишь очень незначительная часть духовенства обучалась дома.

Лиц духовного звания, получивших образование за пределами Российской империи было ещё меньше, их количество измерялось единицами: так, в Аравии и Бухаре учился Салих Сагитов, уроженец д. Килеево Малмыжского уезда, один из первых имамов Апанаевской мечети в Казани и т.д.

Большинство вятских мулл образование получили в старометодных медресе, находившихся в Вятской губернии. Медресе как среднее и высшее религиозное учебное заведение для подготовки мусульманского духовенства предусматривало изучение Корана, правил его чтения и толкования, хадисов, истории ислама, географии и арабского языка. В программы некоторых медресе входило изучение тюркских языков и фарси. Практически не изучались естественные науки.

Типичным примером старометодного медресе, на которое равнялись другие высшие мусульманские школы Вятской губернии, было медресе в д. Тюнтер. В нём обучались также шакирды из Казанской, Уфимской и Пермской губерний.

Несмотря на тяжёлые условия учёбы и жизни, медресе постоянно пополнялось шакирдами.

Выпускники медресе были нередко людьми по-арабски грамотными лишь настолько, насколько требовала этого богослужебная практика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: