Ислам в новейшее время

Несмотря на период катаклизмов ислама в советский период, по-прежнему для многих татар ислам является составной и неотъемлемой частью культуры, когда понятия «татарин» и «мусульманин» неразделимы.

Сегодня ислам уже не так всеобъемлющ, как это было, например, в XIX в. Его бытование ограничено в основном сферой семейно-обрядной практики. Чтобы понять всю сложность существования ислама в современной культуре татар и башкир, следует разделять социальные группы «мусульман»: сельское население, городское население, люди старшего возраста, среднего возраста, молодые люди. Люди среднего возраста, социализация которых активно происходила в советское время, т.е. в 1970-е, 1980-е гг., далеки от ислама и воспринимают его только в том объеме, в котором он существует в этнической культуре. Если говорить о тех людях, которым сегодня 70-80 лет, то они знают Религию, живут в соответствии с заповедями ислама и совершают многие исламские ритуалы.

Интересно отметить, что сегодня ислам все более распространяется среди молодых людей. Увеличилось число молодых имамов, получивших образование в современных медресе. Бывает, приезжает молодой мулла в деревню со знаниями о классическом исламе, но сталкивается здесь с некими обрядами и ритуалами, которые присущи только этой местности. В такой ситуации, чтобы не произошло конфликта между хазратом и общиной, многое зависит от поведения самого муллы. Если это мудрый человек, он понимает, что новое и старое наверняка столкнутся, и это может дать определенный социальный взрыв.

Вместе с тем, современные носители ислама – это, чаще всего, пожилые люди, и ислам у них концентрируется вокруг темы похоронных обрядов. Они готовятся к переходу в другой мир, поэтому очень строго соблюдают предписания ислама, касающиеся этого вопроса. Но сущность ислама не ограничивается только похоронными обрядами. Именно поэтому современные имамы ставят новые задачи: не только заботиться о мире вечном, надо думать о том, что согласно обычаям ислама следует жить и в этом мире. Для этого необходимо привести людей в мечеть, приучить их молиться 5 раз в день, организовывать воскресные школы, чтобы обучать детей арабскому письму, формировать практику сбора садаки и соблюдения поста.

Размышляя о перспективах ислама у вятских мусульман, приходишь к выводу, что более живучим является народный ислам. Классическая высокая культура ислама слишком близка к политике, а это означает определенную опасность. Неизвестно, как в дальнейшем повернется судьба конфессий в России. Все знают, какой мощный, сокрушительный удар от государства получила Русская православная церковь в XX в., она была почти полностью разгромлена, в то время как ислам, находившийся подальше от политической власти, сумел «залечь на дно» и сохранился в лучшем виде.

Если говорить о начале XXI в., то народный ислам будет жить в том или ином виде, поскольку он часть этнической культуры, и пока живут этносы, будут сохраняться и его этнорелигиозные черты.

 

 


Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Татарский народ прошел длительный путь исторического развития и имел в прошлом свою государственность (древнетюркские каганаты, Причерноморская Булгария, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское, Крымское, Астраханское, Касимовское и Сибирское ханства). Во всех этих государствах существовала и развивалась самостоятельная культура, достигая высокого для своего времени уровня.

Достоверные данные о численности татарского населения России имеются с начала XVIII в. Можно утверждать, что в начале XVIII в. численность тех татар, которые жили в России или были потом к ней присоединены, вряд ли превышала 0,5 млн. чел. До конца XIX в. эта численность увеличилась пятикратно. В XX в. произошло удвоение численности татар. Однако общий анализ демографического развития скрадывает некоторые весьма важные особенности динамики численности отдельных групп татар в XVIII – начале XX вв.

Необходимо прежде всего отметить неравномерность прироста численности отдельных групп татар в XVIII - начале XX вв. В этот период численность волго-уральских татар возросла в 11,21 раза, астраханских татар - 6-8 раз, литовских татар - 4,2 раза, 3,3 раза, а крымских татар - лишь на 10-13%, такие различия объясняются как особенностями социально-экономического развития разных групп татар, так и этническими процессами (волго-уральские татары, например, включили в свой состав в результате консолидационных и ассимиляционных процессов значительную часть иноэтнического населения). Были и другие причины.

Переломным в урбанизационных процессах среди татар в XX в. был период конца 1950-1960-х гг. С конца 1960-х гг. более половины татарского населения страны стала городскими жителями. В 1979-1980-х гг. доля татарского городского населения выросла довольно существенно: с 63 до 69%. Сейчас татары являются одним из самых урбанизированных народов СНГ. Этнические территории татар в средневековье занимали обширную зону: Крым, Нижнее и Среднее Поволжье (с частью Приуралья), Западную Сибирь. Практически в этом же ареале татары жили в XVI - начале XX вв.

Однако в этот период среди татар наблюдались и интенсивные миграционные процессы, особенно они были характерны для волго-уральских татар. Активное переселение татар из среднего Поволжья в Приуралье началось после ликвидации Казанского ханства (заметим, что в некоторых районах Приуралья татары и их предки жили и раньше).

В 1950-1980 гг. основным районом проживания татар в России оставался Волго-Уральский регион (3414,0 тыс. в 1959 г. и 4010,7 тыс. в 1989 г., т.е. соответственно, 83,8% и 81,2% татарского населения данной республики). В Поволжско-Уральском регионе основная масса татар сосредоточена в Республике Татарстан и в Республике Башкортостан. Причем, в последней республике в 1970-х гг. численность татар не только не росла, но даже сокращалась. Теперь известно, что это было связано с записыванием части татар во время переписи 1979 г. башкирами. Именно возвращение этого населения (может быть, еще не полностью) в свою настоящую национальность привело к существенному увеличению численности татар в Башкортостане - с 940,5 тыс. в 1979 г. до 1120,7 тыс. в 1989 г. Тем не менее, за 1959-1989 гг. доля татар, живших в этом регионе, снизилась на 2,7%. Основную роль при этом сыграла миграция татар в Западную Сибирь - главным образом в нефтедобывающие регионы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: