МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Уфа – 2020
Содержание
Общие положения 3
1. Алгоритм действий при переходе на дистанционное обучение 5
2. Деятельность педагога при переходе на дистанционное обучение 9
3. Системы, форматы и инструменты дистанционного обучения 25
4. Обзор электронных образовательных площадок 27
5. Интернет-ресурсы 28
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки Республики Башкортостан и ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» с целью оказания методического сопровождения перехода образовательных организаций (далее – ОО) на дистанционное обучение (далее – ДО) при внедрении в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) в процессе реализации основных образовательных программ.
|
|
В соответствии с данными методическими рекомендации проводится дистанционное обучение педагогов.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
-приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-приказом Минобрнауки России от 09 июня 2016 года № 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018 годы»;
-приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02
декабря
2019 года № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;
-указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ111«О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»;
-приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № 339 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях».
В методических рекомендациях использованы следующие определения:
|
|
Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Методические рекомендации по использованию электронных образовательных платформ, расписание вебинаров, проводимых ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан», ответы на часто задаваемые вопросы, в том числе по телефону «горячей линии», будут опубликованы в интернете по адресу: distant.irorb.ru и на портале информационного сопровождения системы дистанционного обучения Республики Башкортостан edu02.ru.
1. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ
НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Организацию перехода на дистанционное обучение образовательных организаций Республики Башкортостан осуществляет Министерство образования и науки Республики Башкортостан.
Координаторы перехода на дистанционное обучение муниципальных общеобразовательных организаций – муниципальные центры цифровизации образования (далее – МЦЦО), функционирующие в составе органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. МЦЦО разрабатывают муниципальные планы перехода образовательных организаций на дистанционное обучение и контролируют их выполнение.
Рекомендуется следующий алгоритм действий педагогических работников и администрации образовательной организации в условиях перехода на реализацию программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий.
1. Администрация образовательной организации:
1.1. разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации дистанционного обучения (Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий), определяющий, в том числе, порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, согласовав указанный локальный акт с соответствующими коллегиальными органами образовательной организации;
1.2. издает приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает ответственных за удаленное взаимодействие в условиях организации обучения с помощью дистанционных технологий;
1.3. утверждает расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с планом по каждой направленности дополнительного образования, предусматривая дифференциацию по группам, закрепляет направления за днями недели, сгруппировав учебный материал крупными блоками;
1.4. осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения педагога дополнительного образования для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий:
|
|
-определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к использованию в образовательном процессе,
-определяет ресурсы для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по каждой направленности дополнительного образования,
-рассматривает возможность обеспечения педагогов дополнительного образования и, по возможности, обучающихся необходимым оборудованием;
1.5. разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся при организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
1.6. информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения контроля по направленностям дополнительного образования, графиком консультаций;
1.7. осуществляет учет обучающихся, осваивающих программу дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий, а также учет результатов образовательного процесса в электронной форме;
1.8. в случае отсутствия условий проведения дистанционных занятий с применением Интернет-технологий организует доставку учебных материалов и выполненных заданий с учетом минимизации личных контактов, например, с использованием транспортного средства образовательной организации или использования информационно-коммуникационных ресурсов органов местного самоуправления.