Силовое руление при повреждении передней подвески

Ряд критических ситуаций связан с необходимостью приложения к рулевому колесу значительного, а иногда и максимального усилия, чтобы сохранить устойчивость и управляемость автомобиля. Такие ситуации могут возникать при движении по глубокому песку, грязному участку, снежной целине.

Наиболее опасны ситуации, связанные с повреждением передней подвески или колеса (разрыв рулевой тяги, удар передним колесом о бордюр, повреждение передней шины). Возникающее вращение вокруг поврежденного колеса имеет высокую интенсивность и, самое неприятное, дефект не дает возможности своевременно стабилизировать автомобиль. Поэтому если на ранней стадии критической ситуации не принять необходимых мер, то последующие действия не будут эффективны. Усугубляет ситуацию самопроизвольное вращение рулевого колеса, которое может привести к травме большого пальца водителя. Особенно остро протекает реакция на удар передним колесом на переднеприводных автомобилях, оборудованных реечным механизмом рулевого управления. Рулевое колесо может буквально вырваться из рук.

Условием для преодоления критической ситуации является поза готовности - симметричное расположение рук на рулевом колесе ("10-2" или "9-3"), а в автомобилях, оборудованных реечным рулевым механизмом, необходимо некоторое отведение локтей в сторону, чтобы воспринять удар не слабыми мышцами кисти, а мошными - плеча и спины.

Меры страховки включают в себя:

· стопорящее удерживающее положение рук с полным обхватом рулевого колеса всеми пальцами (второй-пятый снаружи, первый изнутри);

· мощное статическое напряжение "мышц-антагонистов" (сгибателей и разгибателей одновременно);

· остановку вращения рулевого колеса за счет сильных мышц верхнего плечевого пояса (уступающая работа мышц при ударе, стопорящая при удержании и преодолевающая при выравнивании автомооиля на заданной траектории движения).

Существенно влияет на конечный эффект коэффициент сцепления шин с дорогой. Это влияние зависит от качества покрышек и особенностей дорожного покрытия. Импортные асфальтовые шины (например, "Мишелин", "Пирелли", "Гу-диер"), обладающие высокими сцепными качествами на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием, создают при повреждении колеса такой сильный импульс на рулевом колесе, который по силам преодолеть только высококвалифицированному водителю.

Особо актуальным прием "стопорящего руления" оказывается в критических ситуациях на дороге, когда одно из передних колес автомобиля попадает в глубокую лужу, снежный перемет или мягкий грунт на обочине. Для водителей с недостаточной физической подготовкой верхнего плечевого пояса этот прием - единственная возможность сохранить устойчивость автомобиля.

 

Рисунок 83. СТОПОРЯЩЕЕ РУЛЕНИЕ

Удержать на дороге автомобиль с поврежденной передней подвеской или колесом вы сможете, если приложите максимальное усилие обеих рук одновременно. Сожмите кисти на рулевом колесе, напрягите мышцы рук и спины, препятствуя вращению рулевого колеса.

 


Перевод автомобиля на "упор после скольжения"

Одним из эффективных приемов торможения на дуге обледенелого зимнего поворота является "упор после скольжения" - боковой удар задним наружным колесом или крылом о снежное препятствие, используемое в качестве опоры. Целесообразность этого маневра связана с необходимостью снизить скорость, сохранить управляемость передних колес, переориентировать автомобиль внутрь поворота, чтобы использовать мощность двигателя для преодоления центробежной силы.

В реальных условиях этот прием используется на зимней заснеженной дороге при прохождении второй части 5-образ-ного поворота, при входе в поворот со скоростью выше критической, при необходимости перейти на противоположный край дороги, а также в случае аварийного торможения при отказе рабочего тормоза.

Технология выполнения этого приема предусматривает последовательное выполнение нескольких операций.

1. Перевод автомобиля в дозированный занос контрсмещением и дросселированием или резким включением понижающей передачи.

2. Боковое скольжение к снежному препятствию с сохранением заданного угла заноса.

3. Смягчение удара о снег резким дросселированием ("прорезание упора").

4. Противодействие обратному вращению, вызванному ударом, уменьшением дросселирования.

5. Предотвращение обратного вращения и возможного опрокидывания выравниванием передних колес при ударе о снег.

6. Стабилизация автомобиля при отскоке от снежного препятствия в управляемом заносе.

7. Переход на постоянный "упор" для дальнейшего движения в повороте.

 

Рисунок 84. СТАБИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ БОКОВОМ СКОЛЬЖЕНИИ

· Снизить скорость бокового скольжения на льду вы сможете боковым ударом о снежный бруствер. · На заднем приводе используйте для этого либо заднее крыло, либо боковую поверхность заднего колеса. · На переднем приводе контакт с препятствием можно осуществить передним крылом либо колесом. · На полном приводе можно воспользоваться контактом боковых колес, но если это джип 4x4, то такой контакт может послужить причиной опрокидывания. · Главное условие - не допустить прорезания упора повернутым передним колесом. Тормозной эффект может перевести автомобиль во вращение.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: