Сегодня необходимо не просто совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения, а коренное изменение самой школьной технологии.
Д.Б. Эльконин
Согласно К. Берк, «портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину» [1, с. 265]. Портфель используется для развития у обучающихся умения анализировать и оценивать процесс своего развития и направлен на то, чтобы сделать учебно-познавательный процесс целенаправленным. Портфолио – это не тематическая папка, хотя в какой-то мере напоминает ее, а стимул для самореализации, самораскрытия, самопознания, самовыражения, рефлексии собственной работы.
Одни ученые предлагают три модели портфолио: документов, отзывов, работ и проектов. [2, с. 6]. Другие выдвигают практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, тематические портфолио [1, с. 265–266]. Выбор портфеля зависит от целей его использования: портфолио достижений, личностного развития, презентационные портфели и т.д. Разнообразие видов портфеля затрудняет в какой-то мере разработку четких, обоснованных критериев оценки отдельных компонентов и разделов портфолио, поэтому и подходы к вопросу о единых критериях в оценке портфеля разные.
|
|
Использование технологии портфеля для учителя дает возможность не только руководить работой каждого ученика, но и соверщенствовать свое педагогическое мастерство. Развивать навыки самоорганизации, самообразования, самоанализа. Знакомясь с портфелем ученика, педагог корректирует содержание своего портфеля, анализируя слабые и сильные стороны своих воспитанников, планирует дальнейшую работу, вносит свои заметки в портфель, осваивает новые педагогические технологии обучения. «Педагогические технологии – это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов [1, с. 18].
Портфель учителя – это возможность для рефлексии своей деятельности и деятельности своих учеников. Цели создания портфеля, его содержание зависит от учителя, его предмета, методического багажа, опыта педагогической работы и т.д. Создание портфеля – это и попытка обобщить свой опыт, найти причины проблем, возникающих в педагогической деятельности и выявить пути решения возникших проблем, это палочка-выручалочка учителя, которая ему поможет в период аттестации, творческих отчетов, презентации авторской системы педагогической деятельности, фестивалях педагогических идей и т.д.
Портфель – это средство творческого развития, достижения «акмеологического уровня педагогического мастерства». «Мастер – это специалист, который достиг больших успехов в своем деле, человек, который очень хорошо делает что-нибудь» [1, с. 11].
|
|
На вопрос о значении и различиях портфеля ученика, студента и учителя были получены противоречивые ответы. Одни учителя считают, что портфель ученика следует использовать только в старших классах, другие – утверждают, что к самостоятельности, ответственности, критическому анализу своей учебно-познавательной деятельности следует приучать как можно раньше, третьи считают, что необходимость использования должны определить сами ученики…
Студенты не сомневаются в необходимости использования портфеля в процессе обучения в педагогическом вузе. Трудности возникают у студентов в определении критериев оценки работы. Учителя также не сомневаются в целесообразности и необходимости профессионального портфеля.
Примерные разделы портфеля учителя:
Раздел 1. Нормативные документы и библиографический список по каждому разделу портфеля:
- Образовательный стандарт основного общего образования по физике, математике.
- Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
- Учебно-методический комплект.
Раздел 2. Возможные варианты заданий для учащихся:
1. Фронтальные задания:
- тематика докладов, рефератов, сообщений, список литературы и рекомендации по подготовке докладов, рефератов, сообщений и т.д.;
- памятки по написанию отзывов, рецензий, аннотаций и образцы данных видов работ;
- тематика коллективных проектов, образец одного из проектов, рекомендации по подготовке и реализации проекта;
- вопросы к зачету.
2. Индивидуальные задания:
- тематика эссе по различным разделам учебного материала, информация о требованиях к эссе, примерные образцы работ учащихся.
3. Групповые задания:
- тематика ролевых, деловых игр и других форм организации учебно-познавательной деятельности, в подготовке которых учащиеся могут принять участие;
- задания к уроку.
Раздел 3. Документы к уроку (по темам):
- Тексты документов. Вопросы.
- Схемы анализа документа.
- Типичные ошибки.
- Критерии оценки работы с документом.
Раздел 4. Понятия (по темам):
- Перечень основных понятий, карточки.
- Умения, которые должны приобрести учащиеся.
- Приемы и средства работы с понятиями (описание).
- Критерии оценки работы с понятиями.
Раздел 5. Художественная литература. Публицистика:
- Адаптированные фрагменты из книг и журналов.
- Вопросы и задания к текстам.
- Комментарии к текстам и критерии оценивания работ учащихся.
Раздел 6. Активные и интерактивные методы и приемы учебно-воспитательной работы:
- Игровые программы, методические рекомендации.
- Варианты игровых заданий.
Раздел 7. Информация к размышлению:
- Заметки, сделанные после знакомства с портфелем конкретного ученика.
- План индивидуальной работы с конкретным учеником.
- Пакет заданий по теме, которая вызвала затруднения у ребят.
- Рекомендации по преодолению возможных трудностей, сомнений.
- Способы диагностики эффективности гражданского воспитания школьников.
- Диагностическую программу изучения уровней сформированности уровней гражданственности у учащихся.
Раздел 8. Копилка внеклассных дел по предмету:
Методы социального исследования:
- Анкеты для учащихся, родителей и др.
- Вопросы для беседы, интервью.
Раздел 9. Самообразование:
- Приемы педагогической техники.
- Картотека (золотые крупинки знания в море информации).
- Этико-психологический практикум (тренинги, упражнения, задания…).
Раздел 10. Мудрые мысли. Памятки («узелки на память», афоризмы, крылатые выражения). Например:
Центральной психологической проблемой остается проблема культурно-исторической природы и глубинных законов детского развития (Д.Б. Эльконин).
|
|
Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении того, что знаешь (Дистерверг).
Мы ставим в жизни цели и размышляем о том, какими средствами мы можем их достичь (Гегель).
Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания (Сократ).
Со знанием должно быть умение, печальное явление, когда голова наполнена знаниями, но не научился их применять (Дистерверг).
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет:
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
(Е. Евтушенко)
Раздел 11. Книги в помощь ученику, учителю:
- Дополнительная литература по предмету, тематическому разделу.
- Методическая литература учителя.
Литература
1. Рахимов, А.З. Педагогическая технология творческого развития: методическое пособие / А.З. Рахимов. – Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. – 140 с.
* * *