Тема 14. СССР во второй половине 1940-х - первой половине 1960-х гг

Восстановление народного хозяйства Советского государства.

СССР в политической системе послевоенного мира. Образование военно-политических блоков. «Холодная война». Страны народной демократии.

Смерть И. Сталина. «Оттепель». XX съезд КПСС. Борьба с «культом личности» Сталина.

Попытки осуществления политических и экономических, реформ в 50 –60-х гг. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития. Аграрная политика. Развитие промышленности. Социальная политика. Культурная жизнь. Н. С. Хрущев и его место в политической истории страны.

Внешнеполитическая деятельность Советского государства.

 

Тема 15. СССР в середине 60-х80-е гг.

 

Л. И. Брежнев и новый курс в политической и социально-экономической сферах жизни страны. Неудачи реформ второй половины 60-х годов и усиление командно-административной системы. Правозащитное и диссидентское движение.

Основные направления внешнеполитической деятельности страны.

Разрядка 70-х гг. и начало Хельсинкского процесса. Противоборство двух политических систем (капиталистической и социалистической).

Обострение международной обстановки на рубеже 70 – 80-х гг. Война в Афганистане и ее последствия. Советский Союз и страны социалистической системы: проблемы взаимоотношений.

 

Тема 16. Перестройка и распад СССР. Становление новой российской государственности (19851993 гг.)

 

Объективная необходимость коренных перемен в социально-экономических и политических отношениях советского общества. М. С. Горбачев и перестройка. Противоречивый характер и неподготовленность перестройки. Отсутствие единства у руководства партии и страны в целях и задачах перестройки. Последствия перестройки. Начало демократизации общества: гласность, реформы политической системы, новая структура власти в центре и на местах. Грубые просчеты и ошибки в сфере социально-экономической политики и в области внешнеполитической деятельности.

Субъективизация процесса приватизации, возникновение коррупции, резкий рост преступности.

Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Усиление политической борьбы в Советском Союзе. Национальный радикализм и межнациональные отношения. Беловежские соглашения и распад СССР, их оценка в современной литературе. Возникновение СНГ. Возрождение многопартийности.

Тема 17. Российская Федерация в 1993-1999 гг.

Российские парламентские партии и блоки в 1993-1999 гг. Президентские выборы 1996 г.

Чеченский кризис. Первая Чеченская кампания (1994-1996).

Попытки преодоления экономического кризиса. «Программа семи главных дел» кабинета «молодых реформаторов» (1997 г.). Стабилизационный пакет правительства С.В. Кириенко. Дефолт 1998 г.: причины и последствия.

Деятельность правительства Е.М. Примакова.

Итоги социально-экономических преобразований в России в 1990-е гг. и их оценка в историографии.

Тема 18. Российская Федерация в начале XXI в.

 

Парламентские выборы 1999 г. и президентские выборы 2000 г. В. В. Путин. Складывание новой политической ситуации в России. Парламентские партии и внепарламентская оппозиция в 2000-х гг.

Проблема модернизации и реструктуризации российской экономики в начале XXI в. Переход к протекционизму в отдельных отраслях. Социально-экономическое развитие России в 2000-х гг.

Вторая Чеченская кампания (1999-2003). Конституция Чеченской республики 2003 г. Президентсткие выборы в Чечне 2003 г. А. Кадыров.

Российское искусство и художественная культура конца XХ в. - начала XXI в. (М.Захаров, Л.Додин, Д.Хворостовский, Н.Михалков, А. Тарковский, С.Бодров-старший, Ф.Бондарчук).

 

2.3. Образовательные технологии, применяемые для реализации дисциплины:

- личностно-ориентированные технологии обучения (технология обучения как учебного исследования, технология коллективной мыследеятельности, технология эвристического обучения, метод проектов);

- предметно-ориентированные технологии (технология постановки цели, модульное обучение);

- технология оценивания достижений обучающихся (рейтинговые технологии);

- интерактивные технологии (технология «развития критического мышления через чтение и письмо», технология проведения дискуссий).

В процессе подготовки обучающихся используются следующие виды образовательных технологий:

Интерактивные лекции:

Лекция-диалог и лекция-дискуссия. Содержание подается через серию вопросов, на которые обучающиеся должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

Интерактивные методы на практических занятиях:

Групповая дискуссия («круглый стол») – метод активного обучения, сочетающий тематическую дискуссию с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

 

Соотношение разделов, тем дисциплины и применяемых технологий обучения:

 

Наименование темы

Применяемые образовательные технологии

Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Интерактивная лекция Групповая дискуссия Виртуальные практикумы и тренажеры
Тема 1. Введение. Концепт «Русский мир» и его историческое содержание. *    
Тема 2.Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства. Русь в IX – XIII вв.   *  
Тема 3. Русь периода феодальной раздробленности (XII - XIII вв.). Русь и Золотая Орда. *    
Тема 4. Образование Русского централизованного государства в XIV – первой половине XVII в.   *  
Тема 5. Смутное время. *    
Тема 6. Расцвет русского самодержавия в XVII в. Российская империя в XVIII в. * *  
Тема 9. России в начале XX в. *    
Тема 12. Социально-экономические преобразования в 30-е годы ХХ века.   *  
Тема 18. Российская Федерация в начале XXI в.   *  

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: