Понятие о логическом законе

Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

ПЛАН:

1. Понятие о логическом законе.

2. Закон тождества.

3. Закон противоречия.

4. Закон исключённого третьего.

5. Закон достаточного основания.

6. Софизмы и логические парадоксы.

 

Понятие о логическом законе

Наличие законов обусловлено тем, что окружающий мир представляет собой единое целое, все предметы и явления существуют не изолированно друг от друга, а вместе, между ними образуются связи и отношения (атом – соединение элементарных частиц, общество – связь людей и групп). Но не всякая связь образует закон. Закон есть существенная, внут­ренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие. Такие законы присущи любой науке: закон всемирного тяготения, закон сохранения и превращения энергии, законы наследственности, законы возникновения и развития государства и права.

Для мышления тоже характерны свои законы, формулированием которых и занимается логика, иначе она бы не была наукой. Мышление как отражение объективного ми­ра в сознании человека протекает не хаотично, не стихийно, а закономерно, подчиняется определённым принципам. Это означает, что мысли находятся в объективной закономерной связи между собой. Логическая правильность рассуждений обусловлена не только точностью отражения объективных связей в нашем созна­нии, но и законами мышления. Нарушение вы­текающих из них требований ведёт к логическим ошибкам.

Закон мышления – это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элемента­ми мысли и самими мыслями. Источники этих связей объективны. Связанные между собой мысли образуют стройную систему знаний и мировоззрение человека.

Законы мышления являются обобщённым отражением закономерностей бытия, преобразованных в человеческом сознании и ставших общими принципами познающего мышления. От­сюда порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс в мышлении осуществляется по двум направлениям:

1) содержательному (процесс отражения в сознании объективных связей реальных вещей и их свойств);

2) формальному (установление связей между формами мысли).

Первое направление реализуется в диалектических законах и изучается диалектической логикой, а второе – в формально-логических законах и изучается формальной логикой.

Содержательная связь между объектами может изменяться, а формальная связь оставаться прежней: «Право есть общественное явление», «Конституция есть закон». Формальные связи между мыслями, отвлечёнными от их конкретного содержания, называются логическими связями. Этих связей огромное количество, что свидетельствует о богатстве и развитости человеческого мышления. Особым видом логической связи является закон мышления, закон формальной логики.

Формально-логическими называются законы структурно-смысловой связи элементов мысли между собой, придающие ей определённую форму, посредством которой выражается содержание мысли. В них отражены устойчивые черты внутренней структуры мыслительного процесса, отложился многовековый опыт практической деятельности человека, отражены общие свойства и стороны объективной действительности. Эти законы имеют общий характер и лежат в основе различных логических операций.

Однако законы формальной логики нельзя абсолютизировать даже в сфере мышления. Они – важный момент в комплексе условий, определяющих истинность наших знаний, но только отдельный момент, а не все условия; их действие правомерно в ос­новном в пределах логической формы, а с содержанием мысли они связа­ны лишь косвенно.

Особенности формально-логических законов:

1). Это законы мышления, а не законы самой действительности.

2). Законы логики носят объективный характер, то есть существуют и действуют в мышлении независимо от желания и воли людей. Они лишь познаются людьми и используются ими в мыслительной практике.

3). Логические законы задают нормы мышления, то есть требования, формулируемые самими людьми, чтобы обеспечить достижение истины. Сам закон никому ничего не навязывает, но его невозможно нарушить без ущерба для мышления. Соблюдение закона логики приводит любое рассуждение (независимо от его содержания) к истинным выводам при условии истинности исходных высказываний (посылок).

4). Все законы логики внутренне связаны между собой и находятся в органическом единстве, благодаря чему они обеспечивают соответствие мышления действительности, а значит, служат духовной предпосылкой успешной практической деятельности.

Различают следующие виды формально-логических законов:

1). Законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления – или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов выведены конкретные правила, которые используются при анализе каждой из названных форм мышления (например, закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия, зако­ны распределённости терминов в простых суждениях, законы различных ви­дов умозаключений и т. д.);

2). Законы, которые имеют всеобщий характер для мышления, проявляются во всех его формах. Это основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего и закон достаточного основания. Их называют основными по следующим причинам:

а) распространяют своё влияние на всю сферу мыслительной деятельности;

б) лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;

в) используются в процессе умозаключений и доказательств;

г) отражают важные свойства правильного мышления: определённость, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, закон достаточного основания – немецким философом XVIII векаГ. В. Лейбницем.

Необходимо иметь в виду, что выделение четырёх формально-логических законов осуществляется только в традиционной формальной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) утверждает, что логических законов бесконечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются закона­ми, например, закон исключённого третьего (интуиционистская логика, некоторые системы многозначной логики), закон противоречия (паранепротиворечивая логика).

Однако, абстрагируясь от этого и оставаясь в рамках традиционной логики, обратимся к анализу основных формально-логических законов, которые играют важную роль в мыслительной деятельности.

 

 

Закон тождества

 

Первый и наиболее важный закон логики – это закон тождества,который был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «...иметь не одно значение – значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определённых) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности – и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно». Можно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение о том, что мыслить (или говорить) обо всём – значит не мыслить (не говорить) ни о чём.

Закон тождества в современной формулировке утверждает, что любая объективно истинная и логически правильная мысль (любое рассуждение) о качественно определённых предметах и явлениях обязательно должна быть однозначной и равной (тождественной) самой себе, то есть должна быть ясной, точной, простой, определённой. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (то есть употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т. п.

Например, смысл простого на первый взгляд высказывания: «Ученики прослушали объяснение учителя»– непонятен, потому что в нём нарушен закон тождества. Ведь слово «прослушали»,а значит, и всё высказывание можно понимать двояко: то ли ученики внимательно слушали учителя, то ли всё пропустили мимо ушей (причём первое значение противоположно второму). Получается, что высказывание было одно, а возможных значений у него два, то есть – нарушается тождество (1 ¹2). Точно так же непонятен смысл фразы: «Из-за рассеянности на турнирах шахматист неоднократно терял очки».Очевидно, что по причине нарушения закона тождества появляются неясные высказывания, или суждения.

Логическая запись этого закона:

1) А есть А или А = А (для понятий);

2) а есть а или а = а (для суждений).

Символическая запись этого закона выглядит так: а®а (читается – если а, то а), где а – это любое понятие, высказывание или целое рассуждение. Понятно, что формула а®а является тождественно-истинной.

Таким образом, закон тождества требует, чтобы в процессе определённого рассуждения всякая мысль была тождественной самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись.

Напомним, что тождество есть примерное равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. В объективной реальности абсолютного тождества нет, оно существует в соотношении с различием. Нет и не может быть двух абсолютно тождественных вещей. Со временем вещи меняются, и это развитие остановить невозможно. Однако при известных условиях, в определённых рамках, мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать своё внимание только на тождестве предметов и их свойств.

Делов том, что всё, что может быть предметом нашей мысли, обладает свойством определённости. Всякая, даже внутренне противоречивая вещь, пока она существует как данная вещь, обладает относительной устойчивостью, определённым качеством, в котором она тождественна самой себе, пока не перейдёт в новое качество.

Определённость предметного мира нашла своё отражение в одной из характерных черт правильного мышления – в свойстве человеческой мысли вычленять вещи из окружающего мира и рассматривать их раздельно, аналитически, с учётом выявления и обобщения их существенных признаков. Без этой способности человека было бы невозможно само наше мышление в форме понятий. Понятия, как известно, представляют обобщённое отражение вещей, в них фиксируется общее, устойчивое. Эта специфика понятий раскрывает реальное содержание закона тождества. До тех пор, пока вещь существует в своём качестве, мы должны и понятие о ней брать однозначно, в определённом смысле. Предметный мир не остаётся постоянным, вещи изменяются, но, изменяясь в некоторых свойствах и отношениях, они всё же остаются в пределах своей меры, а следовательно, и понятия о них продолжают сохранять свою устойчивость и однозначность.

Тождественность делает понятия чёткими и ясными, определяет их содержание и объём. Например, в понятие «мебель» входят столы, стулья, шкафы. Но в то же время тождественные понятия могут нести различную информацию об одном объекте. Например, тождественны по объёму следующие понятия: «основатель Московского университета», «первый русский академик Петербургской академии наук», «учёный, открывший принцип сохранения материи и движения», «Михаил Васильевич Ломоносов». Если бы понятия постоянно меняли своё содержание и объём, но мы бы не могли их применять, производить над ними логические операции.

Закон тождества устанавливает связи и отношения действительности, отражаемые в суждениях: «Факты есть факты», «Преступность везде преступность», «Отрицательный результат тоже результат», «Суров закон, но это закон». Установить истинность или ложность того или иного суждения можно только при условии, что оно сохраняет свой смысл.

Таким образом, требования закона тождества, которые необходимо соблюдать, чтобы мышление было правильным:

1). Тождество предмета мысли – каждое понятие и суждение должно употребляться в одном и том же, определённом смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения.

2). Тождество мысли о предмете – каждая выраженная по поводу данного объекта мысль должна сохранять своё содержание, нельзя отождествлять различные мысли, и нельзя тождественные мысли принимать за различные.

Нарушение закона тождества приводит к различным логическим ошибкам:

1). Подмена понятия – термины употребляются не в том смысле, как это принято, отождествляются различные понятия. Особенно часто это происходит при использовании синонимов и омонимов, неправильное употребление которых ведёт к нарушению логического строя мысли, её неопределённости. Например, в уголовном праве словом «штраф» обозначают меру наказания, предусмотренную Уголовным кодексом, в гражданском праве – это вид неу­стойки как способа обеспечения исполнения обязательств. Данным словом обозначают и меру административного воздействия. Следовательно, употреблять это слово в одном значении не следует.

2). Амфиболия – двусмысленность высказываний, употребление одного и того же слова в разных смыслах: «финансовый и нравственный долг», «шли дождь и два студента».

3). Подмена тезиса – происходит, когда в ходе рассуждения исходное положение умышленно или неосознанно подменяется другим. В научных и иных дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, что он не говорил; в попытках заменить вопрос на более удобный для себя с целью отвлечения внимания аудитории; наговорить кучу не относящихся к делу вещей. Ино­гда в ходе полемики люди говорят о разных вещах, думая, что они имеют в виду одно и то же. Так бывает в следственной практике, когда обвиняемый или свидетель, не зная точного смысла некоторых понятий, толкует их ина­че, чем следователь. Отражая эту ситуацию, народная мудрость гласит: «Кто про Фому, а кто про Ерёму». А это нередко затрудняет выяснение существа дела.

С помощью нарушения этого закона можно создать какой-нибудь комический эффект. Например, Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души», описывая помещика Ноздрёва, говорит, что тот был историческим человеком,потому что где бы он ни появлялся, с ним обязательно случалась какая-нибудь история. На нарушении закона тождества построены многие комические афоризмы. Например: «Не стой где попало, а то ещё попадёт».Также с помощью нарушения этого закона создаются многие анекдоты. Например:

– Я сломал руку в двух местах.

– Больше не попадай в эти места.

Как видим, во всех приведённых выше примерах используется один и тот же приём: в одинаковых словах смешиваются различные значения, ситуации, темы, одна из которых не равна другой, то есть нарушается закон тождества.

Значение закона тождества для каждого человека заключается в том, что он помогает достичь ясности устной и письменной речи, делает содержательными и предметными дискуссии и споры. Закон тождества особенно важен в ряде сфер практической деятельности:

1) в математике – для характеристики свойств математических равенств: рефлексивность (a=a), симметричность (если a=b, то b=a), транзитивность (если a=b и b=c, то a=c);

2) в информатике – разработка систем исчисления и компьютерного программного обеспечения;

3) в юридической практике – нарушение закона тождества особенно недопустимо:

а). В законодательной деятельности – нормы создаваемых законов должны быть ясными и однозначными. Следует учитывать, что даже в законодательных актах, над которыми, как правило, ведётся особенно тщательная работа, нередко встречаются не­ясности и просто двусмысленности. А это недопустимо, так как неизбежно ведёт к различному толкованию одного и того же закона и, следовательно, к его неоднозначному применению.

б). В следственной практике – широко применяются опознание и идентифи­кация – два следственных действия, которые основаны на законе тождества. Так, опознание – это установление тождества лица или предмета по их приметам и особенностям путём их предъявления свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Идентификация представляет собой установление тождества тех или иных вещей, людей, документов и т. д., кото­рые до этого мыслились раздельно. Например, идентификация подозревае­мого в разных преступлениях, идентификация ножа, которым был ранен или убит человек, и ножа, найденного у подозреваемого; сличение почерков, подписей, отпечатков пальцев. Для этого применяются так называемые идентификационные признаки. Такое исследование имеет нередко решающее значение для следствия. В противном слу­чае предмет мысли будет подменён и вместо выяснения обстоятельств дела произойдёт его запутывание.

в). В судебном процессе и при вынесении приговоров.

Проиллюстрируем это на примерах, взятых из подлинных процессуальных актов:

- «Из магазина была совершена кража пылесоса и другого медицинско­го оборудования»;

- «Рост преступности зависит от того, насколько упорно и эффективно ведётся борьба с правонарушениями»;

- «Учитывая, что условия, способствовавшие совершению преступле­ния, явились результатом отсутствия недостаточно проводимой работы воспитательного характера среди населения, прошу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления»;

- «На уговоры потерпевшего Карпов не реагировал, а при помощи гита­ры ругался нецензурной бранью и угрожал последней убийством»;

- «Защитник с материалами дела ознакомился, и от него поступило заявление: освободить его из-под стражи».

Точность мысли юриста играет важную роль при выражении норм права, при обозначении действий обвиняемого или подсудимого, при обосновании квалификации преступления. Неточно подобранное или неправильно толкуемое понятие в праве создает почву для произвола и беззакония. Нарушение следователем или судом закона тождества является ошибкой, которая ведёт к неправильному логическому выводу, а значит – к ошибочному реше­нию по делу, что может причинить серьёзный вред общественным отноше­ниям и личности.

В силу особой важности этого закона в сфере права необходимость соблюдать его требования специально закреплена, например, в Основах уголовного законодательства: разбирательство дела в суде производится только в отношении обвиняемых и лишь по тому обвинению, по которому они пре­даны суду.

Таким образом, в мышлении закон тождества выступает в качестве важного нормативного правила. Реализуясь в нормах и принципах мыслительной деятельности, данный закон требует исключения в ходе рассуждений произвольного изменения предмета мысли, подмены или смешения мысли о предмете.

Закон противоречия

Если закон тождества выражает определённость мышления, то закон (не)противоречия выражает его последовательность. Он означает, что если какой-либо предмет существует, то он не может в то же время не существовать; если он обладает определёнными свойствами, то он не может ими не обладать.

Первую формулировку закона противоречия предложил Аристотель: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время были не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении», или «Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать».

Закон противоречия говорит о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными.

Например, два суждения: «Сократ высокий»и «Сократ низкий»(понятно, что одно из них нечто утверждает, а другое то же самое отрицает, ведь высокий – это не низкий, и наоборот) не могут быть одновременно истинными, если речь идёт об одном и том же Сократе, в одно и то же время его жизни и в одном и том же отношении, то есть если Сократ по росту сравнивается не с разными людьми одновременно, а с одним человеком. Понятно, что когда речь идёт о двух разных Сократах или об одном Сократе, но в разное время его жизни (например, в 10 лет и в 20 лет), или один и тот же Сократ и в одно и то же время его жизни рассматривается в разных отношениях (например, он сравнивается одновременно с высоким Платоном и низким Аристотелем), тогда два противоположных суждения вполне могут быть одновременно истинными, и закон противоречия при этом не нарушается.

Символически он выражается следующей тождественно-истинной формулой: Ø(аÙØа), читается – неверно, что аи не-а, где а– это какое-либо высказывание.

Требование закона противоречия выражает объективные свойства самих вещей. Как уже отмечалось, любой предмет качественно определён. Качественная определённость означает, что присущие предмету свойства, а также и само его существование, не могут быть и не быть, принадлежать и не при­надлежать ему в одно и то же время в одном и том же отношении. В против­ном случае предмет не был бы самим собой, потерял бы свою определён­ность и практическую значимость в общественной жизни. В процессе своей деятельности люди давно обнаружили данную закономерность, и это сказа­лось на формировании структурных особенностей правильной мысли. Если в самой действительности каждый предмет не может одновременно иметь и не иметь одно и то же свойство, то и человеческая мысль, если она стремит­ся быть истинной, тоже должна своей логической формой отражать объек­тивный порядок и связь вещей.

Противоречия бывают контактными,когда одно и то же утверждается и сразу же отрицается (последующая фраза отрицает предыдущую в речи, или последующее предложение отрицает предыдущее в тексте), и дистантными, когда между противоречащими друг другу суждениями находится значительный интервал в речи или в тексте. Например, в начале своего выступления лектор может выдвинуть одну идею, а в конце высказать мысль, противоречащую ей; так же и в книге в одном параграфе или главе может утверждаться то, что отрицается в другом. Понятно, что контактные противоречия, будучи слишком заметными, почти не встречаются в мышлении и речи. Иначе обстоит дело с дистантными противоречиями: будучи неочевидными и не очень заметными, они часто проходят (проскальзывают) мимо зрительного или мысленного взора, непроизвольно пропускаются, и поэтому их часто можно встретить в интеллектуально-речевой практике.

Противоречия также бывают явными и неявными. В первом случае одна мысль непосредственно противоречит другой, а во втором случае противоречие вытекает из контекста: оно не сформулировано, но подразумевается. Явные противоречия, так же как и контактные, встречаются редко. Неявные противоречия, как и дистантные, наоборот, в силу своей незаметности намного более распространены в мышлении и речи.

Если совместить рассмотренные выше деления противоречий на контактные и дистантные, а также на явные и неявные, то получится четыре вида противоречий:

1. Контактные и явные противоречия.

2. Контактные и неявные.

3. Дистантные и явные.

4. Дистантные и неявные.

Примером контактного и явного противоречия может служить такое высказывание: «Водитель Н. при выезде со стоянки грубо нарушил правила, так как он не взял устного разрешения в письменной форме».Ещё пример контактного и явного противоречия: «Молодая девушка преклонных лет с коротким ёжиком тёмных вьющихся белокурых волос изящной походкой гимнастки, прихрамывая, вышла на сцену».Как видим, такого рода противоречия настолько очевидны, что могут использоваться только для создания каких-нибудь комических эффектов.

Остальные три группы противоречий сами по себе тоже комичны, однако, будучи неочевидными и малозаметными, они употребляются вполне серьёзно и создают значительные коммуникативные помехи, поэтому наша задача – уметь их распознавать и устранять. Пример контактного и неявного противоречия: «Эта выполненная на бумаге рукопись создана в Древней Руси в XI в.»(в XI в. на Руси ещё не было бумаги).

Наконец, наверное, каждому из нас знакома ситуация, когда мы говорим своему собеседнику (или он говорит нам): «Ты сам себе противоречишь». Как правило, в этом случае речь идёт о дистантных или неявных противоречиях, которые, как мы увидели, достаточно часто встречаются в различных сферах мышления и жизни. В связи с этим простой и даже примитивный на первый взгляд принцип непротиворечивости мышления имеет статус важного логического закона.

Важно отметить, что противоречия также бывают мнимыми. Некая мыслительная или речевая конструкция может быть построена так, что на первый взгляд выглядит противоречивой, хотя на самом деле никакого противоречия в себе не содержит. Например, известное высказывание А. П. Чехова: «В детстве у меня не было детства»кажется противоречивым, так как оно вроде бы подразумевает одновременную истинность двух суждений, одно из которых отрицает другое: «У меня было детство»и «У меня не было детства».Таким образом, можно предположить, что противоречие в данном высказывании не просто присутствует, но и является наиболее грубым – контактным и явным. На самом же деле никакого противоречия в чеховской фразе нет. Вспомним, закон противоречия нарушается только тогда, когда речь идёт об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении. В рассматриваемом высказывании речь идёт о двух разных предметах: термин «детство»употребляется в различных значениях – детство как определённый возраст и детство как состояние души, пора счастья и безмятежности. Хотя и безо всех теоретических комментариев скорее всего вполне понятно, что хотел сказать А. П. Чехов в этих своих словах. Обратим внимание на то, что кажущееся противоречие использовано им, по всей видимости, преднамеренно, для достижения большего художественного эффекта. И действительно, благодаря ненастоящему противоречию чеховское суждение является ярким и запоминающимся, представляет собой удачный афоризм. Как видим, мнимое противоречие вполне может быть художественным приёмом. Достаточно вспомнить названия многих известных литературных произведений: «Живой труп» (Л. Н. Толстой), «Мещанин во дворянстве» (Ж. Б. Мольер), «Барышня-крестьянка» (А. С. Пушкин), «Горячий снег» (Ю. В. Бондарев) и др. Иногда на мнимом противоречии строится заголовок газетной или журнальной статьи: «Знакомые незнакомцы», «Древняя новизна», «Необходимая случайность» и т. п.

Итак, закон противоречия запрещает одновременную истинность двух суждений, одно из которых нечто утверждает, а другое то же самое отрицает об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении. Однако этот закон не запрещает одновременную ложность двух таких суждений. Одновременно ложными (но не одновременно истинными!) могут быть суждения: «Эта вода горячая» и «Эта вода холодная» (если она на самом деле тёплая); «Эта комната светлая» и «Эта комната тёмная» (если она в полумраке)и т. п. Одновременную ложность двух суждений мы часто используем в повседневной жизни, когда, характеризуя кого-то или что-то, строим стереотипные обороты типа: «Они не молодые, но и не старые»; «Это не полезно, но и не вредно»; «Он не богат, однако и не беден»; «Данная вещь стоит не дорого, но и не дёшево»; «Этот поступок не является плохим, но в то же время его нельзя назвать хорошим» и т. п. В связи с этим возникает вопрос, возможна ли такая ситуация, когда два суждения не могут быть одновременно истинными, но также не могут быть одновременно ложными? Конечно же возможна: «Вода горячая» и «Вода не горячая»; «Комната светлая» и «Комната не светлая».

Необходимо иметь в виду, что закон противоречия действует в определённых границах, он распространяется не на все суждения, а только на несовместимые, то есть на те, которые одновременно не могут быть истинными. Данный закон только указывает на ложность одного из двух логически несовместимых суждений. Но какое из них будет ложным, закон противоречия не позволя­ет определить. Вопрос о том, какое из двух суждений истинно, а какое лож­но, решается в процессе конкретного исследования и проверки на практике. Закон указывает лишь на то, что из истинности одного из несовместимых суждений с необходимостью следует ложность другого.

Охраняя непротиворечивость всякого правильного мышления, закон противоречия требует не допускать логической несовместимости в рассуждении об одном и том же предмете мысли, обеспечивает чёткую определён­ность выводов и тем самым способствует их истинности. Приписывая одно­му и тому же предмету несовместимые свойства, можно допустить ошибку – логическое противоречие. Недопущение подобной ошибки в процессе рас­суждения связано, в первую очередь, с правильным пониманием логическо­го противоречия. Наклонность видеть логические противоречия там, где их нет, обязательно ведёт к неверному истолкованию закона противоречия.

Нет логического противоречия в утверждении: «Осень настала и ещё не настала», подразумевающем, что хотя по календарю уже осень, а тепло, как летом. Од­нако логическое противоречие имеется, например, в следующих высказыва­ниях: «Эти проблемы, к сожалению, не решаются, но в целом их решить уда­ётся», «Порядок в аудитории будем наводить до тех пор, пока порядка не будет», «Обнаружено два трупа: один мёртвый, а другой ещё живой», «Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору» и т. п. Различные точки зрения разных людей, высказываемые в споре о каком-либо предмете, не являются логическими противоречиями.

Логическое противоречие – это противоречие непоследовательного, путаного рассуждения. Оно возникает между утвердительными и отрицательными суждениями об одном предмете, а также между двумя и несколькими утвердительными суждениями, несовместимыми между собой. Оно принципиально отлично от диалектических проти­воречий, являющихся противоречиями самих реальных объектов и представляющих собой внутренний источник развития как объективного мира, так и человеческого мышления. Например, рассматривая соотношение цены и стоимости товара, мы убеждаемся в том, что цена, как правило, не совпадает, находится в противоречии со стоимостью товара, однако при этом нельзя сказать, что она не соответствует ей.

При логически правильном мышлении наши рассуждения, отражающие самые глубокие противоречия предметного мира, остаются непротиворечивыми. Существование реальных противоречий не нарушает законов фор­мальной логики – и о противоречивых процессах необходимо мыслить не­противоречиво, логически правильно. При этом важно знать и соблюдать на практике условия закона противоречия:

1). Если мы утверждаем принадлежность предмету одного при­знака и в то же время отрицаем принадлежность этому же предмету другого признака, логического противоречия не будет. Например, «Все современные американские авианосцы имеют мощную противоракетную защиту» и «Ни один современный американский авианосец не имеет наклонной взлётно-посадочной полосы».

2). Не будет противоречия между суждениями, если речь идёт о разных предметах. Например, «Гражданин К. совершил противоправное действие» и «Гражданин Н. не совершал противоправных действий».

 

3). Противоречия не будет, если мы что-либо утверждаем и в то же самое время отрицаем относительно одного предмета, но который рас­сматриваем в разное время: например, «Ноябрьский день короткий» и «Июньский день длинный». Анализируя ответы обучаемого в на­чале и в конце семинара, преподаватель может сказать: «Ответ Николаева был неверным» и «Ответ Николаева был точным, верным и доказательным».

4). Противоречия не будет, если один и тот же предмет нашей мысли рассматривается в разных отношениях. Так, о студенте Никитине мы можем сказать, что он хорошо знает основы государства и права, так как его знания удовлетворяют требованиям, предъявляемым к выпускнику средней школы, и он успешно сдал соответствующий вступительный экзамен в юри­дический вуз. Однако этих знаний пока недостаточно для работы в качестве профессионального юриста, их следует приобрести в процессе обучения. В этом случае мы вправе сказать: «Студент Никитин плохо знает основы государства и права». В двух суждениях знания Никитиным основ государства и права рассматриваются с точки зрения разных требований, то есть в разных отношениях. Следовательно, эти суждения также не противоречат друг другу.

В процессе судебного разбирательства, осуществляемого на состязательной основе, прокурор и адвокат, истец и ответ­чик выдвигают несовместимые положения, отстаивая свою позицию, оспа­ривая аргументы противной стороны, поэтому закон противоречия требует тщательно анализировать все обстоятельства по делу, чтобы окончательное решение суда основывалось на достоверных и непротиворечивых фактах.

Статья 344 УПКРФ, перечисляя условия, при которых приговор признаёт­ся не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, выделяет наряду с другими, следующие два, непосредственно связанные с законом противоре­чия: 1) при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, в приговоре не указано, по каким основаниям суд принял одни из этих доказательств и отверг другие; 2) выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осуждённого или оправданного, на правильность применения уголовного за­кона или на определение меры наказания.

Таким образом, знание закона противоречия позволяет юристу сделать своё мышление непротиворечивым, избегать в нём субъективно-логических противоречий, а также уметь вскрывать и устранять встречающиеся логические противоречия в показаниях свидетеля, обвиняемого или потерпевшего. На законе противоречия основано алиби – человек не может одновременно находится на месте преступления и в другом месте.

Правовые коллизии, возникающие между законами, являются проявлением логических противоречий, устранение которых важно при кодификации законодательства, построения внутренне согласованной системы права.

Развитие всех областей науки, достижение истинного знания также основано на действии закона противоречия:

1) непротиворечивость исходных данных;

2) непротиворечивость вытекающих из них теоретических положений.

Логические противоречия вредны и в повседневном общении. Человека перестают воспринимать всерьёз и уважать, если по одному и тому же поводу сегодня он говорит одно, а завтра – другое. Это является признаком человека без принципов.

Одно из эффективных средств опровержения выдвинутых кем-либо положений – это выявление противоречий в рассуждениях оппонента, которые обесценивают сказанное.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: