Проективная методика. «Несуществующее животное»

МЫШЛЕНИЕ  - высший познавательный процесс

             
   

 


Виды мышления:

1. По форме

- наглядно-образное

- наглядно-действенное

- абстрактно логическое

2. По характеру

- Теоретическое (понятийное)

- Практическое (наглядно-действенное)

3. По степени развернутости

- осознанное

- интуитивное

4. По степени новизны

- репродуктивное (воспроизводящее)

- продуктивное (создающее новое)

 

РЕЧЬ – специфически человеческая деятельность, процесс общения людей посредством языка.

Виды речи:

- устная/письменная (монолог/диалог)

- внешняя(имеющая адресата)/внутренняя

- кинетическая (сопровождение речи эмоциональной жестикуляцией)

Функции речи:

- выражение

- сообщение

- воздействие

- обозначение

ВНИМАНИЕ – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

 

Виды внимания:

- произвольное

- непроизвольное

- послепроизвольное (когда интересен сам процесс деятельности)

Свойства внимания:

- устойчивость

- переключаемось

- отвлекаемость

- объем

- концентрация

- распределение

ВОЛЯ – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий.

 

Виды волевых качеств человека:

- сила воли

- выдержка

- самообладание

- целеустремленность

- настойчивость

- инициативность

- самостоятельность

- решительность

- последовательность

- самоконтроль

- самооценка (проективный тест «ЧЕЛОВЕК»)

ЭМОЦИИ – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.

Фундаментальные эмоции:

- радость

- удивление

- страдание

- гнев

- отвращение

- презрение

- страх

- стыд

- чувства (нравственные/моральные, интеллектуальные, эстетические, страсть)

- настроение

Л. Ψ СОСТОЯНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

АДАПТАЦИЯ – способность организма регулировать параметры внутренней среды благодаря нервной системе и психике.

Первым этот процесс стал изучать французский физиолог К.Бернар. Гипотеза: человек существует лишь благодаря его способности сохранять благоприятные для своего существования параметры внутренней среды организма в определенном равновесном состоянии. Позднее американский физиолог У.Кэннон развил его теорию и обозначил подобное свойство организма гомеостазом.

ГОМЕОСТАЗ – равновесное состояние организма, направленное на сохранение своей стабильности.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ ОРГАНИЗМА

1) Состояния личностные и ситуативные

2) Глубокие и поверхностные (страсть сильнее настроения) (ответить почему? – освоб.от контрольной)

3) Положительно и отрицательно действующие на человека

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА И ПСИХИКИ

1. Релаксация – состояние успокоения, расслабления и восстановления.

2. Сон – это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сфере.

3. Оптимальное рабочее состояние – состояние комфорта.

4. Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки (как физической, так и информационной, эмоциональной).

5. Стресс – состояние повышенной напряженности, возникает в условиях угрозы при недостаточных адаптивных резервах.   

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. (Г.Селье)


Фазы стресса

1. Тревога – мобилизация защитных сил организма.

2. Стабилизация – фаза максимально эффективной адаптации.

3. Истощение – как следствие нарушение психологических и физиологических процессов.

Виды стресса:

- физиологический

- психический (информационный и эмоциональный)

Управление эмоциональным состоянием (по Р.М.Грановской), борьба со стрессом:

1. Осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей.

2. Формирование самостоятельной мировоззренческой позиции.

3. Правильный выбор момента для принятия решения или реализации своего плана.

4. Временное ослабление мотивации. (отказаться на время от некоторых целей для сохранения и восстановления потраченной энергии)

5. Правильная оценка значимости происходящего события.

6. Заранее подготовить «пути отступления». Просчитывать заранее возможные варианты развития события.

 

Л. Ψ СВОЙСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

НАПРАВЛЕННОСТЬ – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Это установки, ставшие свойствами личности, проявляющиеся в следующих формах:

1. Влечение – наиболее примитивная форма биологической направленности.

2. Желание – осознанная потребность в чем-либо.

3. Стремление – это желание + волевой компонент

4. Интересы – познавательная потребность, заставляет личность осознавать цель и ориентирует её в окружающей действительности

5. Склонность – это интерес в динамике своего развития.

6. Идеал – предметная цель, к которой человек стремится или на что ориентируется.

7. Убеждение – высшая форма направленности – система мотивов личности, побуждающих на конкретное действие в соответствии с ними.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

1. Сила

2. Периодичность

3. Способ удовлетворения

МОТИВЫ ( побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта )

Виды мотивов:

- осознаваемые

- неосознаваемые (подсознательные)

И МОТИВАЦИЯ ( процесс стимулирующий и поддерживающий поведенческую активность человека на определенном уровне )

Виды мотивации:

- внешняя

- внутренняя

 

ТЕМПЕРАМЕНТ – это биологических фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Виды темперамента (нет хороших и плохих, это лишь обуславливает разность путей в достижении цели): 

1. Сангвиник (кровь) – быстрый, подвижный, эмоционально откликающийся на все впечатления. Зачастую чувства проявляются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют друг друга.

2. Холерик (желчь)– быстрый, порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, жестах, мимике. Вспыльчивый, склонный к бурным проявлениям эмоций.

3. Меланхолик (черная желчь) – человек обладает сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой их силой и длительностью. Откликается далеко не на все, но если откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

4. Флегматик (слизь, мокрота) – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

Нет хороших и плохих видов, темперамент лишь обуславливает особенности достижения результата. Одна цель, но пути к ней разные.

ХАРАКТЕР – совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Типы характера:

Гипертимный.

       Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них редко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Они часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление. 

Циклоидный.

            Характеризуется повышенной чувствительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы бывать где-то со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания они реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда и название этого типа). Периоды перепада настроения составляют примерно две-три недели.

Лабильный.

       Характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем оно не предсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например, случайно оброненное учителем слово, или его неприветливый взгляд. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей или неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержки со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь и приободрить. Так почему бы, это не сделать учителю? Тем более что они такие подростки хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей. 

Астеноневротический.

       Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

Сензитивный.

        Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые. Открыты и общительны они бывают с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. (Как раз этот аспект может быть использован педагогом.) Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте возникают трудности адаптации в кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вмести с этим, у них довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

Психастенический.

       Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений – с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

Шизоидный.

            Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянуться к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят. 

Эпилептоидный.

            Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, как отмечает Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В компаниях ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группе ребят, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других ребят или на страхе. В условиях жесткого дисциплинированного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свои диктат над окружающими. Учителю следует контролировать самому ситуацию в группе, где выявлен подросток с таким типом акцентуации, пытаться предупредить возникновение ситуации лидерства такого подростка.

Истероидный.

            Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной персоне. Нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Они с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил, поэтому учителю нужно почаще обращать внимание на их поведение. Правда, вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско. 

Неустойчивый.

            Его иногда характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

Конформный.

            Они демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, их главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, чтобы он не совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.  

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: