Схема методов психологии по Б.Г. Ананьеву

ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Курс 17 лекций

 

Контроль знаний: - итоговый тренинг

                       - почерковедческая экспертиза или схема изучения личности

                       - психогеометрический тест

                           

ЗАЧЕТ

 

Практические занятия:   а) психогеометрические типы

                                      б) тест несуществующее животное

                                          в) асимметрия полушарий

                                          г) тест «Невербалика»

                                          д) любимое животное (личностная характеристика)

                                          е) тематические главовые тесты

 



Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ

НАУКА – осмысление действительности до уровня её функциональной закономерности. (исследовательская деятельность направленная на приобретение новых знаний)

СТРУКТУРА

1. Ученые (Сеченов, Павлов, Бехтерев, Лазурский, Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Ананьев и пр) (Вундт, Фрейд, Маслоу, Юнг, Роджерс)

2. Научные учреждения (академия психологических наук, институты, лаборатории)

3. Предмет (Ψ, её закономерности возникновения, рзв, функционирования и проявления)

4. Метод

МЕТОДОЛОГИЯ

(совокупность методов присущая к-л области науки, учение о внутренней логике, диалектике развития и принципах построения теории конкретных психологических исследований)

 



МЕТОДЫ

(основные пути и приемы научного познания

психических явлений и закономерностей)



МЕТОДИКИ

(частный вариант метода)

5. Понятийный аппарат

6. Сумма наличных знаний ПАРАДИГМА (идея, на которой основывается наука)

 

3 ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ:

1. философский (более 2000 лет назад, наука о душе)

2. феноменологический (17в., связь с естественными науками, наука о сознании)

3. научный (XX в., биологические и физиологические аспекты психологии, наука о поведении (Сеченов, Павлов))

ПСИХОЛОГИЯ (psy –душа, logos- наука) – наука о закономерностях развития и функционировании психики, как особой формы жизнедеятельности.

Ψ – (свойство высоко организованной материи) -субъективное отражение (не всегда осознанное) объективной реальности в идеальных образах, на основе которых реализуется взаимодействие человека с внешней средой.

Ψ

Ψ Процессы Ψ Состояния Ψ Свойства Ψ Образования
- ощущение - восприятие - представление - память - воображение - мышление - речь - внимание - воля - эмоции - адаптация - эмоциональный стресс - направленность - мотивы и мотивация - темперамент - характер - структура интеграции состояний и свойств Ψ (личностные особенности)

Схема методов психологии по Б.Г. Ананьеву.

Организационные Эмпирические (науч. обоснован.) Обработки Информации Интерпритационные
Сравнительный (срав.2ух групп по к-л параметрам)   Комплексный (различные средства: физич.,соц-е, психологические) Срезов - продольных (лонгитюд) - поперечных (группы по возрастам) Основные -наблюдение -эксперимент   Вспомогательные - беседа - метод интервью - автобиографичес- кий метод - метод тестов - тренинг (+ауто) - социометрия - анкетирование - проективные методы - контент-анализ - метод экспертных          оценок - метод близнецов Количественный Качественный Генетический (выделение жизненных  фаз по автобиограф. и проективным методам) Структурный  (по баллам 50 –то это)

Л. Ψ ПРОЦЕССЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВИДЫ

ОЩУЩЕНИЕ – чувственное отображение объективной реальности, простейшая форма эмоционального реагирования.

Источник знаний о мире и чувствах. Отражает отдельные свойства предмета.

Механизм ощущений: раздражение – рецептор – анализатор - реакция

Виды ощущений:

1. Кожные

- давление

- прикосновение

- тепло

- холод

- боль

2. Вкусовые и обонятельные

3. Слуховые

4. Зрительные

5. Осязательные (сочетание кожных и двигательных)

6. Ощущение движения и равновесия

 

ВОСПРИЯТИЕ (целостный образ) – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. (ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОЩУЩЕНИЕ И ОСНОВЫВАЕТСЯ НА НЕМ) 

Виды восприятия:

1. По каналу получения информации

- зрительное

- слуховое

- осязательное

- обонятельное

- вкусовое

2. По форме существования материи

- восприятие пространства

- времени

- движения

 

ТЕСТ: узнайте слово «.. е к.. и. ест. о»     и «эле... и ч... во»

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Виды представлений:

1. По видам анализаторов

- зрительные

- слуховые

- осязательные

- обонятельные

- вкусовые

2. По степени обобщенности

- единичные (образ одного предмета)

- общие (образ нескольких схожих предметов)

3. По степени волевых усилий

- непроизвольные

- произвольные

ТЕСТ (см. Тестовый материал)

ПАМЯТЬ – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта.

Виды памяти:

1. По характеру психической активности

- двигательная

- эмоциональная

- образная

- словесно-логическая (пример «Эффект Края – первое и последнее слово»)

2. По целям деятельности

- произвольная

- непроизвольная

3. По времени сохранения материала

- долговременная

- кратковременная

- оперативная

 

ВООБРАЖЕНИЕ – это процесс преобразования представлений прошлого опыта, и создание на этой основе новых представлений.

Виды воображения:

1. По степени волевых усилий

- преднамеренное (воссоздающее, творческое, мечта, грезы)

- непреднамеренное (сон, дремотное состояние)

2. По степени активности

- активное (воссоздающее, творческое, мечта)

- пассивное (сон, дремотное состояние, грезы)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: