ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Курс 17 лекций
Контроль знаний: - итоговый тренинг
- почерковедческая экспертиза или схема изучения личности
- психогеометрический тест
ЗАЧЕТ
Практические занятия: а) психогеометрические типы
б) тест несуществующее животное
в) асимметрия полушарий
г) тест «Невербалика»
д) любимое животное (личностная характеристика)
е) тематические главовые тесты
Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ
НАУКА – осмысление действительности до уровня её функциональной закономерности. (исследовательская деятельность направленная на приобретение новых знаний)
СТРУКТУРА
1. Ученые (Сеченов, Павлов, Бехтерев, Лазурский, Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Ананьев и пр) (Вундт, Фрейд, Маслоу, Юнг, Роджерс)
|
|
2. Научные учреждения (академия психологических наук, институты, лаборатории)
3. Предмет (Ψ, её закономерности возникновения, рзв, функционирования и проявления)
4. Метод
МЕТОДОЛОГИЯ
(совокупность методов присущая к-л области науки, учение о внутренней логике, диалектике развития и принципах построения теории конкретных психологических исследований)
МЕТОДЫ
(основные пути и приемы научного познания
психических явлений и закономерностей)
МЕТОДИКИ
(частный вариант метода)
5. Понятийный аппарат
6. Сумма наличных знаний ПАРАДИГМА (идея, на которой основывается наука)
3 ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ:
1. философский (более 2000 лет назад, наука о душе)
2. феноменологический (17в., связь с естественными науками, наука о сознании)
3. научный (XX в., биологические и физиологические аспекты психологии, наука о поведении (Сеченов, Павлов))
ПСИХОЛОГИЯ (psy –душа, logos- наука) – наука о закономерностях развития и функционировании психики, как особой формы жизнедеятельности.
Ψ – (свойство высоко организованной материи) -субъективное отражение (не всегда осознанное) объективной реальности в идеальных образах, на основе которых реализуется взаимодействие человека с внешней средой.
Ψ | |||
Ψ Процессы | Ψ Состояния | Ψ Свойства | Ψ Образования |
- ощущение - восприятие - представление - память - воображение - мышление - речь - внимание - воля - эмоции | - адаптация - эмоциональный стресс | - направленность - мотивы и мотивация - темперамент - характер | - структура интеграции состояний и свойств Ψ (личностные особенности) |
Схема методов психологии по Б.Г. Ананьеву.
|
|
Организационные | Эмпирические (науч. обоснован.) | Обработки Информации | Интерпритационные | |
Сравнительный (срав.2ух групп по к-л параметрам) Комплексный (различные средства: физич.,соц-е, психологические) Срезов - продольных (лонгитюд) - поперечных (группы по возрастам) | Основные -наблюдение -эксперимент Вспомогательные - беседа - метод интервью - автобиографичес- кий метод - метод тестов - тренинг (+ауто) - социометрия - анкетирование - проективные методы - контент-анализ - метод экспертных оценок - метод близнецов | Количественный Качественный | Генетический (выделение жизненных фаз по автобиограф. и проективным методам) Структурный (по баллам 50 –то это) |
Л. Ψ ПРОЦЕССЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ВИДЫ
ОЩУЩЕНИЕ – чувственное отображение объективной реальности, простейшая форма эмоционального реагирования.
Источник знаний о мире и чувствах. Отражает отдельные свойства предмета.
Механизм ощущений: раздражение – рецептор – анализатор - реакция
Виды ощущений:
1. Кожные
- давление
- прикосновение
- тепло
- холод
- боль
2. Вкусовые и обонятельные
3. Слуховые
4. Зрительные
5. Осязательные (сочетание кожных и двигательных)
6. Ощущение движения и равновесия
ВОСПРИЯТИЕ (целостный образ) – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. (ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОЩУЩЕНИЕ И ОСНОВЫВАЕТСЯ НА НЕМ)
Виды восприятия:
1. По каналу получения информации
- зрительное
- слуховое
- осязательное
- обонятельное
- вкусовое
2. По форме существования материи
- восприятие пространства
- времени
- движения
ТЕСТ: узнайте слово «.. е к.. и. ест. о» и «эле... и ч... во»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Виды представлений:
1. По видам анализаторов
- зрительные
- слуховые
- осязательные
- обонятельные
- вкусовые
2. По степени обобщенности
- единичные (образ одного предмета)
- общие (образ нескольких схожих предметов)
3. По степени волевых усилий
- непроизвольные
- произвольные
ТЕСТ (см. Тестовый материал)
ПАМЯТЬ – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта.
Виды памяти:
1. По характеру психической активности
- двигательная
- эмоциональная
- образная
- словесно-логическая (пример «Эффект Края – первое и последнее слово»)
2. По целям деятельности
- произвольная
- непроизвольная
3. По времени сохранения материала
- долговременная
- кратковременная
- оперативная
ВООБРАЖЕНИЕ – это процесс преобразования представлений прошлого опыта, и создание на этой основе новых представлений.
Виды воображения:
1. По степени волевых усилий
- преднамеренное (воссоздающее, творческое, мечта, грезы)
- непреднамеренное (сон, дремотное состояние)
2. По степени активности
- активное (воссоздающее, творческое, мечта)
- пассивное (сон, дремотное состояние, грезы)