Взаимоотношения некоторых фигур

· «Квадрат – Квадрат». Можно, но только в том случае, если полностью совпадают картины мира обоих партнеров: правила, традиции, привычки.

· «Треугольник – Треугольник». Только если это выгодно им обоим. И только до тех пор, пока один треугольник не подмял под себя второго. В большинстве случаев треугольники «дружат» по принципу «два медведя в одной берлоге».

· «Круг – Круг». Все мило, но скучно и непродуктивно. К тому же такой беспорядок!

· «Зигзаг – Зигзаг». Если попали в резонанс, если совпало направление «броска», то результаты фантастические. Но обычно это ненадолго. Во всех остальных случаях – битва не на жизнь, а на смерть. После чего один зигзаг лежит мертвый, а другой – уставший.

· «Прямоугольник – Прямоугольник». Только под присмотром сильной фигуры (квадрата или треугольника).

· «Квадрат – Круг», «Треугольник – Круг». Вечные претензии и обиды.

· «Квадрат – Зигзаг». Только в целях саморазвития их обоих. И желательно под руководством зрелого треугольника.

· «Квадрат – Треугольник». Хорошая «западная» пара (домик). Треугольник задает направление, квадрат обеспечивает тылы. Типичный пример – «босс-секретарша».

· «Круг – Зигзаг». Хорошая «восточная» пара (инь-ян). Зигзаг дает кругу новизну и впечатления. Круг – обеспечивает зигзагу тепло и уют. Типичный пример – «артист и его верная жена».

· «Прямоугольник – Треугольник», «Прямоугольник – Квадрат». Возможно, но трудозатратно. Хотя очень полезно для прямоугольника.



Тема. Ролевые и манипулятивные классификации

3 основных способа влияния:

1. приказ

2. манипуляция

3. убеждение

Манипуляция предлагает действие коммуникации, которые направлены на изменение поведения партнера в не зависимости от его желания. Э.Шостром утверждал, что в любом из нас сидит "манипулятор"

Основная стратегия манипулятора выделяет два стиля:

1. стиль приказания (собака сверху) более жесткий, строгий

2.стиль просьбы (собака снизу) более гибкий виртуозный

Стратегии манипуляторов

1. активная - основана на стиле приказания

В. Сатир ее концепции схожи с Шостром. Выделяют два типа – диктатор и обвинитель

2. пассивная – полная противоположность активной, основана на стиле просьбы. Тип тряпки и угодника характерны для этой стратегии.

3. Соревнующиеся – сочетание обоих стилей, манипулятор воспринимает жизнь как соревнование

4. Безразличная стратегия – стоится на стиле просьбы, манипулятор изображает себя безразличным, так он пытается добиться максимального давления

Э. Берн его ролевая теория на 3 эго состояния:

1. взрослый

2. родитель

3. ребенок

Очень важно уметь выявлять манипуляторов, по следующим характеристика:

1. психические-автоматизмы

2. частое обращение к инфантильным реакциям (плач, дрожь в голосе, протест)

3. противоречивость информации, которую вы получаете по разным каналам

4. наличие силового давления

5. наличие дефецита времяни, если он создается не тем, что его испытывают

6. дисбаланс в соотношение выйгрыш плата

5 базовых установок:

1. уход, т.е. увелечение дистанции в общение

2. блокировка (контроль манипуляционного воздействия с помощью различных барьеров)

3. управление путем защитной манипуляции

4. замирание, т.е. сокращение или искожение информации о себе (контроль вербальных и невербальных манипуляций)

5. игнорирование того что говорит и делает манипулятор

Приемы:

1.непредсказуемость

2.задержка автоматических реакций

Репрезентативные ситстемы – это системы с помощью которых человек принимает о обрабатывает информацию

3 основных сенсорных канала:

1. визуальный (оптический)

2. аудиальный (аккустический)

3. кинестический (двигательно-эмоциональный)

Визуальный – характерные фразы: посмотри, я заметил это, я не видел это. Они большое внимание обращают на беспорядок

Аудиальный – движение глаз прямо-влево. Фразы: Я вас слушаю, громко, тихо, обращение внимания на шумы, слова.

Кинестический – вправый-нихний угол, я чувствую, ощушаю. Фразы: меня это трогает, удивляет, наличие эмоциональных составляющих



ТЕМА Формы деловой коммуникации

Деловое общение

       Под деловым общением в социальной психологии принято понимать форму деятельности, осуществляемую между людьми как партнерами и приводящую к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией и эмоциями, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

         

Деловое общение как вид ролевого общения помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на деловых, т.е. формально-социальных контактах «руководитель-подчиненный», «покупатель-продавец» и пр. В таких отношениях именно роль, ролевые ожидания участников общения определяют, как будет воспринят партнер (какие качества и характеристики в нем будут замечены и приняты), как будет читаться его поведение и строиться собственное. Роль также определяет и самооценку человека, т.е. оценку себя как носителя роли.

В контексте данного вопроса человек лишается определенной спонтанности своих реакций, а в ряде случаев даже внутреннего реагирования (веками воспитываемая социальная послушность может приводить к тому, что даже в своем духовном мире человек продолжает исполнять ту или иную роль). Образы, действия, представления и даже чувства задаются ему его социальной позицией, в моем примере: «Я – начальник/подчиненный/сотрудник». В целом в ролевом общении человек реализует себя как член общества, определенной группы, участник различных систем контроля, выразитель интересов определенных социальных слоев. Наконец, как творец различных социальных отношений. Участвуя в таком общении, он, тем самым, поддерживает и развивает систему различных социальных, общественных связей некоторого сообщества (в нашем случае малой социальной группы). Лишаясь спонтанности, о чем говорилось ранее, он в ролевом общении приобретает ряд не менее важных ценностей: чувство принадлежности, социальной защищенности, включенности в группу и отношения. За этими чувствами стоят очень важные социальные потребности конкретного индивидуума, удовлетворение которых частично, но зато гарантированно осуществляется в ролевом общении.           

Виды и формы делового общения. Деловое общение условно делится на 2 вида:

- косвенное – когда между партнерами существует пространственно временная дистанция;

- прямое – непосредственный контакт, обладающий большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, в нем непосредственно действуют следующие социально-психологические механизмы:

а) идентификация – понимания другого человека путем уподобления себя ему,

б) эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания,

в) рефлексия – удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

А реализуется деловое общение в следующих формах: деловая беседа, переговоры, совещания и публичные выступления.

Поскольку создание психологического климата в группе в большей степени зависит от деловой беседы, и все остальные формы базируются на принципах её построения, есть смысл рассмотреть беседу подробнее, а особенности деловых переговоров, совещаний и публичных выступлений – как форм делового общения, их структура и значение будут раскрыты в следующих главах.

Итак, под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками из одной группы, или имеющими необходимые полномочия от своих фирм для установления деловых контактов, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.[3] Её главная задача – убедить партнера принять конкретные предложения, а к числу функций относятся: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности.

Основными этапами деловой беседы являются:

1. Начало беседы. Оно должно быть значимым и интересующим, т.к. первые минуты определяют отношение ко всему выступлению. Использование некоторых методов позволяет оптимизировать этот процесс, к ним относятся: метод снятия напряженности (несколько теплых слов для установления тесного контакта), «зацепки» (краткое изложение ситуации связать с содержанием беседы), прямого подхода (непосредственный переход к делу без какого бы то ни было вступления). 

2. Информирование партнеров. Желательно использовать наглядную демонстрацию.

3. Аргументирование выдвигаемых положений, т.е. убеждение посредством значимых логических доводов. Бывает: доказательная аргументация (непосредственно доказательство в процессе беседы) и контрагрументация (опровержение тезисов и убеждений собеседника).

4. Принятие решения. Наиболее полно я рассмотрю этот аспект в IV главе работы.

5. Завершение беседы - направленно на установку обратной связи, т.к. именно она показывает правильность понимания и степень вовлеченности партнера в беседу.

Оптимизация делового общения необходима, когда выявлен, посредством определенных методик, неудовлетворительный психологический климат. Онапроисходит, если использовать следующие приемы: поставить себя на место другого; не делать выводов о намерениях других людей, исходя из собственных опасений; не обвинять других в собственных проблемах; обсуждать восприятие друг друга; излагаемые предложения должны соответствовать возможностям собеседника; осознавать свои и его чувства; позволять собеседнику «выпустить пар»; использовать символические жесты (рукопожатие и пр.).

 

- деловая беседа по телефону




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: