- специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий разнообразные пути к достижению соглашения, совместный анализ проблем, для нахождения взаимоприемлемому решению, избегая крайней формы проявления конфликта.
2 подхода к переговорам:
1.Конфронтационный
2.Партнерский
Цели переговоров:
1. налаживание кооперационных связей
2. принятие решений
3. заключение договоров
4. координация совместных усилий
5. согласование мероприятий
Для этого надо знать:
- ваши интересы
- ваше положение на рынке услуг
- какие и перед кем есть обязательства
- кто вши деловые союзники
- к какой политико-экономической группе вы принадлежите и принадлежите ли вообще
- в какую входит ваш партнер
- каковы его обязательства и на сколько он ими связан и свободен ли в своих действиях
Подготовка к переговорам:
Определение задач – формулировать гибко, чтобы можно было подкорректировать требования. Переговоры ведут в большинстве случаев к подписанию договора (юридический проработанный документ). Вся информация по вопросу должна стекаться одно место для анализа
|
|
Преимущества ведения переговоров одним человеком
1. Оппонент не может адресовать вопрос слабым участникам группы
2. Вся ответственность лежит на одном человеке
3. Ваши позиции не ослабить из за разногласий в группе
4. Можно без затягивания на месте принимать решения
Преимущества ведения командой
1. Входят разносторонне развитые люди
2. Возможность заранее планировать свои действия, обмен мнениями
3. Позиция-уход «я должен считаться со мнением коллег»
Проработать вопросы перед переговорами:
1.Почему именно эта фирма пригласила вас на переговоры?
2. Каковы стратегические и тактические цели?
3. Каковы основные характеристики фирмы: профессиональные, социальные, экономические и пр.
4. Кто ранее проводил с ними переговоры и каково впечатление?
5. Кто лидер данной фирмы?
6. Каковы запретные темы, расположены ли к юмору?
7. Кто вас представляет и каковы его положительные стороны?
8. Какие вопросы могут задать вам?
9. Какие документы нужно подготовить для демонстрации?
10. Кто может обеспечить обратную связь?
Предмет переговоров: факт, воспринимаемый одной стороной положительной, а другой отрицательно. Носит практический характер и учитывает складывающуюся ситуацию.
+ встречи на вашей территории
- можно посоветоваться с партнерами и заручиться поддержкой
- оппонент не может по собственной инициативе свернуть переговоры
- удобство (свой территории)
- психологическое преимущество – он гость, а не вы
|
|
- экономит время и деньги на дорогу
- вы организуете пространственную среду оппонента
+ встречи на чужой территории
- можете сосредоточиться на проблеме, т.к. родные стены могут отвлекать
- можно придержать информацию, сказав что ее нет с собой
- можно обратиться сразу к начальству партнера
- организационное бремя лежит на партнере
- видя его окружение легче выявить его писхогеометрический тип и найти адекватный подход
Структура переговоров: разъяснение рамок переговоров- начало переговоров – согласование тематической структуры – изложение точек зрения партнеров - соглашение
Для благоприятного начала переговоров:
Общая ситуация
-погода, сообщения прессы, отдельные события (экономические, политические, экологические), время нужное на дорогу
Ситуация партнера
- на меня произвело впечатление отделка вашего офиса
-как идут дела?
- у вас хорошее настроение, оно всегда такое?
Собственная ситуация
- большое спасибо за схему маршрута, которую вы мне прислали
Намерения и ожидания
Раскройте намерения партнера, его пожелания и аргументы и вы будете лучше ориентироваться в изложении собственной позиции.
Некорректные тактические приемы ведения переговоров
- целиком и отчасти оспаривать правильность аргументов
- высказать сомнение связи между причиной и следствием
- говорить неконкретно
- не называть точного источника стат.данных
- все время задавать новые вопросы
-выводить из психо-эмоционального равновесия
- противоречиво интерпретировать положение дел
-приводить пример из жизни, который может поколебать представление партнера
- остроумными замечаниями выудить аргументы
- просить дать излишне развернутые определения четким понятиям
- менять стиль переговоров и позиции
- менять тему без причины
- отменить встречу сразу после начала
- ставить требования оппонента под сомнение
- занимать одностороннюю и неприемлемую позицию
- демонстрировать равнодушие и упрямство
- ставить новые требования и ухудшать предложение после того как партнер согласился
- жонглировать аргументами
- напоминать, что время истекло
- затягивать окончательное согласование вопроса
- делать вид, что с трудом идете на уступки
- упрощать одни требования, чтобы легче осуществить более важные
- после каждой уступки проводить новую атаку, пытаясь вырвать еще одну уступку
Ответная реакция на некорректный прием
1. слушайте – чтобы распознать цели и интересы партнера
2. задавайте уточняющие вопросы если ваши требования отклоняются
3. рассмотрите под новым углом обстоятельства дела
4. аргументация должна строиться на конструктивной основе
5. скажите «Ну, ладно!» и молча не спеша соберите свои бумаги, в большинстве случаев партнер сам повернется к вам лицом
Варианты поведения деловых партнеров:
1. Фиксация достигнутого
2. Торг
3. Совместный анализ
4. Информационно-коммуникативная функция (уточнение позиций)
5. Регуляция, контроль, координация
6. Отвлечение внимания партнера от других проблем
7. Пропаганда (аргументация)
Прием пакетирования: несколько предложений или вопросов ввязываются в одно (пакте для торга). Связывает привлекательные и малопривлекательные предложения. Включает размен уступками (я тебе это, но и ты мне вот это).
Конструктивные приемы ведения переговоров:
1. поиск общей зоны решения
2. компромисс (взаимные уступки)
3. разделение проблемы на отдельные составляющие
4. блоковая тактика (при большем числе сторон найти решения части проблем)
Анализ переговоров:
- что способствовало успеху/неуспеху
- какие трудности были и как преодолевались
- что не учли при подготовке
- какие возникли неожиданности
- почему не удалось учесть личностные особенности партера
|
|
- каково было поведение партнера и почему
- какие он допустил коммуникативные ошибки и вы в том числе
- какие принципы ведения переговоров можно использовать на других переговорах
- какие роки можно извлечь на будущее