Глава I. Современный урок музыки, как педагогическое произведение учителя

Технологии и методики обучения музыке

В общеобразовательной школе

Светлой памяти моих дорогих родителей посвящаю.


Глава I. Современный урок музыки как педагогическое произведение учителя. 4

§1.Критерии качества современного урока музыки. 4

§2. Драматургия урока музыки. 6

§3. Методы работы на уроке музыки. 15

§4. Виды музыкальной деятельности                                                                               22

· музыкально-пластическая деятельность

· импровизация

§5. Диалог ученика и учителя………………………………………………………………….31   

§6. Авторская педагогическая концепция……………………………………………………33

Вопросы и задания…………………………………………………………………………….42

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………..44

 

Глава II. Стратегия развития музыкального восприятия. 47

§ 1. Музыкальное восприятие: сущность, свойства. 47

§ 2. От эмоционального резонанса – к сотворчеству. 52

§ 3. Алгоритм работы по слушанию музыки. 57

Вопросы и задания……………………………………………………………………………62

Рекомендуемая литература……………………………………………………………………..62

ГЛАВА III. Организация певческой деятельности. 65

§ 1. Развитие личности в процессе хорового пения. 65

§ 2. Физиологические основы формирования певческого голоса. 70

§ 3. Методы вокальной работы с детьми. 75

§ 4. Этапы развития детского голоса. 79

        – Первые шаги в обучении пению. 85

       – «Гудошники» – поиск решения проблемы. 89

§ 5. Алгоритм работы по разучиванию песни. 91

         – Распевание. 101

         – На путях к многоголосию. 102

         – О репертуаре. 108

§ 6. От урока музыки – к школьной хоровой студии. 110

Вопросы и задания……………………………………………………………………………123

Рекомендуемая литература………………………………………………………………….125

Глава IV. Ступени освоения музыкальной грамотности. 127

§ 1. Мир младшего школьника. 127

·         Первый класс. 141

·         Второй класс. 163

·         Третий класс. 190

·         Четвертый класс. 213

§ 2. Мир подростка.……………………………………………………………………..……236

·         Пятый класс. 249

·         Шестой класс. 263

·         Седьмой класс. 281

·         Восьмой класс. 301

Вопросы и задания……………………………………………………………………………325

Рекомендуемая литература………………………………………………………………….327

Заключение. 332

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1.Формы календарно-тематического планирования. 334

Приложение № 2. Опорная схема строения сонатного аллегро. 336

Приложение № 3. Стихи о композиторах. 337

Приложение № 4. Рекомендуемый репертуар для школьной хоровой студии. 340

Приложение №5. Упражнения для сольфеджирования и распевания………...………349

 






Глава I. Современный урок музыки, как педагогическое произведение учителя.

                                                   «Отбор ценной информации лежит в основе всей творческой деятельности».

      П.Симонов

«Опыт – дитя мысли,

а мысль – дитя действия».

Б. Дизраэли

§1. Критерии качества современного урока музыки

Урок музыки… Вечный дуализм ремесла и творчества, технологии и художественного процесса, форм классно-урочной системы обучения и элементов игры, сказки, театра! Все это необходимо органично сочетать, синтезировать в одно явление – действо, длящееся 45 минут, придать этому действу форму, определить логику развития, выстроить драматургию, не теряя непосредственной эмоциональности, вызываемой воздействием музыкального искусства, процессом музицирования. Проникнуть в таинственный и прекрасный мир Музыки, постичь ее красоту, «принять ее в себя и засиять ее красотой и духовной радостью» (В. Медушевский) и постичь через призму музыкального искусства смысл и законы бытия – сверхзадача педагога-музыканта.

Вопрос о соотношении технологии и художественного процесса на уроке очень серьезен. Выдающиеся педагоги-музыканты, стоящие у истоков отечественной музыкально-педагогической мысли, ставили вопрос о диалектическом единстве «художественного и технического» при доминировании художественного начала в процессе обучения музыке. Любая технология должна быть оплодотворена эмоциональной атмосферой духовности и творчества, и без подобного оплодотворения нет и не должно быть как урока музыки в общеобразовательной школе, так и обучения музыкальному искусству вообще!

Современная социокультурная ситуация выдвигает ряд важнейших проблем, определяющих цели и содержание урока музыки в общеобразовательной школе, как основной формы массового музыкального образования.

В русле решения этих проблем попытаюсь сформулировать основные критерии, определяющие современный урок музыки.

1. Критерии качества современного урока музыки выдвигают проблему рассмотрения каждого урока с точки зрения вхождения в иерархически выстроенную с и с т е м у музыкального образования.

Системный подход к построению целостного содержания предмета «Музыка» строится, прежде всего, на «интонационном подходе» (Е.Николаева) к музыкально-педагогическому процессу, моделированию музыкально-педагогической деятельности в соответствии со специфическими особенностями музыкального искусства, закономерностями музыкальной драматургии и предполагает выстроенность всей музыкально-педагогической системы работы по принципу обучающего воспитания.

2. Комплексный подход к содержанию каждого урока позволяет органично сочетать различные виды музыкальной деятельности учащихся.

Урок музыки как урок искусства предполагает многообразие игровых методов работы, элементы театрализации, обращение к миру сказки.

3. Центром любого урока является Л и ч н о с т ь ребенка, высшей целью, сверхзадачей – развитие Личности. Ученик на уроке должен быть не объектом, а субъектом обучения, учитель и ученик таким образом вступают в субъект-субъектные отношения. Д и а л о г с ребенком, диалогичность и полилогичность всего музыкально-педагогического процесса являются необходимым условием эффективности музыкальной педагогики.

Исходя из вышеизложенного, планирование и подготовка урока определяются, прежде всего, поиском форм и видов деятельности д е т е й на уроке. Вопрос: «Что, как и когда будут делать дети?» определяет содержание урока, выбор учителем методов работы.

4. Современный урок музыки во главу угла ставит качество воплощения художественно-педагогической идеи. Воплощение разнообразных художественно-педагогических идей предполагает большое разнообразие типов урока.

Урок музыки в силу сочетания разных видов общения с музыкой и взаимодействия внутри нее по дидактическим целям почти всегда является комбинированным, так как практически на всех уроках в процессе работы с различным музыкальным материалом присутствует и освоение нового, и продолжение освоения начатого, и закрепление, и повторение.

Современная дидактика на первый план выдвигает идею целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Цель урока должна обеспечить реализацию художественно-педагогической идеи урока, соответственно воплотившись в определенные типы уроков.

В процессе многолетней работы автора в качестве учителя музыки сложились специфические типы уроков, которые позволяют оптимизировать педагогическую работу учителя: урок-процесс, урок-игра, урок-спектакль, урок-монография, урок-размышление, урок-дискуссия, урок-концерт, урок-обобщение.

5. Одним из основных критериев качества урока является ц е л о с т н о с т ь, обеспечиваемая логикой выстраивания дидактического материала, последовательностью педагогических воздействий, подчиненностью содержания урока достижению цели урока, воплощенной в яркой художественно-педагогической идее.

Агрессивное воздействие современной музыкальной среды, создаваемое средствами массовой информации, приводит к восприятию музыки детьми как звукового фона, вне ее художественного смысла, содержания, и формирует у детей специфический, весьма ограниченный интонационный словарь. Возникает важнейшая, если не центральная проблема современной музыкальной педагогики – проблема соотношения, сочетания, доминирования различных интонационных пластов музыки на уроке.

Целостность урока в первую очередь обусловлена интонационной атмосферой урока, выстроенной либо по принципу подобия, погружения в определенный круг интонаций, либо по принципу контраста сопоставления различных интонационных пластов, позволяющих выявить особенности музыкального языка, стиля.

6. Обеспечение на современном этапе образовательного процесса высокой эмоционально – познавательной и творческой активности детей, развитие музыкального мышления выдвигает проблемы внедрения различных видов с а м о с т о я т е л ь н ой у ч е б н ой д е я т е л ь н о с т и учащихся на уроке, например:

· работа с учебником, с партитурами изучаемых песен, с нотным текстом прослушиваемых произведений; различные виды музыкальных диктантов; дидактические музыкальные игры;

· широкое применение разнообразных тестов. Учащимся предлагаются тесты на определение регистра, лада, метра, тембра певческих голосов и тембра различных инструментов; в рамках методики стиле - слухового анализа предлагается система тестов на определение стиля: художественно-исторического, национального, авторского, исполнительского;

· применение опорных схем в процессе восприятия музыки (ABA – трехчастная форма, ABACA – форма-рондо, AA1A2A3…);

· широкое использование методов и форм проблемного обучения.

Естественно, что по мере взросления детей объем и разнообразие форм самостоятельной работы увеличиваются, достигая максимума в седьмых–девятых классах, поэтому хочется конкретизировать некоторые виды и формы самостоятельной работы в начальной школе. В начальной школе дети учатся работать с учебником, прослеживать по нотам простые попевки (первый класс), небольшие песенки (второй класс), доступные одноголосные партитуры песен (третий класс), двухголосные партитуры песен (четвертый класс); широко применяются в начальной школе различные виды музыкальных диктантов, игр на определение регистра, лада, лада и метра, тембра групп инструментов симфонического оркестра. Во втором полугодии 3 класса вводятся простейшие опорные схемы, связанные с освоением принципов развития музыки, с музыкальной формой.

7. Освоение на различном психологическом уровне ключевых знаний понятийного аппарата музыкального искусства: знание – знакомство, знание- узнавание, знание-воспроизведение, знание-понимание, знание-сравнение, знание-применение, знание – автоматическое действие, знание-отношение, знание-обобщение, знание-потребность; конкретизация на каждом этапе необходимого уровня освоения определенных терминов-понятий, степень их обобщенности, понимания того факта, что большая часть наших знаний о музыке рождается в процессе музыкальной деятельности.

Эффективность музыкально-педагогического процесса обеспечивается алгоритмизацией способов музыкальной учебной деятельности и формированием музыкальных ключевых знаний, умений и навыков; алгоритм сольфеджирования, алгоритм художественно-педагогического анализа, алгоритм разучивания песен, алгоритм формирования слуховых представлений и т.д.

Важнейшим моментом обучения является наличие музыкального обобщения. Уровень музыкального обучения равен уровню обобщения. Ребенок должен всегда понимать, чему был посвящен урок, и чему он научился сегодня на уроке.

8. Домирование на уроке форм и методов художественной деятельности, которое, предполагает определяющее значение различных видов творческой музыкальной и музыкально-ориентировочной деятельности. Прежде всего, это различные виды вокальной, хоровой, ритмической, инструментальной импровизации.

Важное значение имеет творческая деятельность детей в области изобразительного искусства, это создание иллюстраций к музыкальным произведениям: рисунки, коллажи, вышивка, работы по дереву; создание декораций, сценических макетов, деталей костюмов к музыкальным спектаклям; создание портретов сказочных персонажей (Баба Яга, Кикимора, Леший) из пластилина, глины, гипса и т.д.

Литературная творческая деятельность, позволяет вербализировать художественные переживания, рождаемые в процессе диалога с музыкальными произведениями, облечь их в форму эссе, сочинения, стихотворения.

Хочется привести пример стихотворение десятилетней Полины Елисеевой, сочиненное сразу после прослушивания второй части четвертой симфонии П. Чайковского.

 

Течет река, течет издалека,

Сама не широка, да зато глубока.

Берега у речки – то песочные,

А вода – то в ней проточная.

Как на речном, на бережке

Стоит березонька в платке,

А на ветках – то березы

Соловей поет про поле,

Про ромашки, васильки,

И про берег вдоль реки.

Эта песня так прекрасна,

Словно звезды в небе ясном.

 

9. Обогащение содержания урока музыки посредством межпредметных связей.

 И н т е г р а ц и я с другими видами искусств при сохранении ведущей р о л и м у з ы к а л ь н о г о искусства. Разнообразие форм «музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности» (Е. Николаева).

10. Насыщение урока высокохудожественным музыкальным материалом, так как все, что звучит на уроке, воспитывает определенное отношение к музыкальному искусству, музыкальный вкус, формирует музыкальную культуру ребенка. Как показывает практика, прежде всего таким высокохудожественным материалом является классическая музыка различных стилей и народное музыкальное творчество.

Подобная установка предполагает тщательный отбор музыкальных произведений для слушания музыки. Это, прежде всего – шедевры, созданные разными композиторами, в разное время, в разных странах. При этом важно, что полнота и качество музыкального восприятия учащихся может быть обеспечено только ярким и стилистически точным исполнением. Тщательно подбирается весь музыкальный материал урока. На уроке не должно быть случайной музыки, важно найти высоко-художественную музыку и для музыкально-дидактических игр, и для музыкально-пластической деятельности, и обеспечить корреляцию всего музыкального материала на уроке.

Материалом для распевания в пятых–восьмых классах становятся темы вокальных и инструментальных произведений, звучащих на уроке (в начальной школе – такой прием применяется эпизодически). Русские народные песни – основной интонационный и мелодический материал для освоения лада, сольфеджирования, распеваний в начальной школе.

11. Четкое планирование каждого урока и системы уроков по теме. Тщательная подготовка учителя к каждому уроку, проявляющаяся в нахождении оптимальных педагогических технологий и методов, соответствующих теме урока.

Предлагаю примерный план-алгоритм подготовки к уроку:

· определение темы, цели, типа урока;

· моделирование художественно-педагогической идеи;

· отбор музыкального материала, установление интонационных, жанровых и стилистических соотношений внутри музыкального материала, выявление драматургических потенций, заключенных в нем, определение соответствия музыкального материала возрастным особенностям учащихся;

· освоение учителем музыкального материала, в том числе и исполнительское;

· музыкально-теоретическое (анализ) и музыкально-историческое исследование материала, выделение наиболее важных для данного урока аспектов, фактов, деталей;

· осмысление идеи, образного содержания музыкальных произведений звучащих на уроке; актуализация их содержания в проблематике, раскрывающей вопросы бытия современного мира на уровне личностно – значимых интересов учащихся;

· подбор необходимых для обогащения и конкретизации восприятия музыкального образа произведений других искусств (стихотворения, цитаты из художественных произведений, высказывания великих людей, нахождение эпиграфа к уроку; слайды с репродукциями произведений изобразительного искусства; видеоматериалы);

· проецирование темы и материала урока на конкретный классный коллектив, анализ будущего урока с позиций учеников, их психологических возрастных особенностей, социокультурной среды, круга интересов;

· поиск оптимальных педагогических технологий и методов работы, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности учителя, результативность учебной деятельности учащихся, их самостоятельность и активность на уроке;

· определение организационной структуры урока, распределение времени на все этапы урока; планирование чередования различных видов музыкальной деятельности;

· написание плана – сценария урока, являющегося итогом всей проделанной ранее работы, и воплощающим художественно – педагогическую идею в соответствующей драматургии урока.

12. Организация сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы на уроке. Дифференцированный уровень заданий, позволяющий успешно учиться слабым и активно развиваться способным детям. Опора в работе на «ударные» группы сильных учеников, которые определяют возможность обучения на высоком уровне трудности и позволяют подтягивать к ним постепенно, соответственно возможностям, остальных детей.

13. Организационная четкость в построении и проведении урока. Построение урока должно быть нестандартным, требует творческого подхода. Структура урока варьируется: сегодня урок начинается с распевания, завтра – с теста на определение тембра, стиля, а следующий урок – с прослушивания и анализа нового музыкального произведения. Хороший урок предполагает разнообразие видов музыкальной деятельности детей.

На уроках музыки в начальной школе важно часто переключать внимание детей с одного вида музыкальной деятельности на другой, часто менять задачи и задания.

В любом возрасте следует предусмотреть чередование сложных, требующих большого напряжения заданий, и более легких; возможность разрядки после напряжения (игра, движение и т.д.), и все это соотнести с драматургическим развитием урока.

Необходимо соблюдать соотношение нового материала и повторения, закрепления пройденного и повторения в новых условиях, на новом уровне.

14. Продуманность системы оценки музыкальных знаний, умений и навыков учащегося на уроке, системы стимуляции коллективной и индивидуальной музыкальной и творческой деятельности. Похвала – главное «оружие», главная форма оценки, используемая педагогом-музыкантом. По моему глубокому убеждению, надо хвалить детей как можно чаще, а главное, искренне.

Важно осуществлять дифференцированный подход в оценке музыкальной деятельности детей и оценивать каждого ребенка в тех видах музыкальной деятельности, в которых он проявил себя наиболее успешно, воплощая в жизнь главный принцип музыкальной педагогики – принцип успешности.

15. Психологический и духовный контакт педагога и учеников в процессе общения с музыкой и посредством музыки. Сопричастность, соучастие, сопереживание, единение учителя и классного коллектива в процессе музицирования. Активное воздействие на мировосприятие, мироощущение ребенка.

Музыка – общение – знание – путь нравственного формирования личности ребенка.

16. Наличие обратной связи в работе учителя предполагает постоянное получение информации о развитии познавательных интересов учащихся в области музыкального искусства, об эффективности музыкально-педагогического процесса в целом и предполагает постоянную гибкую его коррекцию в связи со складывающимися реалиями. С этой точки зрения очень важно серьезно анализировать все устные и письменные оценочные суждения учащихся, которые связаны как с обсуждением конкретного музыкального образа, так и с отношением к различным явлениям музыкального искусства, музыкальному искусству вообще.

Активной формой обратной связи является систематическое проведение различных форм анкетирования (в основном анонимного). Анкетирование проводится по итогам изучения темы, завершению определенного этапа обучения, а также при необходимости срочной диагностики причин ослабления интереса к предмету, нарушения психологического климата на уроке.

17. Высокий уровень эффективности музыкально-педагогического процесса обеспечивается созданием на базе кабинета музыки учебно-методического комплекса, включающего:

· современный уровень технической оснащенности;

· полноценную фонотеку, располагающую достаточным объемом записей музыкальных произведений разных жанров и стилей;

· видеотеку, состоящую из видеопособий, видеофильмов, видеозаписей; слайдов с репродукциями произведений живописи, скульптуры, архитектуры разных эпох: от античности до современности;

· тематическую библиотеку, в составе которой должны находиться различные музыкальные словари, энциклопедии: учебники по музыке для общеобразовательной школы; желательно, учебники по музыкальной литературе для музыкальных школ; книги по истории музыки, книги о музыке и музыкантах и т.д.

· нотную библиотеку, располагающую достаточным объемом произведений вокальной и инструментальной музыки, различными учебниками по сольфеджио, необходимыми клавирами опер и балетов;

· подбором дидактического раздаточного материала, необходимого для урока музыки и внеклассной работы: партитуры песен и вокальных сочинений, карточки с различными ритмоинтонациями, ритмоформулами, цветные карточки для первоначальной работы по определению формы и т.д.

· наличием необходимого для коллективного музицирования количества разнообразных элементарных музыкальных инструментов (треугольники, кастаньеты, бубны, маракасы, ксилофоны, металлофоны., колокольчики, продольные флейты и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: