Развитие личности в процессе хорового пения

 

«Музыка показывает человеку те возможности, которые есть в его душе».

                              Р. Эмерсон

Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе духовного формирования личности.

Познание эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения происходит в процессе певческой деятельности через интимное общение с каждым звуком, каждым интервалом, с каждой интонацией. Опираясь на мысль Б. Асафьева о «вокальности», «весомости» каждого интервала, мы можем рассматривать певческий процесс как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации.

Хор – не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор – это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем - высшая цель хорового музицирования.

Опыт показывает, что чем больше ярких личностей в хоровом коллективе, чем шире палитра индивидуального восприятия и сложнее многоуровневая система напряженного переживания музыкального образа - тем интереснее, теплее, ярче звучит хор, тем заразительнее процесс музицирования даже при определенных технологических погрешностях, которые, к сожалению, неизбежны в школьном хоровом коллективе. Таким образом, именно формирование личности ребенка становится важнейшей педагогической задачей и целью хоровой деятельности.

Эффективность работы в этом направлении может быть обеспечена только всесторонним изучением личности каждого ребенка: его темперамента, характера, круга интересов, уровня интеллектуального развития, направленности интересов, своеобразия эмоциональной сферы, наличия и выраженности художественных потребностей, специфики способов общения, условий быта ребенка, его семьи и т.д.

Адекватное представление педагога о каждом ребенке, его духовном мире, переживаниях и устремлениях дает возможность педагогу построить свою работу в хоровом коллективе как дифференцированный, индивидуализированный процесс общения с детьми посредством общения с музыкальным искусством. Подобный подход позволяет переосмыслить иерархическую позицию: «учитель-ученик», в которой осуществляется определенный диктат учителя, в позицию диалога и полилога единомышленников, равно участвующих в процессе сотворчества.

Ключевое значение в работе с детским коллективом приобретает реализация потребности в общении, в процессе которого формируется личность ребенка.

Для ребенка младшего школьного возраста, у которого меняется стиль мышления (от монолога - к диалогу), общение со взрослыми - социальная потребность; дети с готовностью и радостью вступают в эмоционально насыщенное общение на хоровых занятиях, подражая взрослым. Игровая форма занятий, конкретизация творческих задач, ассоциативная связь музицирования с жизненным опытом детей, использование их стремления к самореализации в певческой, пластической деятельности, в различных формах творческой музыкальной деятельности позволяет педагогу эффективно воздействовать на формирование личности ребенка в процессе общения.

Подросток ставит себя в ситуацию взрослого, и с этой точки зрения формируются его жизненные ценности, происходит активное формирование «Я-концепции», рефлексии. Приоритетной потребностью подростков является потребность в общении, в общественном признании (Д. Фельдштейн, Л. Выготский); на первый план выдвигается стихийно-групповое и интимно-личностное общение.

Школьный хоровой коллектив предоставляет подростку возможность удовлетворить свою потребность в общении: здесь и референтная группа детей и, чаще всего, близкие друзья и, конечно, взрослый, которому подросток верит и доверяет (часто, и это замечательно, руководитель хора является референтным для подростка взрослым).

Внутри хора общение организовано на разных уровнях:

- самоуправление хора;

- институт концертмейстеров в каждой партии;

- личное шефство старших над младшими, сильных над слабыми, опытных певцов над начинающими;

- общие хоровые праздники;

- сохранение традиций коллектива.

Подобные формы общения создают возможность самоутверждения, самореализации подростка способствуют формированию высокой самооценки. Само участие в музыкально-творческой деятельности позволяет подростку осознать некоторые необычные, по сравнению с другими, неординарные качества своей личности.

Важной особенностью восприятия искусства у подростков является немотивируемая категоричность суждений, поэтому доминирующее значение для формирования личности в процессе хоровых занятий приобретает репертуар хора. Диалог с ребенком обеспечивается, прежде всего, содержанием и качеством репертуара. Яркость музыкального образа, высокий художественный уровень музыкальных произведений рождают глубокие эмоциональные и эстетические переживания, позволяют пережить гедонистическое удовольствие в том случае, если тема и содержание хорового сочинения актуальна и личностно значима для ребенка.

Смысл и содержание музыкального образа, его бытийная значимость являются основой для диалога, темой для разговоров, обсуждений, дискуссий в которых рождается многовариантное личностное восприятие, рождается личностный смысл.

Постижение смысла музыкального образа на личностном уровне происходит благодаря целому комплексу способов и средств, среди которых особо важную роль играет личностная интерпретация произведения. Каждый ребенок имеет свой вариант исполнения, который обсуждается, и затем коллективно выбирается лучший из них.

Выявляя сущность сотворчества как структурного компонента механизма музыкального восприятия, можно сказать: «Музыкальный образ в моем восприятии таков, каков «Я». Подобная установка рождает стремление идентифицировать себя с лирическим героем, решить вместе с ним его (а значит и свои) духовные проблемы, позволяет подняться до уровня духовности великих творцов музыкального искусства. Темы добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, одиночества и поиска смысла жизни всегда находят отклик в душах детей и подростков, поэтому в репертуаре хора обязательно должны быть произведения, позволяющие каждому, поющему в хоре, сформулировать свое отношение к этим вечным темам искусства.

Важнейшей составляющей хорового музицирования, выражением духа и стиля эпохи, содержания произведения является качество певческого звука. Звук блестящий и бархатный, яркий и тусклый, романтический и барочный, инструментальный или насыщенный вибрато, звук, характерный для произведений духовной музыки или народной песни, певческий звук, характерный для исполнения музыки В. Моцарта или П. Чайковского и т.д. и т.п.

Каждый участник хорового коллектива должен владеть широкой звуковой палитрой и сознательно использовать ее в процессе исполнения. Показ необходимого качества звука детьми, совместный анализ звучания, совместный поиск оптимального варианта звучания, совместный анализ звучания, всегда носит ярко выраженный творческий и личностный характер, способствует развитию рефлексии.

Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определенная духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и эстетических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.

Атмосферу сотворчества, сотрудничества, диалогичности отношений педагога и детей необходимо постоянно диагностировать. В нашем опыте формой подобной диагностики является система анкетирования. Анкеты, чаще анонимные, отражающие широкий спектр проблем и направленные на уточнение какого-то конкретного вопроса, позволяют оценить отношение детей к репертуару, к различным формам работы, к вопросам жизни хорового коллектива, к характеру общения как внутри детского коллектива, так и детей и педагогов; анкеты позволяют выявить уровень интереса, уровень развития познавательных и художественных потребностей детей; отношение родителей к занятиям в хоре, уровень популярности музыкальной деятельности в классе, в школе и т. п. Тем и форм для анкет множество. Дети с удовольствием участвуют в анкетировании, так как результаты после тщательного анализа анкет всегда сообщаются, и жизнь коллектива определенным образом корректируется.

Не следует забывать, однако, что у учителя музыки столько хоровых коллективов, сколько классов он учит. На каждом уроке музыки в процессе хорового пения учитель музыки решает практически все обозначенные выше проблемы, и пути решения этик проблем во многом совпадают, отличаясь лишь формой проведения, уровнем сложности репертуара и технологическим качеством результата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: