Физиологические основы формирования певческого голоса

 

Эффективность процесса певческого воспитания обусловлена уровнем компетентности педагога-хормейстера в области физиологии певческого голоса, пониманием механизмов взаимодействия всех частей певческого аппарата.

Обратимся к науке.

Основными частями голосового аппарата человека являются:  дыхательный аппарат - легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.

Деятельность голосового аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга. Гортань - центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых складок - основной мышцы гортани.

Гортань представляет собой сложное образование, состоящее из хрящей, мышц и связок. Она подвижно соединена с подъязычной костью и подвешена вместе с ней к нижней челюсти и основанию черепа. Кроме того, гортань прикреплена к грудной кости. В спокойном состоянии гортань находится у детей на уровне от 3-го до 6-го шейного позвонка.

Гортань состоит из нескольких хрящей: перстневидного, щитовидного и двух черпаловидных. Мышцы, прикрепленные к хрящам гортани, разделяются на две группы: группа наружных мышц, смещающих гортань в целом и группа внутренних мышц, изменяющих расположение хрящей по отношению друг к другу.

Мышцы голосовых складок, толщу которых составляют щиточерпаловидные мышцы, у детей, состоят из одного слоя (наружного), второй слой (внутренний), формируется с возрастом. Длина голосовых связок у детей меньше, чем у взрослых, примерно в 1,5 раза, а голосовые складки у детей имеют не только меньшую длину, но и толщину.

Собственно вокальными мышцами являются внутренние части щиточерпаловидных мускулов. Вокальные мышцы отличаются от других мышц гортани своим строением, особенностью обмена веществ и необычайными функциональными возможностями. Голосовые мышцы содержат продольные, поперечные и косые волокна.

Сокращение продольных пучков мышечных волокон вызывает замыкание голосовой щели, а сокращение поперечных ведет к ее размыканию. Косые мышечные пучки идут от голосового отростка черпаловидных хрящей косо по направлению к свободному краю голосовой связки, в котором они заканчиваются, вплетаясь в него отдельными волокнами. Влияние сокращения этих мышц на изменение высоты тона можно сравнить с нажатием пальца на струну во время игры на струнном инструменте.

Собственно вокальные мышцы, т.е. внутренняя часть щиточерпаловидных мускулов, формируется постепенно, начиная с 5 лет, они выделяются в виде особого отдела из общей массы щиточерпаловидных мышц.

Косые, поперечные и продольные волокна этой внутренней части щиточерпаловидных (т.е. вокальных) мышц формируются из косых, поперечных и продольных мышечных пучков наружной части щиточерпаловидных мускулов. С возрастом эти разнонаправленные мышечные волокна постепенно отодвигаются к внутренней части голосовых складок и начинают обособляться в собственную голосовую мышцу, которая к 7 годам в гортани ребенка занимает медиальную часть голосовой складки. Но еще не доходит до ее свободного края и не вплетается в нее. К 12 годам голосовые мышцы полностью отделяются от наружных щиточерпаловидных мышц.

Основная функция косых и поперечных мышечных волокон заключается в изменении параметров колебательной системы (голосовых складок) по длине, толщине и жесткости при воспроизведении звуков различной высоты, силы и тембра.

Однако кроме этих фонаторных мускулов (наружных и внутренних щиточерпаловидных), заложенных в толще самих голосовых складок, в регуляции их натяжений участвует еще и внешняя мышечная система, основу которой составляют щитоперстневидные мускулы, оплетающие хрящи гортани с внешней стороны.

Микстовое звучание обеспечивается за счет совместного участия в работе обеих мышечных систем в различном соотношении.

Пока вокальные мускулы еще не выделились из общей фонаторной массы, их функцию выполняют щиточерпаловидные мускулы, которые у детей состоят также из разнонаправленных мышечных пучков при поддержке активно работающих других мышечных систем всего тела.

Механизм формирования различных регистров у детей тот же, что и у взрослых, т.е. чисто грудному и чисто фальцетному звучанию детского голоса соответствуют крайние типы настроя гортани на полный или краевой колебательный режим; смешанное звучание основано на балансировании между двумя голосообразующими мышечными системами, которые управляют натяжением голосовых складок.

Поскольку кора головного мозга у детей функционально еще не развита, им легче удаются простые регулировки за счет какой- либо одной мышечной системы (внешней или внутренней). Голосовые мышцы формируются к 10 годам.

Внизу гортань переходит непосредственно в трахею, нижний конец трахеи разделяется на два крупных бронха. Бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких, расположенных в герметически изолированной от окружающей среды грудной полости внутри грудной клетки.

Скелет грудной клетки оплетен поперечно полосатыми мышцами, которые осуществляют дыхательные движения. Основание грудной клетки составляет диафрагма - мощная дыхательная мышца. При вдохе она опускается вниз, при выдохе поднимается. Она работает как поршень и является главными регулятором подвязочного давления в речи и пении.

К артикуляционным органам относятся ротовая полость с языком, мягким небом, нижней челюстью, губами, а также глотка и гортань.

Роль резонаторов в голосовом аппарате человека выполняют различные воздушные полости дыхательного тракта, окружающие голосовые складки сверку и снизу. Отсюда и название: верхние и нижние резонаторы. Нижними резонаторами являются трахея и бронхи. Они придают голосу грудное резонирование, полноту и объемность. К верхним резонаторам относятся глотка, ротовая и носовая полости. Верхние резонаторы усиливают голос, возникающий в гортани, сообщая звуку головное резонирование, значительно влияют на его тембр.

Главная особенность голоса ребенка состоит в том, что он постоянно находится в процессе роста, развития, изменения и требует осторожного отношения.

Рассмотрим некоторые процессы певческой деятельности.

Сложное движение всех систем звеньев голосового аппарата, обуславливающих певческий процесс можно назвать атактной певческой функцией (от лат. attaktus - прикосновение).

Под атактной функцией подразумевается жизнедеятельный процесс всего сложного тканевого объединения, составляющего голосообразующий участок гортани, а именно: голосовых мышц, голосовых связок и эластического конуса. Этот аппарат осуществляет корковый интонационно-певческий рефлекс.

Выполняя певческое движение, певческий аппарат является материальной основой для формирования музыкально-проекционного аппарата коры больших полушарий. Малейшее интонационно-певческое движение голосообразующего участка гортани передается в кору как раздражение. В результате множественных и целенаправленных певческих движений постепенно образуется система временных связей, проторенных путей и очагов возбуждения, позволяющая в дальнейшем выработать динамическую стереотипию певческой функции в целом.

Динамическая стереотипия представляет собой устойчивую систему деятельности большого комплекса мышц брюшного пресса, диафрагмы, межреберных мышц, легочных альвеол, бронхов и трахеи; весь этот двигательный аппарат включается в специальную певческую работу при первом прикосновении друг к другу двух половин голосообразующего участка гортани, между которыми начинает движение воздушный смычок. При первой попытке произвести звук приходят в движение голосовая мышца с голосовыми связками, и, как бы автоматически, образуется без всякого волевого усилия физиологически необходимый выдох.

Начало образования динамического стереотипа рефлекторного певческого поведения - это воспитание интонационного и фонематического рефлексов и слухового анализатора.

Формирование этой динамической стереотипии педагогическими путями возможно только на основе понимания всех закономерностей деятельности и развития певческого аппарата и обеспечивается систематической вокальной тренировкой.

Вся деятельность певческого аппарата в процессе пения представляет собой яркий пример цепного рефлекса: когда кончается действие одной пары или группы мышц, начинает работать другая.

Поверхность голосовых связок, слизистой ткани стенок голосообразующего участка гортани под влиянием бесконечного количества физиологически верных движений претерпевает значительные микро - функциональные тканевые изменения, что находит существенное отражение в певческом звуке данной индивидуальности. Звук приобретает блеск, гладкость, чистоту интонации и другие качественные изменения в тембре. В этом заключается процесс сонастраивания тканевых элементов, осуществляющих певческое движение. Процесс тканевого сонастраивания под влиянием специальных вокальных упражнений происходит не только в координировании больших двигательных систем, но и в самом голосообразующем участке гортани между голосовыми валиками обеих половин этого участка. Это сложный и длительный процесс. Функциональное взаимодействие тканевых элементов голосообразующего участка гортани в процессе певческого движения совершенствуется, и техника музыкального движения, осуществляемая двигательными центрами, поднимается до более высокого уровня.

Всякий рефлекс, в том числе и двигательный, оставляет в коре головного мозга последствие, которое влияет на состояние тканевых элементов голосовой мышцы, тканей мягких резонаторов глоточного пространства и ротовой полости, таким образом возникает следовой рефлекс.

Автоматизм музыкального движения по хроматическому и диатоническому звукоряду формируется средствами подкорковых и спинномозговых центров, а за двигательными анализатором коры остается регулирующая функция.

Весь процесс овладения музыкально-исполнительской техникой должен проходить по системе образования комплексной связи слухового, зрительного и двигательного анализаторов с кинестезическими клетками коры. На основе этой органично выраженной и многократно подкрепленной комплексными движениями связи в корковых, подкорковых и спинно-мозговых центрах постепенно создается автоматизм данного двигательного акта певческого движения.

Основным методическим принципом вокального воспитания является принцип комплексного развития частей певческого аппарата и его функций в тесной взаимосвязи между собой.

Исходя из данного принципа, согласно концепции А. Яковлева можно сформулировать основные задачи в работе над развитием детского голоса, а именно:

1. Развитие певческой атактной функции.

2. Формирование универсальной пластичности подвижной акустической формы мягких и твердых резонаторов полости рта и глотки в единстве с речедвигательным аппаратом.

3. Развитие опорно-мышечной функции в процессе певческого движения, в тесной функциональной связи с певческим механизмом гортани.

4. Формирование дифференцированного интонационного движения гортани.

5. Формирование легатированного и стаккатированного певческого движения, оптимальной силы на протяжении всего диапазона.

6. Формирование непринужденности и органичности певческого движения и глубины фонематической формы певческого звучания.

Формирование динамической стереотипичности певческого процесса обуславливает необходимость системы целенаправленных упражнений, развивающих в комплексе все составляющие певческого аппарата, не отрывая друг от друга работу над развитием атактной функции от развития опорно-мышечной дыхательной функции, и фонематического рефлекса.

Предлагаемый путь работы, в основе которого лежит фонетический метод воспитания певческого голоса, предполагает систематическую многолетнюю работу с детьми, начиная с младшего школьного возраста.

Формирование певческих навыков, с одной стороны, обусловлено формированием музыкального мышления, памяти, с другой стороны, активизирует развитие выше названных психических процессов. Голосовые связки в процессе пения всё более тонко дифференцируют интонационную и ритмическую структуру музыки, обеспечивает освоение в процессе пения элементов музыкального языка, что позволяет впоследствии детям слышать эти элементы в звучащей музыкальной материи; совершая во внутреннем плане операции анализа и синтеза.

Весь пропетый музыкальный материал благодаря включению психофизиологического певческого механизма надолго запоминается, в пении формируется активное отношение к интонации, к звучащей музыкальной ткани, пение - возможность самостоятельной интерпретации в процессе исполнительской деятельности. В певческой деятельности происходит как бы «ощупывание» голосовыми связками, запоминание на нервно-мышечном уровне основных типизированных интонаций лада.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: