Методы вокальной работы с детьми

Основными методами вокальной работы в процессе вокально-хоровой работы с детьми Г. Стулова считает объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, концентрический метод М. Глинки, фонетический метод, метод «мысленного пения» (пения «про себя») и метод сравнительного анализа.

А. Менабени предлагает следующую классификацию методов вокальной работы: концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский. Эвристический метод предполагает пошаговое выполнение учащимися певческих движений, поиск необходимого характера звучания на основе постижения смысла и характера музыкального образа. Исследовательский метод рассматривается как способ организации поисковой творческой деятельности обучающегося.

Кратко рассмотрим суть основных методов вокальной работы – объяснительно-иллюстративный метод, пожалуй, самый распространенный метод вокальной работы. Этот метод включает в себя прежде всего объяснение и показ певческого звучания, способов работы голосового аппарата, видимых движений артикуляционного аппарата, различных групп мышц, обеспечивающих функционирование певческого аппарата. В определенном смысле педагог, его тело становится своеобразным «наглядным пособием». В процессе работы полезно предложить детям через осязательные ощущения почувствовать как озвучиваются резонаторы, работают определенные группы мышц и т.д. При этом прежде всего необходимо сформировать у учащихся слуховые представления о высоте звука, его качестве, его тембре, т.е. речь идет о воспитании вокального слуха, как первостепенной, важнейшей задаче вокальной работы.

Репродуктивный метод, по справедливому мнению Г. Стуловой, тесно связан с объяснительно-иллюстративным, т.к. в основе его лежит подражание педагогу, воспроизведение и повторение певческого звука и способов его воспроизведения. Чрезвычайна важна поэтому роль вокального показа педагога. Он должен быть точным, качественным, не содержать недостатков звучания, негромким, соответствующим нормам академического звучания. Специфика строения голосового аппарата детей, обуславливающая своеобразие звучания детского голоса, предполагает адекватный детскому звучанию показ. Голос педагога должен быть максимально приближен при показе к звучанию детей по силе, тембру. Обычно уменьшается вибрато, используется фальцетное голосообразование. Очень полезно использовать показ одаренных детей, качественные звукозаписи.

Автором концентрического метода вокального обучения является М. Глинка. Он писал: «По моей методе надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то–есть без всякого усилия берущиеся) – ибо усовершенствовав их, мало-помалу, потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки». М. Глинка требовал:

· «прямо попадать на ноту;

· обращать большое внимание на верность, а потом на непринужденность голоса;

· петь не громко и не тихо, но вокально;

· стараться уравнять все ноты…;

· …взяв ноту, держать ее в ровной силе»[18].

 

    Суть метода М. Глинки в постепенном совершенствовании голоса, начиная от центра, постепенно, как бы концентрическими кругами расширяя диапазон вверх и вниз.

Метод мысленного пения, пения «про себя» по нашему мнению является одним из важнейших и чрезвычайно эффективным. Пение «про себя» развивает вокально-слуховые представления, оберегает голос от усталости, т.к. исключает многочисленные повторения, активизирует внимание, обеспечивает собранность детей, помогает формированию эталонов певческого звучания. В процессе мысленного пения дети должны активно, беззвучно артикулировать. Важно, что в процессе мысленного пения активно «работают» голосовые связки, включаются в работу дыхательная мускулатура, образуются нервные связи, обеспечивающие эффективность певческого развития.

Метод сравнительного анализа предполагает постоянное сравнение различных вариантов показа певческого звучания педагога и детей. Этот метод, являясь конкретным воплощением генерального метода музыкальной педагогики – сравнения, стимулирует процесс обучения пению, активизирует личностное участие детей в этом процессе.

Важнейшей задачей вокального обучения является выравнивание звучания голоса при произношении различных фонем. Это обеспечивается стабилизацией положения гортани и единой манерой артикуляции. Единая манера вокального произношения основных фонем позволяет обеспечивать ровность тембрового звучания голоса. Эту задачу помогает успешно решить фонетический метод.

В нашем опыте фонетический метод является определяющим. Опираясь на исследование ленинградского педагога А. Яковлева «Физиологические закономерности певческой атаки», в течение многих лет мы систематически и  активно использовали предложенные им упражнения. Сущность фонетического метода изложена в книге А. Дмитриева «Основы вокальной методики» в статье А. Менабени «Методы вокальной работы в школе». 

    Фонетический метод предполагает хорошее знание механизма звукообразования; знание влияния отдельных фонем русского языка на гортань, дыхательные органы, ротоглоточный канал; знание акустических свойств основных фонем русского языка, фонетический метод основан на явлении следового рефлекса. После произнесения какого-либо гласного звук форма его фонемы в архитектонике мягких резонаторов органично оказывает влияние на форму звучания последующего гласного. Фонетический метод предлагает пути совершенствования певческого процесса методом определенного подбора фонем русского языка в упражнениях. Рассмотрим некоторые свойства наиболее часто используемых в пении фонем.

Как известно, для пения наиболее удобны три фонемы: «а», «о», «у». Почему?

Гласный «а» обеспечивает ротоглоточному каналу рупорообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.

Гласный «о» способствует поднятию мягкого нёба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении и ликвидировать зажатость.

Гласный «у» больше всех поднимает мягкое нёбо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр, обеспечивает проточность. Однако «у» - самый темный и глубокий гласный, и если хор поет глухим звуком, то этим гласным злоупотреблять не следует. Гласный «у» очень полезен в сочетании штрихов легато и стаккато. Стаккато в начале упражнения организует непринужденную и органичную работу голосовых связок, глубинность глоточного пространства активизирует движение диафрагмы (дети ощущают движения передней стенки живота - «животик прыгает»).

Гласный «и» - самый звонкий из гласных, хорошо озвучивается в головных резонаторах за счет своей верхней форманты помогает сделать голос более ярким, блестящим, помогает приблизить звук. Очень полезен при глухом затемненном звучании, однако при его произнесении гортань поднимается, поэтому он противопоказан при зажатом, горловом тембре.

    Гласный «э» по артикуляционному укладу не всегда удобен. Использовать его рекомендуют в тех случаях, когда голос звучит на этом гласном лучше, чем на остальных. «э» способствует активной атаке.

     Йотированные гласные (е, ё, ю, я) применяются для создания близкого, собранного, яркого и высокого звучания простых гласных, для активизации голосовых связок в момент атаки. Эти гласные при горловом призвуке и зажатости необходимо применять осторожно.

Из согласных звуков наиболее часто в пении применяются сонорные согласные (л, м, н, р), которые могут вокально звучать. «Л» - активизирует кончик языка, собирает звучание, организует мягкую атаку. «М» - приближает звук, «м» и «н» - усиливают носовое резонирование, «р» - хорошо организует дыхание и работу голосовых складок.

Губные согласны (б, м, п) - активизируют губы.

«Д», «з», «л» - применяются при глухом глубоком звучании. «Б», «д» - формируют твердую атаку.

«К» и «г» - полезен в работе с детьми с малоподвижным и скованным языком, помогает исправить белое звучание, активизируют работу дыхания.

Последовательность гласных «и, э, а, о, у» - увеличивает размер ротовой полости, «и, у, о, э, а» - уменьшает напряженность голосовых мышц; «а, о, э, у, и» - повышает подсвязочное давление

Даже краткий обзор свойств некоторых фонем русского языка демонстрирует важность каждого звука в любом упражнении для распевания. Здесь не должно быть случайности, стихийности все в системе и целесообразно.

Фонетический метод предполагает использование целесообразно выстроенной системы упражнений, основанных на определенном чередовании фонем учитывающих специфические особенности их формирования, смены акустического уклада. Фонетический метод используется также и в процессе разучивания песен в форме вокализов, замены неудобных фонем на более удобные (рассматривается рабочий вариант) для достижения необходимого качества звучания.

В методических указаниях к упражнениям для развития голоса (см. нотное приложение) А. Яковлев писал: «Прилагаемые вокальные упражнения имеют целью вызвать первоначальный певческий толчок и сформировать пусковой момент интонационного, фонематического и кантиленного рефлексов. В дальнейшем они должны закреплять нужные певческие движения и тем способствовать усовершенствованию певческой функции в целом. Предлагаемый подбор упражнений предназначен для детей младшего возраста (1, 2, 3, 9, 17) и подростков.

Прежде чем сделать вдох и начать петь, дети должны сделать основательный выдох. Гласную «У» им следует произносить на коротком стаккатном звуке непринужденно, просто, не стараясь делать на этой букве певческий звук. Певческий выдох должен быть проточным; дыхание следует возобновлять в указанных местах. Все певческие движения должны быть динамичны. Обязательно надо следить за чистотой интонации, в особенности при переходе на другую гласную. Необходимо строго соблюдать легатирование соседних ступеней по указанию. Звук стаккато должен быть средней силы, легато – несколько громче».

Все упражнения пропеваются в транспорте с повышением и понижением по полутонам, на уроке желательно исполнять 2 – 4 упражнения.

А. Яковлев в своей системе упражнений использует в основном гласные звуки (только в последних появляются сонорные согласные «н», «л»), так как он считал, что каждый согласный звук является тормозным раздражителем для кантиленного звучания, вовлекая в певческое движение новые мышечные волокна и создавая статическое напряжение тканевых элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: