Этапы развития детского голоса

        

Рассмотрим певческий аппарат детей 7-9 лет.

Голосовая мышца еще не сформирована. Дети этого возраста поют засчет натяжения голосовых связок с помощью наружных (перстевидно -щитовидных) мышц, вследствие чего голос детей этого возраста мал по диапазону (d1 - с2, d2), причем примарной зоной звучания является середина первой октавы (е1, d1 - а1). Смыкание связок неполное, движутся только края связок, звукообразование, по преимуществу, фальцетное (исключение - природные альты, которые имеют более ограниченный диапазон (с1 - а1) и грудную окраску тембра).

Гортань ребенка этого возраста расположена несколько выше уровня обычного человека, грудной резонатор обычно развит слабо. Звук образуется легкий, нежный, полетный, серебристый с верхним, головным резонированием («головное звучание»). В процессе фонации гортань должна находится в состоянии относительного покоя.

Разницы в устройстве голосового аппарата девочек и мальчиков практически нет.

Многие мышцы, так или иначе задействованные в пении, слабо развиты. Носовая полость и придаточные пазухи активно формируются.

Жизненное дыхание – ключичное, верхнереберное. Дыхание поверхностное, вследствие слабого развития диафрагмы, а также грудных и межреберных мышц, узости дыхательных путей по сравнению с объемом легких.

Работа над формированием певческого дыхания происходит опосредованно, через совершенствование навыка спокойного, мягкого, ненапряженного вдоха через нос с чуть приоткрытыми губами. Продолжительность певческого выдоха регулируется продолжительностью музыкальной фразы. В этом возрасте для развития певческого дыхания чрезвычайно полезны дыхательные упражнения, и различные виды дыхательных гимнастик. Основной навык - одновременный вдох и одновременное окончание срока фонации.

Тембр голоса детей младшего школьного возраста достаточно беден, ярко не выявлен, кроме случаев природной вокальной одаренности ребенка, поэтому до момента формирования голосовой мышцы (10-11 лет) очень полезно петь в унисон, главное внимание уделяя красоте и качеству певческого звука; естественности звучания детского голоса, формированию вокального слуха и самоконтроля в процессе пения, а для развития навыка двухголосного пения петь каноны в приму. Для первоклассников характерно слабое развитие артикуляционного аппарата, скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи, неясное произношение фонем. А современные первоклассники к этим проблемам прибавили еще и различные расстройства речи (при осмотре логопеда в школе, в последние годы до 60% детей направляются на корректирующие занятия). В основу вокальной дикции должно быть положено звучание певческого тона, которое остается неизменным при произношении гласных и согласных и их комбинаций (В. Багадуров).

Необходимо научить детей четко, понятно и правильно произносить текст песен, понимая его смысл. Особое внимание уделить правилам вокальной орфоэпии, овладевая ими постепенно, начиная с овладения умением вокального деления на слоги (перенесение замыкающего слог согласного к следующему слогу), умения единообразно и единовременно произносить текст. В работе с маленькими детьми существенно помогают различные скороговорки, дикционные упражнения; можно использовать, в необходимых случаях, отдельное от мелодии произношение текста активно, но тихо. Предложенный метод работы возможен, по нашему мнению, только после первоначального пропевания разучиваемого фрагмента, т.к. вокальное озвучивание текста должно быть приоритетным.

Несовершенство строения голосообразующего участка гортани, а также многих систем и органов детского организма, обусловленное постоянным ростом ребенка, предполагает свои, отличные от работы со взрослыми, пути и методы формирования певческого аппарата, певческого голоса.

Коротко остановимся на характеристике особенностей детского голоса на следующем этапе развития 10-11 лет.

В возрасте 10-11 лет все больше развиваются волокна будущей голосовой мышцы. При пении колеблются не только края, но и средняя часть голосовых складок. Голос делается сильнее, компактнее, полнее. Усложнения в механизме звукообразования особенно заметны у мальчиков, более всего у естественно развивающихся, свободно и звонко поющих альтов.

Несмотря на появление смешанного колебания, продолжает преобладать краевое колебание связок, требующее умеренного использования силы голоса. Соблюдение возрастных норм нагрузки в переходный период способствует нормальному функционированию взрослого голоса, то есть по-прежнему актуален вопрос об охране и правильном развитии детского голоса.

Певческий голос этой возрастной группы уже достаточно отличается от предыдущих возрастных групп. Он сильнее, шире по диапазону, в нем появляется вибрато, в достаточной мере проявляется тембр. Однако, механизм голосообразования все еще другой, чем у взрослых. Сохраняется более высокое, по сравнению со взрослым, положение гортани. До 12 лет во всех отделах гортани наблюдается обилие слизистых желез. Идет активный процесс дифференциации нервного аппарата гортани. Устанавливаются тесные рефлекторные связи (связанные с певческим процессом) между гортанью и мягким небом. Мягкое небо содержит во всех своих тканях очень большое количество нервных элементов.

Певческий звук легкий, полетный, округлый, выровненный в различных частях диапазона. Сохраняется высокая позиция и головное резонирование в пении при исполнении различных скачков.

Диапазон хора: c1 - f2;

Диапазон по партиям:

· сопрано I - c1 - f2;

· сопрано II - c1- d2;

· альты - h - c2.

Крайние звуки диапазона надо использовать осторожно и дифференцированно.

Работа по певческому воспитанию детей в этом возрасте предполагает решение следующих задач:

- в пении используется мягкая атака, но при художественной необходимости используется твердая атака звука;

- расширение динамической палитры хора от пиано до форте, на основе хорошего владения дыханием, освоение навыка пения в различной динамике в разных хоровых партиях;

- освоение приемов филирования звука;

- освоение различных штрихов в пении: legato, non legato, staccato, marcato, tenuto и т.д.;

- активное развитие вокального слуха учащихся;

- развитие умения слушать себя и хор во время исполнения и сознательно относится к своему пению, и пению всего коллектива;

- адекватное понимание дирижерского жеста и гибкое следование за рукой дирижера в процессе исполнения музыкальных произведений при контрастной смене темпа, динамики, характера звука;

- формирование навыков многоголосного (двухголосие и эпизодическое трехголосие) пения;

- продолжение работы по совершенствованию хорового ансамбля и строя;

- исполнение a'capella несложных хоровых произведений;

     - расширение исполнительских возможностей детей; насыщение репертуара произведениями, воплощающими широкую палитру музыкальных образов, освоение более сложного по музыкальному языку и разнообразного репертуара.

У детей этого возраста увеличивается объем легких, а мышцы грудные, межреберные, брюшные становятся более окрепшими

Закрепляются навыки овладения певческой установкой: активное, свободное положение корпуса, расправленные плечи, ощущение упругости грудных и поясничных мышц, мышц грудного пресса.

Особое внимание в этом возрасте необходимо уделять развитию и совершенствованию навыков певческого дыхания: медленный вдох через нос, не поспешный, не суетливый, без шума, с мягко сомкнутыми губами; выдох через рот, с губами, сохраняющими прежнюю мягкость и ненапряженность без выдвижения их вперед; в быстром темпе дыхание берется через нос и рот, плечи при этом не должны подниматься.

Вторым этапом воспитания певческого дыхания E. Малинина считает осознания ощущения раздвигающихся ребер. Учить детей пользоваться нижнерберным-диафрагматическим дыханием надо очень осторожно, следить за тем, чтобы они не перенапрягались; следить за тем, чтобы вдыхаемый объем воздуха был небольшим, так как излишнее количество воздуха создает высокое подсвязочное давление и тем самым препятствует нормальному, естественному певческому звукообразованию.

Следующий этап – небольшая задержка вдоха, как бы сохранение вдыхательной установки; постепенный, экономно расходуемый выдох, определяемый длиной исполняемой вокальной фразы. Спокойное, естественное дыхание создает основу для «опертого» звука, - который на слух воспринимается как красивый, полный и достаточно сильный.

B этом возрасте дети могут петь на одном дыхании большие по протяженности фразы, правильно использовать дыхание при пении крещендо и диминуэндо, исполнять паузы между звуками без смены дыхания, распределять дыхание на выдержанном звуке, осваивать навык ценного дыхания. По-прежнему положительно влияют различные дыхательные упражнения, особенно дыхательная гимнастика A. Стрельниковой[19].

Следующий этап в развитии детского голоса 12-15 лет.

К 12 годам формируется голосовая мышца: внутри голосовой складки (в ее соединительной ткани) развиваются мышечные волокна различного направления: продольного, поперечного и косого, придавая голосу новые качества звучности. Колебания связок распространяется на всю голосовую складку и голос становится сильнее и компактнее. Формируется тембр голоса, теперь он ярче выражен и легче выявляется, интенсивнее становится певческое вибрато. Тембр лучше всего выявляется на звуке g1. Этот возраст принято считать временем расцвета детского голоса. Голос насыщается обертонами, расширяется диапазон голоса и вверх, и вниз, углубляется дыхание. Голосу свойственна полетность, серебристость.

Диапазон этой возрастной группы достигает полутора октав: сопрано: c-cis1 – e-f2; альты: h – d2. Сохраняются все навыки певческой установки, полученные ранее.

Диапазоны:

Сопрано I: d1 – f2-g22).

В партию первого сопрано можно отбирать тех, у кого свободно звучат звуки е2 и f2, кто может на крайних звуках диапазона разборчиво произносить текст. Рабочий диапазон а1 – e2.

Сопрано II: d1 – f2, рабочий диапазон g1 – d2.

Альты определяются по свободе с которой озвучиваются звуки малой октавы, по преобладанию звучания грудного резонатора.

Альт I: а – с2, рабочий диапазон h – а1;

Альт II: f – а1, рабочий диапазон h – f1.

Певческий звук в этом возрасте должен обладать следующими качествами:

- легкость и объемность;

- округлость;

- полетность;

- звонкость;

- богатство обертонами, яркость тембрового звучания;

- наличие вибрато, льющийся характер звучания голоса;

- выравненность звука во всех частях диапазона;

- хорошее головное резонирование, сохранение высокой позиции, озвучивание грудного регистра у альтов.

В работе с детьми этого возраста решаются следующие задачи:

· расширение динамической палитры звучания (от рр до ff), формирования умения петь piano не теряя опоры (звучащее пиано), петь с различной динамикой в разных хоровых партиях;

· развитие навыков филировки звука;

· использование различных штрихов в пении: legato, non legato, tenuto, marcato, staccato; использовать акценты, sforzando, subito piano, subito forte и т.д.;

· использование мягкой и твердой атаки звука;

· развитие и совершенствование вокального слуха участников хора;

· совершенствование умения слушать себя, хор в целом, петь в ансамбле;

· освоение различных видов многоголосия, формирования навыков хорового строя;

· формирование сознательного и критического отношения, к своему пению, самоконтроль во время пения;

· совершенствование навыков пения a'capella;

· выразительное и эмоциональное исполнение различных по сложности, характеру, содержанию и стилю произведений, соответствующим по стилю звуком;

· совершенствование навыков дыхания, полученных ранее, на более сложном материале;

· развитие навыка цепного дыхания. Формирование навыков дыхания при длительном крешендо и диминуэндо, освоение специфики дыхания в полифонических произведениях;

В этом возрасте мы постепенно переходим к сознательному характеру работы над дыханием. Полноценное дыхание базируется на постепенном укреплении мускулатуры, опираясь при этом на весь ранее приобретенный ребенком опыт в области певческой деятельности.

Полезно и положить ладони на грудь, раздвигая ребра при вдохе и положить ладони на нижние ребра; иногда детям помогает освоить правильный тип дыхания наблюдение за движением передней стенки живота, диафрагмы. Если ребенок плохо усваивает правильные приемы певческого дыхания, полезно предложить ему лечь, и проделать певческий вдох лежа, таким образом движение мышц выявляется для ребенка яснее.

Очень полезно руками ребенка проследить мышечную работу педагога при пении (положить руки ребенка себе на нижние ребра и показать как правильно сделать вдох, задержку и как сохранять нижние ребра в «состояние вдоха» во время пения). Необходимо научить ученика предвидеть величину вокальной фразы и суметь распределить правильно свой певческий выдох. Навык правильного грудобрюшного дыхания необходимо довести до автоматизма. Вырабатывается динамическая стереотипия большого комплекса мышц брюшного пресса, диафрагмы, межреберных мышц, легочных альвеол, бронхов и трахеи и голосообразующего участка гортани.

Мутационный период.

13-14 лет, а зачастую и в 12 начинается период мутации, связанный с периодом полового созревания. Мутация связана как с физическим ростом организма ребенка, так и с формированием физиологических систем организма, особенно бурно развивается эндокринная система. Рост органов, тканей в большинстве случаев происходит неравномерно, что вызывает определенную подвижность, напряжение, а зачастую повышенную нервную и психическую возбудимость подростков.

Главный голосообразующий орган - гортань, - в период мутации увеличивается как в продольном, так и в поперечном размере. У мальчиков голосовые связки увеличиваются в полтора-два раза, вследствие чего голос опускается на октаву. У девочек связки увеличиваются в длину на половину.

Первые признаки мутации у мальчиков - потеря верхних звуков диапазона, сипота, некоторая напряженность, усталость в процессе пения и даже крикливость. У мальчиков: повзросление лица, расширение переносицы.

У девочек часто наряду с сипотой, утрачивается звучность, в центре диапазона на ми бемоль1 - си1. Другим симптомом мутационных изменений у девочек является утрата чистоты интонации, а также изменчивость дыхания, особенно в период менструаций. Утрачивается звонкость, ровность, напевность, поэтому в указанный период девочка не должна петь. Часто в этот период девочки жалуются на усталость певческого аппарата. Сильно растет язык и тянет звук «назад», из-за этого может возникнуть ложно-альтовое звучание. Лорингоскопические исследования позволяют наблюдать покраснение голосовых связок, набухание их, слизь, которая вызывает потребность откашляться и иногда придает голосу сипловатый оттенок.

Сроки наступления и длительность мутации сугубо индивидуальны, поэтому необходимо регулярно прослушивать детей этого возраста, особенно поющих в хоре. Мутационный период длится до 15-16 лет, иногда дольше. Но голос как у мальчиков, так и у девочек еще не сформирован полностью и об этом необходимо помнить хормейстеру, планируя певческую нагрузку детей.

У детей, поющих в хоре, мутация проходит, как правило, спокойнее, более сглажено, поэтому многие специалисты вокалисты и хормейстеры предлагают продолжать занятия пением, но под серьезным и вдумчивым контролем педагога. Мальчики постепенно, по мере понижения диапазона голоса, перемещаются в более низкие партии и в хоре могут исполнять партию низких альтов, иногда даже фрагментарно.

При резкой, болезненной форме мутации необходимо прекращать занятия пением на некоторое время. Необходимо помнить о том, что мутация у мальчиков ярче выражена, и процессы, происходящие в организме более интенсивны, чем у девочек.

Послемутационный период длится до 20 лет, когда голос подростка оформляется в голос взрослого. Это самый опасный период развития голоса. Длительность послемутационного периода связана также с тем обстоятельством, что окончательное формирование своего развития человеческий организм получает также примерно к этому времени. Рост гортани к этому периоду заканчивается, все же он может отставать от роста грудной клетки, создается несоответствие в работе дыхания и голосовых связок.

Выводы:

1. Нагрузка как в период мутации, так и в послемутационный период должна быть минимальной.

2. Режим работы – щадящий: строгая регламентация длительности певческой работы, осторожное использование твердой атаки, крайних звуков диапазона, высокой или низкой тесситуры.

3. Необходимо корректное использование силы голоса, исключение возможности форсирования звука.

4. Вредна ранняя профессионализация голоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: