Певческая деятельность

Продолжается работа по совершенствованию основных певческих навыков на более сложном музыкальном материале: усложняется интонационный язык песен, более сложным становится ритм, увеличивается объем музыкальной фразы, что позволяет работать над увеличением фонационного выдоха, расширяется диапазон песен; продолжается работа по формированию полетного, округлого звука, освоению навыка кантиленного пения, а, главное, педагог добивается выразительного, осмысленного и осознанного исполнения.

        

Попевки

 

Повторение попевок, выученных в первом полугодии.

Освоение интонаций трихорда (V-VI-III).

 

«Лиса» – (сольфеджирование)

«Сорока» – (сольфеджирование)

«Лепешки» – (сольфеджирование)

«Маленькая Юлька» – (сольфеджирование)

«Спите куклы» – (сольфеджирование)

«Верблюд» – (сольфеджирование)

«Гуси» – (сольфеджирование)

«Утенок» – венгерская народная песня (сольфеджирование)

 

Сольфеджировать фрагменты песен «Тили-бом», «Неваляшки» Ю. Слонов, «Мама и солнце» М. Парцхаладзе.

Распевания

 

Русские народные песни

«Ай-ду-ду»

«Баю-бай»

«Скок-поскок»

«Андрей-воробей»

Распевания А. Яковлева №1, 2.

 

 

Песни

 

Т. Попатенко          «Будет горка во дворе»

М. Красев                «Зимняя песенка»

Русская народная песня «Зимой»

В. Кикта                 «Синеглазка» (эскизное разучивание)

А. Александров        «Зимняя колыбельная»

А. Лядов                  «Колыбельная»

А. Островский        «Спят усталые игрушки»

И. Стравинский      «Медведь», «Тили-бом»

Ю. Слонов               «Пришла зима», «Неваляшки»

М. Ройтерштейн    «Песенка-небылица»                    

В. Голиков               «Чудо-сказки»

Е. Тиличеева            «Маме в день 8 Марта»

М. Парцхаладзе      «Мама и солнце».

А. Гречанинов           «Петушок», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Вставала ранешенько» из вокального цикла «Петушок»

 

Как обычно, учитель выбирает пять-шесть песен для разучивания и целостного исполнения, дополняя репертуар эскизным разучиванием песен, связанных с тематикой урока, с необходимостью закрепления определенных навыков.

 

Вокальная импровизация

И мпровизация на текст:

 

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

 

Импровизация в определенном жанре: сочинение мелодии колыбельной.

 

- инсценировка: «Уложим спать все игрушки»;

 - сочинение детьми колыбельной со своим текстом;

 - сочинение колыбельной на текст:

 

Засыпай, малышка

Серенькая мышка.

Укрываем хвостик,

Сны придут к нам в гости.

 

Солнце по небу гуляло,

Солнце к вечеру устало.

Прошептало: «Спать пора!»

И уснуло до утра. До утра

 

Импровизация-диалог:

 

Что ты делал, котик бурый?

Шубку шил из козьей шкуры.

Где же шубка? – На базаре,

Там нужда в таком товаре.

 

Что с ней сделал кот пушистый?

Променял на сыр душистый

Где же сыр? – Занес на крышу.

А его там съели мыши.

 

Музыкально-пластическая деятельность

 

 Передавать в движениях характер музыки.

 Менять характер и темп движения в соответствии с изменением характера музыки.

Менять движения в связи с изменениями динамики.

 Передавать в движении изменение штриха в музыке (legato, staccato, non legato).

Создавать пластические импровизации в связи со сказочными сюжетами в музыке.

 Осваивать элементы танцевальных движений русской пляски: шаг с притопом, полуприсядка.

 Показывать развитие фразы рукой при пении и в движении

 Повторять пройденного ранее по выбору учителя.

 

В. Агафонников       «Сани с колокольцами»

Ф. Шуберт              «Вальс» C-dur. (игра «В прятки»)

Л. Бетховен             «Контрданс» (игра «В прятки»)

Т. Ломова                «Передача платочка», «Ускоряй, замедляй»

Ф. Шуберт              «Экосез» (ритмическое эхо и «Игра в прятки»)

Э. Григ                     «Птичка» (пластический этюд, пластическая

имровизация)

С. Прокофьев          Темы из симфонической сказки «Петя и волк»:                                   Петя, утка, кошка, Дедушка                                                                            (пластическая импровизация)

Д. Шостакович       «Марш» (игра «В трансформеры»)

Русская народная песня «Из-под дуба» (элементы русской пляски)

 

Игра на элементарных музыкальных инструментах

 Закрепление приемов игры на треугольнике, кастаньетах, детских ксилофонах и барабанах.

 Знакомство с приемами игры на бубнах, маракасах.

 Исполнение ритмического аккомпанемента, ритмического эхо.

 Исполнение двухголосной ритмической партитуры.

 

И.С. Бах         «Волынка»

Ю. Слонов     «Неваляшки»

Р. Шуман          «Веселый крестьянин»

В. Кикта           «Синеглазка»

П. Чайковский   «Нянина сказка»

И. Стравинский «Тили-бом»

М. Ройтерштейн «Песенка-небылица»

IV ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Весна в музыкальном королевстве»

В четвертой четверти подводятся итоги всей работы, проделанной в течение учебного года. Важно выявить уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, умение сопереживать звучащему музыкальному образу; уровень освоения основных понятий и сформированности музыкальных умений и навыков. Понять, умеют ли дети выражать словами свои впечатления о музыке, научились ли они воспринимать характер и содержание музыкальных произведений; насколько детально  учащиеся дифференцируют в звучащей музыке выразительные средства, такие как мелодия, ритм, темп, регистр, динамика. Весь процесс обобщения происходит как на новом музыкальном материале, так и знакомом. Особое внимание уделяется закреплению представлений о жанровых особенностях музыки.

Музыкальные произведения для слушания

 

Э. Григ           «Птичка»

П. Чайковский «Песня жаворонка»

М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

К. Сен-Санс    «Лебедь», «Петухи и куры», «Птичник» из цикла «Карнавал животных»

Г. Свиридов   «Весна» и «Осень» из музыкальных иллюстраций                              к повести А. Пушкина «Метель»

 

Музыкальная грамотность

Повторение и закрепление материала пройденного в течение учебного года.

Сольфеджирование в объеме V-III-VI ступеней с простейшим ритмом в размере 2/4. Читать нотную запись этой интонации в различных тональностях в системе относительной сольмизации.

Знание длительностей: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза.

Умение различать на слух регистры, умение определять направление движения мелодии, показывать его рукой; умение сравнивать два звука по высоте.

Умение прохлопать ритм песенки, попевки.

Слышание фразы, умение показать ее рукой.

Определение на слух изменения темпа, динамики.

Определение тембров инструментов, звучащих на уроках в течение учебного года.

Умение различать на слух первичные жанры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: