Организация слушания музыки

Задачи на учебный год.

1. Работать над развитием эмоциональной сферы ребёнка, эмоциональной отзывчивости на музыку, формированием эмпатии (способности к сопереживанию), способствовать осознанию ребенком своих эмоциональных впечатлений: умение выразить их в словах, в движениях, в творческих работах. Работать над развитием образности речи детей.

2. Вслушиваться в музыку, в каждый звучащий звук (игра «Кто дольше слышит звук?»). Уметь внимательно вслушиваться в музыкальное произведение от начала до конца.

3. Понимать эмоционально-образное содержание музыкальных произведений, выразительность музыкальной речи, различать основные выразительные средства музыки (интонация, лад, регистр, ритм, темп, динамика, тембр и т.д.) и понимать их содержательное значение.

4. Запоминать прослушанную музыку, узнавать её при повторном звучании. Пропевать вокализом наиболее яркие темы инструментальных сочинений.

5. Научить детей определять на слух первичные жанры и их некоторые особенности: чёткость метрической пульсации марша, трёхдольную метрическую формулу сопровождения танца вальса и т.п.

6. Познакомить детей с некоторыми специфическими особенностями жанров оперы, балета, симфонии и концерта. Особое внимание уделить жанру симфонии, представив его детям как «большую музыкальную книгу» о мыслях и чувствах человека. Кульминация этой работы - прочтение, эмоциональное проживание экспозиции первой части симфонии № 41 В. Моцарта, в которой представлен широкий спектр музыкальных образов, основанный на воплощении многообразных жанровых начал, ярко проявляющихся в интонационном языке: от героики, к лирике, к юмору.

7. Знать и понимать значение некоторых музыкальных терминов: жанр, интонация, мелодия, ритм, темп, регистр – не заучивая их формально.

8. Уметь осознавать структуру небольших пьес с ярко выраженной сменой характера и содержания (В. Косенко «Дождик»), написанных в двухчастной и трёхчастной форме.

9. Уметь сравнивать близкие по характеру и контрастные музыкальные произведения и находить в них общее и разное и по содержанию, и по использованию выразительных средств музыки. Наблюдать и осознавать изменения темпа, регистра, лада, динамики, тембра.

10. Знать имена и узнавать портреты композиторов П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В. Моцарта, Л. Бетховена (можно несколько расширить круг композиторов или изменить его в соответствии с используемым музыкальным материалом).

11. Уметь правильно называть музыкальные произведения и их авторов.

12. Различать тембры основных групп инструментов симфонического оркестра (семья флейты, семья скрипки, семья трубы); различать на слух тембры отдельных инструментов: фортепиано, контрабаса, скрипки, флейты, трубы, треугольника и некоторых других ударных инструментов по выбору учителя).

Особо важное место занимает во втором классе развитие тембрового слуха. Тембровая палитра в первом классе ограничивалась, в основном, фортепианной и вокальной (исполнением учителя и детей) музыкой, так как на первый план выдвигались задачи слышания, освоения, понимания элементов музыкального языка: интонации, метро-ритма, темпа, регистра и так далее. Во втором классе происходит активное накопление слуховых впечатлений в области тембра в связи с постоянным звучанием на уроке музыкальных произведений в исполнении различных инструментов. Дети знакомятся со звучанием духового и симфонического оркестра и групп инструментов симфонического оркестра, опираясь при этом на специфику тембра наиболее известных им инструментов: флейты, трубы, скрипки. 

 

ИГРА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМБРА

Игра вводится во втором классе в связи с появлением произведений, где тембр является важным выразительным средством.

Кульминация этой работы – симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и Волк». В первой четверти дети знакомятся с тембром флейты («Вальс-шутка» Д. Шостаковича) и контрабаса («Слоны» К. Сен-Санса), со звучанием всего симфонического оркестра. На материале «Марша мальчишек» Ж. Бизе из оперы «Кармен» дети закрепляют тембр флейты, сравнивая его с тембром трубы. Звучание скрипки и струнно-смычковой группы оркестра учащиеся запоминают, слушая музыку В. Моцарта и Й. Гайдна. В третьей четверти проводятся игры в форме тестов на определение тембров групп симфонического оркестра (тембра «семьи» скрипки, «семьи» флейты, «семьи» трубы), постепенно вводятся в игру другие инструменты, входящие в эти инструментальные «семьи». Обычно в тесте три-четыре фрагмента из различных музыкальных произведений, где либо ярко представлена какая-нибудь группа инструментов симфонического оркестра, либо сольно звучит один из знакомых детям инструментов. Тесты выполняются письменно, названия групп инструментов даются в сокращении (с.-с. – Струнно-смычковые), поэтому времени на запись уходит немного. Названия групп и условные сокращения должны быть написаны на доске, чтобы дети могли ими пользоваться как справочным материалом и не делали ошибок.

1. С.-с.

2. Д. д.

3. С.-с.

4. М. д.

В столбик пишутся цифры (по количеству фрагментов), а затем дети вписывают свои ответы. На первых порах обсуждается каждый фрагмент сразу после его звучания, проверяется ответ, прослушивается, если надо, еще раз. На следующем этапе слушается весь тест целиком, с повтором музыкальных фрагментов (если детям неясно или они просят повторить), а затем проверяется и оценивается вся работа.

Такие тесты проводятся в течение всех лет обучения музыке, при этом постепенно усложняются задания и музыкальный язык предлагаемых произведений. Можно предложить услышать несколько инструментов в сочетании, знакомить с неизвестными разновидностями инструментов. В основной школе необходимо увязать тембровую палитру симфонического оркестра с художественным музыкальным стилем эпохи, с индивидуальным композиторским стилем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: