Организация работы комиссии по разбору несчастных случаев

Методические рекомендации

Http://skitalets.ru/books/metod/ns_turism/index.htm

Центральный совет по туризму и экскурсиям
Управление самодеятельного туризма

Центральное рекламно-информационное бюро "Турист"
Москва - 1983



Содержание

Организация работы комиссии по разбору несчастных случаев
Опрос очевидцев
Проверка заявочных и других документов
Осмотр места происшествия
Составление акта о несчастном случае работниками туристской КСС
Составление итогового документа
Приложение

Одобрено Управлением самодеятельного туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям и рекомендовано для работников советов по туризму и экскурсиям, советов ДСО, туристских клубов и туристских секций коллективов физической культуры.







ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИИ ПО РАЗБОРУ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Для разбора причин несчастного случая решением совета по туризму и экскурсиям создается специальная комиссия из пяти-семи человек. В состав комиссии должны входить наиболее квалифицированные в данном виде туризма представители от комиссии по виду туризма, маршрутно-квалификационной комиссии и комиссии по подготовке туристских общественных кадров. При несчастном случае на плановом маршруте в состав комиссии включается определенное число наиболее опытных инструкторов турбаз, штатные работники совета по туризму и экскурсиям, отвечающие за развитие самодеятельного туризма, за работу туристских баз, бюро путешествий и экскурсий, экскурсионного бюро, контрольно-спасательной службы (там, где она имеется), а также представители организации, проводившей данный поход или путешествие. Председателем комиссии следует назначать штатного работника совета по туризму и экскурсиям.

Основные задачи комиссии-провести детальный разбор обстоятельств несчастного случая, вскрыть истинные причины происшествия, тщательно проанализировать их, дать рекомендации по предупреждению несчастных случаев при преодолении подобных препятствий последующими туристскими группами. Большую роль играет и воспитательное значение разбора. Так, меры взыскания, которые в результате разбора комиссии определяются для лиц, виновных в произошедшем несчастном случае, являются важным средством воспитания не только этих людей, но и всей многочисленной армии туристов.

Разбор несчастного случая необходимо проводить без спешки, объективно, с тщательным изучением предыдущего опыта участников, взаимоотношений в группе, хода подготовки к этому путешествию, заявочных и других документов, имеющих прямое отношение к происшествию, с привлечением к опросу всех основных очевидцев без навязывания им своей точки зрения. Такой разбор могут провести люди, обладающие высокой принципиальностью, честностью, определенным тактом и чуткостью, глубоким знанием основных положений планового или самодеятельного туризма, техники и тактики данного вида туризма, основ организации учебного процесса, способные к глубокому анализу и объективной оценке всех выявленных обстоятельств.

Основные этапы и последовательность работы комиссии:
опрос очевидцев происшествия;
изучение заявочных и других документов, имеющих непосредственное отношение к происшествию;
осмотр местности (при необходимости);
участие в обсуждении несчастного случая на заседании комиссий по видам туризма и разделам туристской работы (при происшествии с группой самодеятельных туристов) или на совете инструкторов (при происшествии на плановом маршруте);
отработка выводов о причинах несчастного случая и мнения о мерах наказания виновных. Если предложенные меры наказания виновных лиц являются компетенцией данного совета по туризму и экскурсиям или вышестоящего, то вопрос об определении мер наказания и возможным ходатайством перед вышестоящим советом решается Президиумом данного совета по туризму и экскурсиям. Президиум решает также вопрос о мерах наказания штатных работников, если установлена их виновность;
составление итогового документа и рассмотрение его на заседании Президиума Федерации туризма или руководством турбазы;
доклад об итогах разбора несчастного случая руководству совета по туризму и экскурсиям.

Если в ходе работы комиссии выявлены факты прямого преступления или обдуманных действий, направленных на создание чрезвычайной обстановки, председатель комиссии, не дожидаясь окончания разбора, должен сообщить эти факты руководству совета по туризму и экскурсиям для принятия решения о передаче материалов следственным органам. В этом случае члены комиссии, а также работники совета по туризму и экскурсиям должны быть первыми помощниками следственных органов в дальнейшем выявлении причин чрезвычайного происшествия.

Мнение всей комиссии и отдельных ее членов не следует разглашать до тех пор, пока не принято окончательное решение.

На основе разбора несчастного случая работники совета по туризму и экскурсиям, члены комиссий по соответствующему виду туризма или разделу туристской работы готовят необходимые рекомендации по устранению подобных несчастных случаев. Они информируют о причинах несчастного случая туристскую общественность и осуществляют действенные мероприятия по обеспечению безопасности путешествий, повышают требовательность к подготовке и проведению походов, проводят воспитательную работу с туристами по искоренению случаев нарушения "Правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР", недисциплинированности и лихачества, строго наказывают лиц, нарушивших Правила.

Следует четко представлять, что главной задачей комиссии является разбор и последующий за ним анализ несчастного случая, позволяющий сделать необходимые рекомендации на будущее, а не вынесение той или иной меры взыскания виновным лицам. Учитывая, что до сих пор нет единой системы в определении строгости наказания туристов, можно рекомендовать следующие виды наказаний в зависимости от тяжести проступка:
незачет участия или руководства путешествием;
запрет на участие или руководство путешествием выше определенной категории сложности на один или два года;
снижение спортивного разряда или полная дисквалификация, снижение или полное лишение инструкторского звания-за грубое нарушение мер безопасности, послужившее причиной несчастного случая, за нечестность (группа не доложила об имевшемся на маршруте случае серьезного травматизма);
запрет на дальнейшее участие в спортивных туристских мероприятиях, на участие в любых учебных мероприятиях - высшая мера наказания, навсегда отлучающая человека от спортивного туризма. Она выносится за грубейшие нарушения "Правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР", что привели к гибели туристов, за отказ без достаточных оснований в оказании помощи туристской группе, терпящей бедствие, за грубый обман общественности или туристских организаций.

Если несчастный случай произошел при проведении учебного мероприятия (семинара, сбора, учебно-тренировочного похода), то кроме указанных выше наказаний к руководителю и тренерам могут быть применены дополнительные меры: незачет стажировки или руководства учебным мероприятием, запрещение на определенный срок или навсегда права руководства учебными мероприятиями.

Аналогично могут быть наказаны судья и организаторы туристских соревнований, если при их проведении произошел несчастный случай или выявлены другие нарушения.

Лиц, имеющих различные взыскания, не следует допускать к участию в чемпионате СССР по туризму, в экспедиции и других мероприятиях, проводимых советами по туризму и экскурсиям, их федерациями туризма, добровольными спортивными обществами.

При разборе несчастного случая подчас вскрываются нарушения не только со стороны руководителя группы или ее участников, но и нарушения, допущенные членами маршрутно-квалификационных комиссий или комиссий по подготовке туристских общественных кадров. Нарушения могут быть допущены не только во время самого путешествия, но и в период рассмотрения заявочных или учебных материалов. Меры наказания к данной категории туристского общественного актива должны быть более жесткими, чем к остальным туристам. Кроме общих мер наказания здесь дополнительно могут быть применены следующие: выведение из состава комиссии, лишения права рассмотрения заявочных материалов, учебных планов и программ семинаров и т. д.

За грубые или незначительные, но систематически повторяемые ошибки при выдаче заключений по заявочным материалам, учебным планам и программам, решением вышестоящей комиссии может быть наказана нижестоящая комиссия. Суть наказания сводится к понижению имеющихся полномочий.

Аналогичные меры взыскания могут быть применены и к членам комиссий по видам туризма, если установлена их прямая или косвенная причастность к произошедшему несчастному случаю.

Рекомендованная система позволит выработать основу, опираясь на которую, члены дисциплинарных комиссий советов по туризму и экскурсиям будут иметь единое мнение в оценке наказания лиц, виновных в происхождении одинаковых по сути несчастных случаев, виновных в однотипных по характеру нарушений существующих правил и положений.

Общественные туристские органы или руководители туристских баз в период работы комиссии сами организуют обсуждение происшествия. Такие обсуждения при правильном их проведении могут принести значительную помощь в работе комиссии, так как обсуждение происходит в кругу туристов-общественников или инструкторов, хорошо знакомых с рядом участников потерпевшей группы по предыдущим совместным путешествиям, знающих отношения участников друг к другу, их моральные и деловые качества, подлинный туристский опыт. Возможно, что некоторые из обсуждающих принимали участие в консультации членов группы по предстоящему маршруту, помнят обстановку, в которой происходило рассмотрение заявочных документов, представляют себе те тенденции, которые преобладают в деятельности тех или иных комиссий, туристские традиции, которые популярны в данном городе, коллективе, на данной турбазе.

Нельзя ограничиваться рассмотрением лишь обстоятельств самого несчастного случая, оставляя в стороне не только ошибки в деятельности комиссий, секций, клубов, турбаз, контрольно-спасательной службы и отдельных их членов, ответственных за обеспечение безопасности туристских мероприятий в целом, но и прямых виновников конкретного происшествия. В таком случае несчастья на туристских тропах не становятся предметным уроком ни для участников групп, в которых они произошли, ни для тех, кто в дальнейшем будет путешествовать в подобных районах и преодолевать аналогичные препятствия. Из-за отсутствия полноценных материалов разбора комиссии, работники турбаз, органы контрольно-спасательной службы не смогут сделать надлежащих выводов из этих происшествий, что не будет способствовать повышению безопасности туристских путешествий.

Материалы разборов несчастных случаев не всегда свидетельствуют о компетентности местных комиссий, о безусловной их добросовестности. Неверно и даже вредно каждое происшествие объяснять только причинами, зависящими от природы. Несчастные случаи происходят и по этой причине. Так бывает, что в момент нахождения группы на скальном участке произошло землетрясение и в результате падения камней из вышерасположенной зоны один из участников получает травму. Однако такие или подобные случаи, связанные с не зависящими от человека обстоятельствами, чрезвычайно редки. Основной причиной возникновения происшествий на туристских трассах в подавляющем большинстве случаев являются неправильные действия самих туристов. Поэтому все несчастные случаи можно разделить на две основные группы:
неправильное применение техники передвижения и страховки, т.е. ошибки в технике;
неумелое преодоление или избежание тех опасностей, борьба с которыми требует знания тактики передвижения, то есть ошибки в тактике.

В туристских клубах и секциях при быстром разрядном росте туристов необходимо обращать внимание на их физическую подготовку, на необходимость круглогодичных тренировок, на систематические занятия по технике туризма и, в первую очередь, на технику страховки. Работа по туризму не должна сводиться только к росту числа и массовости туристских мероприятий, к количественному набору путешествий, необходимых тому или иному туристу-спортсмену для присвоения очередного разряда вплоть до звания мастера спорта, и, тем самым, для роста авторитета данного клуба или секции.

Гонка за количественными показателями вместо вдумчивого, постепенного накопления опыта путешествий, отсутствие в коллективах тщательного анализа совершаемых членами данного туристского коллектива путешествий, применения технических и тактических приемов может привести к целому ряду искажений в технике и тактике туризма, допускаемых как отдельными туристами, так и целыми комиссиями. Например, на семинарах по подготовке руководителей путешествий необходимо уделять должное внимание отработке приемов действенной страховки. Это может повлечь за собой то, что турист будет передвигаться по разрядной "лестнице", так и не отработав до автоматизма свои действия, например, при срыве партнера по связке, к чему он должен быть постоянно готов. Не всегда комиссии пресекают попытки руководителей сборов подменить значительную часть учебной работы на месте более сложным учебным походом, и с включением в его маршрут участников первого прохождения. При этом могут быть происшествия даже при проведении учебных мероприятий, что является вообще недопустимым.

Необходимо избегать "натаскивание" туристов на разряды, особенно в качестве руководителей, за спиной более сильных, квалифицированных участников. Следствием этого может явиться такое положение, при котором отдельные спортсмены наберут необходимое для высших разрядов количество путешествий, по существу так и не приобретя настоящего мастерства в технике и тактике, в обеспечении безопасности движения своих товарищей по группе.

Следует обратить внимание на тот факт, что в целом ряде происшествий получала травмы значительная часть группы. Это свидетельствует о неподготовленности всей группы к чрезвычайной ситуации, к своевременному улавливанию начала ее возникновения и исправлению ошибочных действий своего товарища, о неспособности всех членов группы предпринять какие-либо меры для того, чтобы максимально "смягчить" эту ситуацию в процессе ее развития.

Это происходит вследствие того, что в группах допускаются ошибки, касающиеся не только страховки и самостраховки на маршруте, но и техники передвижения в целом. Для предотвращения подобных ошибок с 1979 г. введена система обязательного обучения начинающих туристов. Кроме того, необходимо должное внимание со стороны клубов и секций, комиссий, советов инструкторов турбаз по воспитанию чувства долга и индивидуальной ответственности каждого туриста за жизнь товарища, ответственности перед коллективом за качеством проведения путешествия, непримиримости к несчастным случаям в туризме.

Поскольку большинство несчастных случаев объясняется грубыми и очевидными нарушениями правил обеспечения безопасности, то при обсуждении материалов о происшествии необходимо акцентировать внимание туристов на вопросах, связанных с организацией страховки и самостраховки при передвижении по участкам, где нет полной гарантии успешного прохождения.

Одним из решающих факторов в повышении личной ответственности каждого туриста является широкое обсуждение допущенных ими (им) ошибок, и в том числе не повлекших за собой несчастного случая, постоянное напоминание каждому участнику предстоящего путешествия о том, что допуская небрежность он ставит под угрозу не только свою жизнь, но и жизни товарищей. Необходимо создавать нужное общественное мнение вокруг тех туристов и инструкторов, на которых наложены дисциплинарные взыскания за нарушение мер безопасности, проявление лихачества, недисциплинированности и прямое невыполнение указаний комиссий или КСС, направленных на обеспечение безопасности движения. Категорически запрещается туристским организациям прилагать усилия для скорейшего снятия взыскания с провинившихся туристов и тем более включать их в состав команд, выступающих в соревновании на лучшее туристское путешествие (чемпионат СССР по туризму), в состав экспедиций, проводимых советами по туризму и экскурсиям, советами ДСО профсоюзов и ведомств и т. д.

Не следует откладывать разбор несчастного случая по причине "незначительности" травмы пострадавшего участника, нужно помнить, что травмы в туризме нельзя делить на большие и маленькие, поскольку одна и та же причина может повлечь за собой сегодня легкую травму, а завтра - трагический исход. Поэтому каждый несчастный случай, каждая травма, произошедшая на туристской тропе, должна стать предметом самого серьезного разбора и анализа, в результате которых необходимо выявить наиболее опасные и распространенные ошибки с тем, чтобы в ближайшее время принять меры к их устранению. Для этого нужно, чтобы анализ причин несчастных случаев проводился ведущими туристскими органами ежегодно, а материалы анализа изучались и широко обсуждались туристской общественностью.














ОПРОС ОЧЕВИДЦЕВ

Анализ несчастных случаев в туризме показывает, что подавляющее их большинство происходит на глазах у остальных участников путешествия. Можно и должно допускать, что момент самого случая кто-то из туристов мог и не видеть, но зато мог наблюдать какие-то события, способствующие созданию аварийной ситуации, Поэтому любой участник группы, в которой произошел несчастный случай, является свидетелем. Очевидцами данного несчастного случая могут быть туристы других групп, местные жители, наконец, лица, наблюдавшие за подготовкой этой группы к путешествию, знавшие участников по предыдущим походам и, следовательно, знавшие некоторые отрицательные качества, которые с особой силой проявлялись у конкретного участника при усложнении походной обстановки. Все эти лица также являются очевидцами.

Таким образом, любой человек, которому известны какие-либо обстоятельства, связанные с несчастным случаем, может быть опрошен комиссией в качестве очевидца. Не могут быть опрошены как очевидцы только те местные жители, которые в силу своих физических или психических качеств неспособны правильно воспринимать окружающую их действительность.

Опрос очевидцев-распространенный вид действия комиссии и является основным источником получения сведений о произошедшем несчастном случае. Отсюда необходимо повышать обоюдную ответственность как со стороны членов комиссии за подготовку и качество проведения опроса, так и со стороны очевидца за достоверность своих показаний. При этом надо напоминать, что очевидец за дачу заведомо ложных показаний, то есть умышленное замалчивание известных ему фактов о произошедшем несчастном случае или сознательное искажение будет наказан. Без наказания не должны оставаться и те, кто уклоняется от дачи показаний.

Свидетельские показания, как и другие доказательства, должны ложиться в основу вывода о причинах происшествия и решения о, наказании виновных лиц. Поэтому члены комиссии должны готовить материалы так, чтобы решение, вынесенное от имени совета по туризму и экскурсиям, было справедливым.

Роль и значение показания очевидцев сводится к тому, чтобы помочь комиссии собрать в отношении несчастного случая всю информацию, необходимую для установления истины.

Готовясь к опросу очевидцев, члены комиссии должны создать им надлежащие условия и позаботиться, чтобы их ответы были зафиксированы. Уже в начале опроса очевидец должен правильно уяснить, что от него требуется, какие именно известные ему обстоятельства и факты имели бы значение для установления истины по несчастному случаю. Причем комиссии часто важно знать не только сам случай, но и то, что произошло до и после него.

Чтобы избежать влияния показаний одного очевидца на другого, члены комиссии должны проводить опрос порознь и в отсутствие лиц, не являющихся членами комиссии.

В целях наиболее полного восстановления в памяти всех деталей происшествия опрос очевидца, по возможности, следует производить непосредственно на месте происшествия. Это поможет восстановить в памяти даже мелкие, обычно упускаемые очевидцем детали.

Опрос очевидца непосредственно на месте происшествия, если позволяет обстановка и время, должен проводиться членами туристской контрольно-спасательной службы совместно с представителем совета по туризму и экскурсиям, с туристской группой которого произошел несчастный случай. В особо сложных обстоятельствах могут быть привлечены представители органов дознания-

Если опрос очевидцев на месте, где произошел несчастный случай, не представляется возможным, большую помощь комиссии для установления истины могут оказать фотографии, схемы и другие графические материалы, сделанные непосредственно на месте происшествия кем-либо из участников группы или членов туристской контрольно-спасательной службы.

Опрос должен начинаться предложением очевидцу рассказать все известное о несчастном случае. Вопросы от членов комиссии нужно задавать только после сообщения очевидца. Это правило" имеет своей целью не прерывать очевидца во время его рассказа и не нарушать течение его мыслей в процессе показания.

Запрещается задавать очевидцу наводящие вопросы и принуждать его к даче показаний путем применения угроз или иных незаконных действий со стороны членов комиссии. Это расценивается как нарушение советского законодательства.

В своих показаниях очевидцы сообщают членам комиссии о различных фактах, имеющих, по их мнению, значение для разрешения дела. Этими фактами являются не только обстоятельства, непосредственно касающиеся несчастного случая, но и сведения о личности пострадавшего, руководителя путешествия, а также условий;. способствовавших возникновению аварийной ситуации. Однако' полученные сведения члены комиссии должны тщательно проанализировать, разобраться во взаимоотношениях в группе, учесть опыт, характер, моральные, физические и психические качества, заинтересованность очевидца, его поведение вообще и на отдельных этапах происшествия.

Следует учитывать что острота ситуации, возникшей в момент проишествия, не способствует реальной оценке окружающей действительности. Кроме того, очевидцу в необычном для себя положении вершителя дальнейшей судьбы товарища по путешествию, в большей степени по сравнению с привычной обстановкой, присущи ошибки в воспроизведении действительной обстановки, существовавшей в момент происшествия.

Причины ошибок в показаниях очевидца самые различные. Они могут происходить как от индивидуальных свойств человека (слабого зрения или слуха, рассеянности, повышенной нервозности и т. п.), так и в результате объективных причин.

Чтобы лучше оценить объективность показаний очевидца, нужно подготовиться к проведению опроса с учетом его индивидуальных качеств. Необходимо знать также процесс формирования показаний. Этот процесс имеет три стадии: восприятие, запоминание и воспроизведение.

Качество восприятия зависит от жизненного опыта человека, его образования и культурного уровня, а также профессии. Так, геолог, имеющий в силу своей профессии богатый опыт жизни в полевых условиях, но впервые принимающий участие в туристском путешествии и ставший свидетелем несчастного случая с одним из его товарищей по группе, значительно полнее других очевидцев из туристов-новичков, имеющих профессии врача, инженера, шофера и т. п., воспримет это событие, даст более полную, точную и качественную информацию.

Из числа многих условий, влияющих на полноту и точность восприятия большое значение имеет направленность внимания очевидца - невольного свидетеля происшествия, принимавшего участие в аварийной обстановке. Осознание того, что очевидец стал свидетелем происшествия, в будущем ему придется давать показания, что ответственная роль свидетеля обязывает его сосредоточить внимание на наблюдаемых объектах; действиях и событиях происшествия, обязывают его осознать и правильно оценить наблюдаемое.

Восприятие и запоминание не протекают изолированно. Они переплетаются и зависят от наличия произвольного или непроизвольного внимания. Направленность внимания позволяет не только осмыслить и оценить наблюдаемое, но и превратить наблюдающего в активного свидетеля. Оно побуждает его к дополнительным действиям (после завершения ЧП) по выяснению других обстоятельств, которые, по мнению очевидца, надлежит установить более точно. Например, очевидец запоминает время происшествия, состояние погоды, точное место срыва, падения и т. п. Активные очевидцы принимают меры по сохранности обстановки места происшествия (фиксация с помощью фотоаппарата или зарисовки вещественных доказательств, например, сломанный ледоруб) и т.д. Целенаправленность наблюдения достигается волевыми усилиями очевидца, которые помогают ему преодолеть трудности наблюдения, эмоции, мешающие восприятию, страх, отчаяние, угрызение совести за несвоевременное оказание помощи, обиду.

Для комиссии более ценными показаниями являются те, которые исходят от активных очевидцев, преднамеренно запоминающих детали наблюдаемого происшествия иди отдельные его факты.

Третья стадия - воспоминания. Очевидец должен сконцентрировать свою память так, чтобы восстановить наблюдавшиеся им события в подробностях.

Для этого следует пользоваться такими приемами, как воспоминание по логике событий, по наглядности и по другим вспомогательным событиям. Например, если очевидец сразу затрудняется вспомнить, что делал пострадавший перед самым моментом происшествия, можно сначала вспомнить о том, что делали в это время другие участники путешествия, где находился каждый из них. При воспоминании этих фактов очевидец по ассоциации может вспомнить и то, что интересует комиссию.

Другие данные, необходимые для исследования причин происшествия, например, точную дату события, можно вспомнить, если восстановить последовательность событий, зафиксированных в документах или хорошо запомнившихся очевидцу. Так, в день и час, который необходимо вспомнить, очевидец мог преодолевать какие-то особенно трудные препятствия, выполнять работу по установке палатки или приготовлению пищи на каком-то характерном участке местности или в необычное время, находиться в разведке, фотографировать какой-то интересный, красивый пейзаж. Таким событием может быть и оживленный разговор между участниками, дата в личной жизни одного из участников, резкое изменение погодных условий, какой-то спор, мелкое происшествие и т. д.

Помогают вспомнить происшедшее также вещи, документы, продукты питания, которые фигурировали при определенных обстоятельствах. Например, нарисованный одним из участников план участка местности, сломанный молоток, кисель, пахнущий бензином и др.

Долг членов комиссии -помочь очевидцу в восстановлении истинных событий.

Не менее важный элемент дачи свидетельских показаний - составление протокола. Показания очевидца должны записываться от первого лица и по возможности дословно. Желательно, чтобы свои показания он излагал в доступной речевой форме, избегая профессиональных выражений, жаргонных слов и слов на местных наречиях. Это избавит членов комиссии от необходимости прерывать рассказ очевидца для уточнения значения отдельных слов или оборотов речи. При этом внимание очевидца рассеивается, он отвлекается и может упустить некоторые важные детали.

Учитывая особое значение протокола опроса очевидца, следует знать права очевидца на участие в составлении и редактировании протокола. Очевидец может письменно изложить показания, которые дал членам комиссии при опросе. Обязательно прочитать протокол, если запись показаний вел не он, и если протокол написан на нескольких страницах, подписаться на каждой странице. Прежде чем подписать, очевидец обязан внимательно ознакомиться с протоколом, проверить, соответствует ли содержание рассказанному. Особенно строго следует подходить к проверке записи о времени, количестве, а также прямой речи других лиц.

Нельзя допускать, чтобы очевидцы, не читая текст протокола, заверяли его своей подписью. В дальнейшем это может поставить членов комиссии перед необходимостью повторной проверки всех документов, проверки версии, возникшей в результате искажения рассказа свидетеля, вторичного опроса данного свидетеля и, что самое главное, может оказать влияние на правильность выводов комиссии. Поэтому необходимо объяснить свидетелю обязательность внимательного чтения текста протокола опроса.

Можно записывать показания очевидца на магнитную пленку, о чем нужно заранее его предупредить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: