. (7.8)
Механические потери
составляют потери в подшипниках, на трение щеток о коллектор или контактные кольца и вентиляционные потери, которые включают потери на трение частей машины о воздух и другие потери, связанные с вентиляцией машины (мощность кинетической энергии отходящего воздуха и потери в вентиляторе).
Потери в подшипниках
зависят от типа подшипников (качения или скольжения), от состояния трущихся поверхностей, вида смазки и т.д. При работе данной машины эти потери зависят только от скорости вращения и не зависят от нагрузки.
Потери на трение щеток могут быть вычислены по формуле
, (7.9)
где
- коэффициент трения щеток о коллектор или контактные кольца;
удельное давление на щетку;
контактная поверхность всех щеток;
окружная скорость коллектора или контактных колец.
Потери на вентиляцию
зависят от конструкции машины и рода вентиляции. В самовентилируемых машинах со встроенным центробежным вентилятором потери на вентиляцию в ваттах иногда вычисляют по эмпирической формуле
(7.10)
Здесь
количество воздуха, прогоняемого через машину,
;
окружная скорость вентиляционных крыльев по их внешнему диаметру, м/c.
Так как
также пропорциональна
, то из выражения (7.10) следует, что потери
пропорциональны третьей степени скорости вращения машины.
Общие механические потери
. (7.11
В каждой машине потери
зависят только от скорости вращения и не зависят от нагрузки. В машинах постоянного тока мощностью 10 – 500 кВт потери
составляют соответственно около 2 – 0,5 % от номинальной мощности машины.
Суммарные или полные потери
представляют сумму всех потерь:
. (7.12)
В машинах постоянного тока средней мощности эти потери составляют от 8 до 22 % от номинальной мощности.






