. (7.8)
Механические потери составляют потери в подшипниках, на трение щеток о коллектор или контактные кольца и вентиляционные потери, которые включают потери на трение частей машины о воздух и другие потери, связанные с вентиляцией машины (мощность кинетической энергии отходящего воздуха и потери в вентиляторе).
Потери в подшипниках зависят от типа подшипников (качения или скольжения), от состояния трущихся поверхностей, вида смазки и т.д. При работе данной машины эти потери зависят только от скорости вращения и не зависят от нагрузки.
Потери на трение щеток могут быть вычислены по формуле
, (7.9)
где - коэффициент трения щеток о коллектор или контактные кольца; удельное давление на щетку; контактная поверхность всех щеток; окружная скорость коллектора или контактных колец.
Потери на вентиляцию зависят от конструкции машины и рода вентиляции. В самовентилируемых машинах со встроенным центробежным вентилятором потери на вентиляцию в ваттах иногда вычисляют по эмпирической формуле
(7.10)
Здесь количество воздуха, прогоняемого через машину, ; окружная скорость вентиляционных крыльев по их внешнему диаметру, м/c.
Так как также пропорциональна , то из выражения (7.10) следует, что потери пропорциональны третьей степени скорости вращения машины.
Общие механические потери
. (7.11
В каждой машине потери зависят только от скорости вращения и не зависят от нагрузки. В машинах постоянного тока мощностью 10 – 500 кВт потери составляют соответственно около 2 – 0,5 % от номинальной мощности машины.
Суммарные или полные потери представляют сумму всех потерь:
. (7.12)
В машинах постоянного тока средней мощности эти потери составляют от 8 до 22 % от номинальной мощности.