Организация смазочного хозяйства

От хорошей организации смазочного хозяйства, т. е. правильной приемки, хранения и выдачи смазочных материалов, во многом зависит их качество. При небрежном хранении в смазку попадают песок, грязь, вода и другие примеси. В результате, как бы обильно ни смазывали машину таким маслом, ее узлы будут быстро выходить из строя. 

Оборудование кладовой.

 Для сохранения качества смазочных материалов их кладовая должна: 

− располагаться вдали от котельных, кузниц и других объектов, обильно выделяющих пыль и могущих быть источником искр, и по возможности ближе к обслуживаемым механизмам; 

− быть достаточной по площади, светлой, хорошо предохранять смазочные материалы от попадания в них влаги, песка и грязи.

Кроме этого кладовая должна удовлетворять требованиям техники безопасности, санитарии и требованиям противопожарной защиты. 

В кладовой, кроме естественного, разрешается иметь и электрическое освещение с герметическими патронами. Выключали и рубильники должны быть вынесены в пожаробезопасное место. Для удаления легковоспламеняющихся паров нефтепродуктов кладовая должна иметь надежную вентиляцию. 

Хранение других предметов, кроме смазочных и обтирочных материалов, в кладовой запрещается; причем для обтирочных материалов выделяется отдельное изолированное помещение. 

Кладовая должна быть оборудована резервуарами для хранения чистого и отработанного масла, инвентарем для выдачи смазочных материалов (весами, воронками, перекачными насосами и др.), а также комплектом исправного противопожарного инвентаря (огнетушителями, железными ящиками с. песком, ломами и др.).

Баки для хранения смазочных материалов должны иметь плотно закрывающиеся крышки, раздаточные (для выдачи масла) и спускные (для выпуска осадка) краны. Спускные краны ставят внизу баков, раздаточные располагают на высоте не менее 100 мм от днища.

Бочки со смазочными материалами должны стоять горизонтально, на подкладках, торцевой частью к проходу, пробкой вверх.

На баках и бочках должны быть надписаны сорта смазки.

В цеховых кладовых рекомендуется иметь 10—15-дневный запас необходимых сортов смазочных материалов. Трансформаторное масло хранят на центральных складах трестов или комбинатов.

Рекомендуемая температура воздуха в кладовой — не ниже +10÷15°С, так как при более низкой температуре затруднен разлив масел. В зимнее время на складе должны быть средства для подогрева масла, работающие на насыщенном паре или горячей воде.

Выдача и доставка смазочных материалов.

 Выдачу смазочных материалов производят только при наличии требования, подписанного уполномоченным лицом. Кладовщику запрещается заменять указанные в требовании сорта смазочных материалов другими.

Для улучшения учета и контроля расходования смазочных материалов в кладовой для каждого производственного участка заводят учетно-лимитную карточку, в которой указывают сорта смазочных материалов, необходимых для смазывания механизмов участка, и месячные нормы выдачи их участкам. Кладовщик обязан отмечать в учетно-лимитной карточке количество полученных участком смазочных материалов по сортам.

На все виды и сорта смазки, хранящиеся в кладовой, должны быть копии паспортов, в которых указаны основные показатели.

К механизмам материалы доставляются в количестве односменного или суточного расхода.

Тара для доставки и хранения смазочных материалов возле работающего оборудования изготовляется из оцинкованного железа и снабжается металлическими фильтрующими сетками (для жидких смазок) и плотно закрывающимися крышками.

Сбор и регенерация отработанных масел.

 Смазочные материалы являются ценными продуктами. Их нужно не только экономно расходовать, но и повторно использовать. Во время Работы масла загрязняются, повышается их коксуемость, кислотность и ухудшаются другие показатели, которые в большинстве случаев можно восстановить. Предприятия обязаны собирать и регенерировать (восстанавливать) не менее 30% общего расхода масел. 

Отработанные масла следует собирать в плотно закрывающиеся емкости отдельно по сортам и маркам. Емкости для различных сортов масел окрашивают в различные цвета и наносят надписи, указывающие сорт и марку смазочного материала.

Восстановление отработанных смазочных масел производят отстаиванием от грязи, воды и механических примесей при температуре 60—80°С с последующей фильтрацией через мелкопористые материалы (полотно, бумагу, мелкие стружки и т. п.). 

Восстановление изоляционных и других сортов смазок, работающих в специальных условиях, производят механическими и химическими способами. Механическую очистку таких масел производят в фильтр-прессах, центрифугах, масловарках или вакуум-аппаратах, химическую — на специальных установках. Ввиду сложности этих установок ими обычно оборудуют о крупные склады. 

Контрольные вопросы

1. Дать характеристику горной машины и ее элементов. 

2. Охарактеризовать условия работы горных машин и предъявляемые к этим машинам требования. 

3. Что называется надежностью машины? Охарактеризовать факторы, определяющие надежность горных машин. 

4. Рассказать о видах трения, возникающих между взаимно перемещающимися поверхностями при наличии смазочного слоя. 

5. Что такое износ детали? Классификация и формы проявления износов.

6. Пути повышения износостойкости деталей. 

7. Перечислить основные методы дефектации машин и деталей. В чем их сущность?

8. Дать общие сведения о принятых в нашей стране системах допусков и посадок.

9. Как определяют износ деталей основных подвижных сопряжений? 

10. Как измеряют износы? 

11. Виды прочности элементов машин. 

12. Охарактеризовать назначение и физико-химические свойства масел.

13. Как правильно выбрать смазку для смазывания горной машины? 

14. Существующие способы смазывания горных машин. 

15. Рассказать о назначении и видах уплотнений смазываемых узлов горных машин.

16. Значение и сущность правильной организации смазочного хозяйства.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: