Социология Эмиля Дюркгейма

В понимании Дюркгейма («Правила социологического метода») социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также их научное объяснение. Ученый стремился доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой является социальная реальность, имеющая особые, присущие только ей одной качества. Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, – социальные факты, совокупность которых составляет общество. Эти факты и являются предметом социологии. [1, p. 114]

Дюркгейм резко очертил сферу изучения социологии как особую социальную реальность со своими свойствами, отличными как от психологических свойств индивидов, так и от всех других сфер реальности. Вопрос был поставлен со всей определенностью, именно так, как того требовала ситуация в социологии того времени. Идея, проводимая Дюркгеймом, была конкретизацией идей Конта: социальное есть часть природы, но часть особая, со своими особыми свойствами. Мы должны изучать факты, но не взаимосвязь всех фактов в мире. Социальные факты похожи на факты природы по своим признакам: независимости от индивидов и принудительному на них воздействию, но это факты иного рода. Для понимания глубины мысли Дюркгейма важно обратить внимание на аспект, обычно ускользающий от внимания: ученый не только не отказывает социальным фактам в идеальной (идейной) сущности, но, напротив, понимание этого оказывается предпосылкой его теории. [2]

«Действительно, социальные явления осуществляются только людьми, они являются продуктами человеческой деятельности. Они, стало быть, не что иное, как осуществление присущих нам идей, врожденных или нет, не что иное, как применение их к различным обстоятельствам, сопровождающим отношения людей между собой. Организация семьи, договорных отношений, репрессивных мер, государства, общества выступает, таким образом, как простое развитие идей, имеющихся у нас относительно общества, государства, справедливости и т.д. Следовательно, эти и аналогичные им факты, по-видимому, обладают реальностью лишь в идеях и через посредство идей, которые являются их источником, а потому и истинным предметом социологии». [3]  

Принципы, лежащие в основе его понимания предмета и метода социологии, методологии исследования, остаются незыблемыми. Это:

1. Утверждение о приоритете социальной реальности по отношению к реальности индивидуальной, а также о ее исключительном значении в детерминации человеческого сознания и поведения.

2. Тезис о том, что общество представляет собой более богатую и более “реальную” реальность, чем сам индивид; оно доминирует над индивидом, формирует его и является источником всех высших ценностей; также оно не сводится к простой сумме составляющих его индивидов.

3. Тезис, что общество – это часть природы, а наука об обществе – социология – в методологическом отношении подобна наукам о природе и ее методы познания аналогичны методам естественных наук. Это стремление Дюркгейма проявляется в намерении выстраивать социологию как строгую науку, однако с отказом от мечты Конта о социологии как scienza scientiarum, которая, заняв господствующее над всеми науками положение, подменяет собой метафизику.

4. Социальные факты следует рассматривать как “вещи”. Этот тезис, выступающий для Дюркгейма основным принципом его методологии, имеет гносеологический, а не онтологический смысл, ибо в нем не содержится утверждение, что социальные факты – это вещи, а постулируется лишь, что их необходимо изучать так же, как материальные вещи. [4]

Дюркгейм разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплочённости, социального познания, социального факта и даже самоубийства.

Заслугой этого ученого перед социологией стало утверждение ее самостоятельного существования как науки: «Между тем социология может претендовать на то, чтобы на нее смотрели как на науку, только в том случае, если те, кто ее разрабатывает, не будут устанавливать догматов, освобождая себя от обязанности их доказывать». [5] 

 

Теории и концепции Э. Дюркгейма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: