Социология морали и религии

Дюркгейм рассматривал мораль как систему объективных правил поведения, отличительной чертой которых была их императивность, принудительность, необходимость выполнения. Основным признаком морали он считал долг, следование которому делает поведение человека моральным. Источником и объектом морали выступает общество, превосходящее индивида по своей силе и авторитету. Именно оно требует от индивида проявления моральных качеств, особо важными среди которых, а, следовательно, обязательными компонентами морали считались готовность к самопожертвованию и личное бескорыстие. Французский социолог отмечал: «Люди не могут жить вместе без взаимных соглашений и, следовательно, взаимных жертв, без того, чтобы не соединяться друг с другом сильным и продолжительным образом. Всякое общество – моральное общество» [7]

Дюркгейм трактовал мораль как реальную, действенную, практическую силу. Она оказывалась таковой потому, что любые социальные решения, поступки и действия были окрашены в «моральные» тона, то есть содержали в себе важные нравственные стороны и основания. Те решения и действия были наиболее эффективными, которые затрагивали глубинные нравственные ценности общества. [1, p. 119]

Концепция морали в социологическом творчестве Дюркгейма была тесно связана с его концепцией религии, систематическому изложению которой он посвятил одну из четырех своих крупных работ («Элементарные формы религиозной жизни»).

Идея сверхъестественного и идея бога не являются обязательными атрибутами религии. Все религии без исключения делят все объекты на два класса, один из которых освящен религией. Освященное, святое имеет характер табу, отделено от земных явлений. Еще один признак святости - это то, что священные объекты являются предметом на­дежд, любви и уважения. Таким образом, святое - это одновременно ис­точник сдерживания (табу) и уважения (авторитет).

Дихотомия святого и земного, по Дюркгейму, соотносится с дихо­томией социального и индивидуального. «Религия - это объединенная система верований и практики по отношению к святым вещам, то есть вещам отдаленным и запретным - верований и практики, объединяю­щих в единое моральное сообщество, называемое церковью, всех тех, кто к ним принадлежит».

Церковь - это организация, регулирующая религиозную жизнь группы. «Церковь» есть даже у примитивных народов, т.е. и здесь име­ются люди, следящие за своевременностью и правильностью исполне­ния религиозных ритуалов и церемоний.

Низкая деятельность - труд - есть источник печали и скорби: выс­шая, святая деятельность - коллективные религиозные церемонии - да­ет радость и возвышенное состояние духа.

Главный признак религии - совершение ритуалов, направленных на святые объекты, собирающих силы групповой солидарности, под­держивающих коллективное сознание, поднимающих дух индивидов и дающих им уверенность, необходимую для жизни.

Общество одновременно является автором и объектом религиозно­го культа и догм, оно создает религию, оно одновременно является и богом, и верующим.

Главное в религии - не догматическая часть, но религиозная дея­тельность в виде коллективного исполнения ритуалов, в ней воплоща­ется позитивная социальная функция религии. Дюркгейм различает следующие главные социальные функции культовой практики:

- дисциплинарная, или функция принуждения и контроля; цементирующая, т.е. функция усиления и консолидации общест­венного единства;

- репродуктивная, с помощью которой социальное наследие пере­ходит к новым исполнителям;

- эйфорическая, состоящая в создании радостных чувств социаль­ного благополучия.

Дюркгейм провозгласил религию вечной, так как всегда будет су­ществовать потребность облечь отношения человека и общества в идеологическую форму. [8]

 

 

Теория самоубийства

Наибольшая известность в мире пришла к Дюркгейму после выхода его книги «Самоубийство», в которой он отвергал мнение о том, что основой самоубийства служат исключительно психологические факторы, и доказывал, что истинной причиной является социальная жизнь с её ценностями и нормами, и особенности социальных связей. Само же самоубийство разделялось Дюркгеймом на три типа:

- Эгоистическое – является особым протестом человека против социальных норм и условий жизни, созданных социальными группами (например, семьёй);

- Альтруистическое – причиной для него служат убеждения о том, что необходимо приносить себя в жертву кому-либо/чему-либо (например, самосожжение после смерти близких или смерть «за Родину»);

- Аномическое – представляет собой протест против действующих социальных порядков (например, фашизма, диктатуры).

«В каждой социальной группе существует совершенно специфическая наклонность к самоубийству, необъяснимая ни физико-органическим строением индивидов, ни физической природой окружающей их среды. Отсюда по методу исключения вытекает, что наклонность эта неизбежно должна зависеть от социальных причин и представлять собой коллективное явление» - писал Э.Дюркгейм. [5]

Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.

В своей книге «Самоубийство» Дюркгейм писал: «Мы знаем теперь, что причина самоубийств лежит вовсе не в затруднениях жизни и что средство остановить рост числа добровольных смертей состоит вовсе не в том, чтобы сделать борьбу менее суровой, а жизнь более легкой. Если люди убивают себя теперь чаще, чем раньше, то не потому, что нам приходится делать более тяжелые усилия для поддержания своего существования, и не потому, что наши законные потребности меньше удовлетворяются, а потому, что мы не знаем теперь ни того, где останавливаются наши законные потребности, ни того, какую цель имеет наша деятельность.» [5]

Почему же человек идет на такой отчаянный шаг? Мнение Дюркгейма по этому вопросу таково: «Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла связь его с обществом. Что же касается фактов частной жизни, кажущихся не посредственной и решающей причиной самоубийства, то в действительности они могут быть признаны только случайными. Если индивид так легко склоняется под ударами жизненных обстоятельств, то это происходит потому, что состояние того общества, к которому он принадлежит, сделало из него добычу, уже совершенно готовую для самоубийства». [5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: