Социологизм» как обоснование социологии

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма.

Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. [6]

Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция соци­альной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность включена в универсальный природ­ный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество — это реальность особого рода, не сводимая к дру­гим ее видам.

«...Общество — не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциа­цией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предпо­лагает существование индивидуальных сознаний, но этого необхо­димого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы опреде­ленным образом. Именно из этой комбинации проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет ее...», — пишет Дюркгейм. [7, p. 493]

3. Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Методологический аспект (концепция науки, изучающей социальную реальность) «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом:

1. Поскольку общество — часть природы, постольку наука об обществе – социология – подобна  наукам о природе в отношении методологии.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно кото­рому социальные факты должны объясняться другими социальны­ ми фактами.

3. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «соци­альным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов.

Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме».

Теория социальных фактов

Что такое социальный факт? Именно так называется первая глава «Социологического метода» Дюркгейма. В конце её французский социолог дает следующее определение: «…социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» [7, p. 421]

К социальным фактам Дюркгейм относит верования, стремления, обычаи, нравственные и правовые нормы, политическую организацию жизни, способы ведения экономической деятельности, методы воспитания. [4]

Задача науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов, но она призвана вскрывать глубинные связи и закономерности. Наличие социальных закономерностей - признак научного характера социологии, ее родства с другими науками.

Факт есть высшее проявление закономерности, закон - общий внутренний базис факта.

На начальной стадии исследования следует брать в качестве пер­вичных фактов лишь объективно наблюдаемые явления. В этом требо­вании отталкивания от ощущений и заимствования первичных дефини­ций из чувственных данных он видел гарантию против предубеждений или вульгарных понятий и фантомов, искажающих истинный аспект ве­щей и принимаемых ошибочно за сами вещи. Смутные идеи, предрассудки, эмоции должны быть исключены из науки. Теоретические дефиниции научных понятий должны отвечать критерию, единства и базироваться на одних лишь фактах. [8]

Концепция «аномии»

Трактовка моральных проблем современного ему капиталистического общества опиралась у социолога на его теорию двойственности человеческой природы. Он считал, что биологическая природа человека, его импульсы, биологические функции, способности, страсти и др. находятся в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания с помощью моральных и религиозных норм, ценностей, идеалов. Вследствие этого в человеке, а, стало быть, и в обществе поддерживается постоянная напряженность. Общество, по Дюркгейму, должно предпринимать непрестанно усилия для того, чтобы сдерживать биологическую природу человека, вводить ее в определенные рамки с помощью морали и религии. В противном случае возникает дезинтеграция общества и индивида, т.е. то, что Дюркгейм определил термином «аномия». Аномия – это прежде всего моральный кризис, когда в результате социальных потрясений перестает нормально функционировать система общественного регулирования потребностей человека. Как следствие такого процесса, личность теряет равновесие. Создаются предпосылки для девиантного (отклоняющегося) поведения. Противоположностью аномии, по мнению социолога, являются моральный порядок, моральное регулирование, моральный контроль, т.е. то, что характеризует нормальное состояние общества. [1]

Главный вопрос любого общества — вопрос об отношении между индивидом и группой; о способах регуляции этого отно­шения таким образом, чтобы создать условия нормальной и здо­ровой совместной жизни людей. Способы регуляции меняются с развитием социальной дифференциации, с усложнением обще­ственной жизни, с изменением самих людей. Но если не найден достаточно эффективный в данных условиях способ регуляции, общество заболевает. Социальную патологию Дюркгейм описывает как аномию — отсутствие авторитетного коллективного «образца», общепринятой, безусловной нормы поведения.

«Человеческие страсти успокаиваются только перед лицом нравственной силы, которую они уважают. При недостаточности авторитета подобного рода господствует право сильного, и явное или скрытое состояние войны неизбежно становится хроническим... В то время как некогда экономические факторы играли лишь второстепенную роль, теперь они выдвинулись на первый план. Все более и более заметно, как отступают перед ними военные, административные, религиозные факторы. Одна лишь наука в состоянии соперничать с ними, да и она ныне престижна только в той мере, в какой в состоянии обслуживать практику, т.е. по большей части сферу экономики. Вот почему не без основания можно сказать, что наши общества являются или склонны стать по существу индустриальными. Форма деятельности, занявшая столь важное место в общественной жизни, не может, очевидно, оставаться до такой степени неупорядоченной без того, чтобы не привести к самым глубоким потрясениям. Именно это источник всеобщей деморализации» [7]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: