РЕФЕРАТ
на тему: «Педагогическая система В.А.Сухомлинского»
Студентки 1 курса Группы ТДО-19 Исмаиловой З.Э. направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» профилизация «Технология и дизайн одежды» Проверил: д-р пед. наук, проф. Тархан Л.З.
Симферополь, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление 3 1. Биография 4 2. Педагогическая система В.А.Сухомлинского 6 2.1. Методы воспитания в системе В.А.Сухомлинского 6 2.2. Средства воспитания в концепции В.А.Сухомлинского 9 3. Применение педагогики 12 Заключение 14 Список используемой литературы 15
|
|
Вступление
Василий Александрович Сухомлинский − выдающийся советский педагог-новатор, имя которого навсегда вошло в историю науки. Его многочисленные труды по проблемам воспитания, основанные на колоссальном опыте работы в школе, были изданы во всем мире и продолжают привлекать внимание. Педагогическая система В.А. Сухомлинского собрала в себе многие достижения современной педагогики. В его работах затрагиваются такие проблемы, как индивидуальный подход, развивающие методы и игровые формы обучения, взаимосвязь школьного и семейного воспитания и т.п. Самым важным в жизни Сухомлинского являлась любовь к детям. Именно, поэтому многие аспекты в педагогической системе, анализ которой проведен в данной работе, проникнуты этим чувством. Также не менее характерные черты в концепции: возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Таким образом, на основании вышеизложенного, мной была выделена цель исследования: охарактеризовать компоненты педагогической системы В. А. Сухомлинского. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
|
|
1. рассмотреть педагогические взгляды Владимира Александровича;
2. рассмотреть педагогическую деятельность Сухомлинского.
Биография
Родился будущий педагог-новатор 28 сентября 1918 г. в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича − Александр Емельянович Сухомлинский (1893−1930) − до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села − был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор и т.д. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна (1893−1931), была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей − Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями. Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе. В.А. Сухомлинский – участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни. Дочь В. А. Сухомлинского − доктор педагогических наук, профессор Ольга Васильевна Сухомлинская. Пошла по стопам отца, сейчас работает в Национальной академии педагогических наук Украины. Умер выдающийся педагог 2 сентября 1970 года, оставив в наследство выдающиеся труды по педагогике. Василий Александрович Сухомлинский − автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу − на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках. Э.И. [2]
Педагогическая система В.А.Сухомлинского
Методы воспитания в системе В.А.Сухомлинского
Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского отличается чрезвычайной гуманностью, разносторонностью и внутренней смысловой целостностью. С точки зрения В.А. Сухомлинского, наказание как метод воспитания не приводит к желаемым результатам. «Опыт (во многих случаях горький опыт) убедил, что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений. С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее… Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств» [4, с. 27-28]. Кроме того, наказание порождает страх. Страх имеет свойство закрепляться и возникать повторно в аналогичных условиях. Поэтому эмоциональное состояние страха может приводить к негативным последствиям, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Основным видом поощрения и наказания в школе является оценка. Для большинства школьников оценка результатов их работы имеет огромное значение: положительная оценка означает успех, отрицательная – неудачу. Поэтому, согласно собственной педагогической концепции, В.А. Сухомлинский был противником неудовлетворительных оценок как видов наказания. В качестве альтернативы наказанию В.А. Сухомлинский предлагает методы обучения и воспитания, окрашенные положительными эмоциями ребенка: поощрение желания ребенка «быть хорошим» (получать одобрение воспитателя), стремления быть первым, любознательности. Именно эти качества являются движущими силами обучения и воспитания. Желания ребенка «быть хорошим» выражается в том числе в его желании быть самым лучшим, стремлении к первенству. На основании многолетнего опыта В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что все дети своеобразно талантливы и любой из них способен достичь лучших результатов в том или ином виде деятельности. [1, с. 58] Потребность в познании может угаснуть не только вследствие недостаточно бережного оперирования педагогов оценками, но и в результате излишне исчерпывающих объяснений учебного материала. С точки зрения В.А. Сухомлинского, учитель должен излагать изучаемый предмет так, чтобы зажечь детский интерес, чтобы заработало мышление детей, чтобы дети сами перед собой ставили вопросы и отвечали на них. Однако воспитательная система В.А. Сухомлинского строится не только на поддержании и развитии позитивных потребностей ребенка и ненасении ему психологического ущерба наказаниями. Автор является сторонником такого метода воспитания, как запрещение. Желания ребенка могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Воспитание достигнет своей цели только в том случае, если не только поощряется реализация конструктивных потребностей ребенка, но и накладывается запрет на удовлетворение его деструктивных желаний. «Запрещение – это один из очень нужных и эффективных приемов воспитания, если он умело применяется. Запрещением, – если за ним стоит необходимый моральный авторитет запрещающего, – предотвращаются многие беды − «прожигание» жизни, необоснованные претензии юнцов на жизненные блага, не заслуженные личным трудом… Если старшие стремятся удовлетворить любые желания ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая, филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного» [4, с. 37-38]. Таким образом, принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского: · доверие к детям, · учение без принуждения, · воспитание без наказаний, · сотрудничество детей и взрослых, · творческий труд и нравственная свобода, · возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, · принятие ответственности за свой выбор. Причем, это далеко не полный перечень гуманистических принципов, которые свидетельствует о безусловной гуманистической направленности его педагогической системы. Отсутствие наказаний, вознаграждение и развитие положительных качеств ребенка, мудрое наложение запрета на удовлетворение деструктивных потребностей − все это способствует эффективному и безболезненному формированию активной, позитивной и зрелой личности.
|
|
|
|