Средства воспитания в концепции В.А.Сухомлинского

Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского реализуются путем применения соответствующих им по смыслу и сочетающихся с ними по направленности средств.                                                            Главным средством воспитания В.А. Сухомлинский считал слово. Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу.                                                             Во-первых, дети крайне чувствительны к эмоциональным оттенкам и глубоко ощущают искренность либо неискренность речи взрослого. Поэтому фальшивое слово никогда не сможет достичь своей цели и наложить отпечаток на душу ребенка.                                                                                             Во-вторых, большое влияние на эффективность воспитания словом оказывает авторитет говорящего. Чтобы обладать должным авторитетом в глазах детей, воспитатель должен быть не только искренним, но и сильным человеком.                                                                                         В-третьих, для того, чтобы оказать влияние на ребенка, воспитатель должен знать и понимать его индивидуальность. Индивидуальный подход к каждому ребенку – в высшей степени значимый аспект воспитания и обучения, т.к. гуманность и необходимая справедливость отношения к ребенку невозможны без понимания и чувствования его внутреннего мира.                        Четвертое и самое главное условие эффективности воздействия слова в процессе воспитания – это доверие воспитателя к ребенку. Доверие к ребенку неразрывно связано с предлагаемыми В.А. Сухомлинским методами воспитания.                                                                                   Среди всех оказывающих воспитательное влияние явлений окружающей действительности В.А. Сухомлинский выделяет наиболее важные: здоровье, красота, труд и коллектив.                                                       Здоровье является необходимым условием эффективного воспитания и обучения. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» [5, с. 54].                                          Огромное значение автор придает красоте как источнику нравственности и душевного богатства. Ребенок, научившийся чувствовать красоту окружающего мира, будет стремиться к красоте духовной в себе и окружающих. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе.                        Особое внимание В.А. Сухомлинский уделяет воспитанию трудом и развитию в детях такого качества, как трудолюбие. В процессе воспитания труд и коллектив неразрывно связаны между собой. Трудолюбие формируется только в том случае, если систематический труд ребенка приносит ему радость от результатов, достигнутых совместными с коллективом усилиями. Радость труда – могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. [3, с. 45]                                                            Однако воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности не может быть сопряжено только с положительными эмоциями. Не пережив собственных страданий, ребенок не сможет понимать других людей. Благодаря переживанию негативных эмоций формируется не только чуткость, но и смелость и сила воли. Только при наличии достаточного уровня развития волевых качеств ребенок будет способен усвоить, вырастить в себе и затем систематически проявлять положительные качества, на формирование которых направлен весь процесс воспитания.                                                    Перечисленные средства воспитания, согласно В.А. Сухомлинскому, могут стать действенными только при условии их гармоничного сочетания: «Обсуждение конкретных жизненных судеб привело нас к проблеме гармонии педагогических воздействий… педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько умело раскрывается сила труда как воспитательного средства, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума, чувств … любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий, любая закономерность превращается в звук пустой, если не реализуются сотни других закономерностей» [4, с. 213-214].                                                            Таким образом, в педагогике В.А. Сухомлинского для достижения главной цели воспитания – психологической зрелости и всестороннего развития детей – применяется широкий спектр гармонично сочетающихся между собой методов и средств воспитания. Все эти методы и средства воспитания объединены гуманным отношением к каждому ребенку, которое при внимательном рассмотрении оказывается единственно возможным для эффективного воспитания адекватной и гармоничной личности.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: