Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения

В настоящее время органы и учреждения Роспотребнадзора осуществляют свою деятельность в области гигиенического воспитания и обучения по всем трем стратегическим направлениям:

 

- информационному - пропаганда эколого-гигиенических знаний и здорового образа жизни;

- образовательному - разработка, реализация и оценка эффективности образовательных программ для различных групп населения;

- координационному - координация деятельности различных государственных органов и учреждений, общественных орга- низаций, средств массовой информации, самого населения, направленная на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

Реализуя эти направления, определенные Концепцией, учреждения Роспотребнадзора в области гигиенического обучения и воспитания населения должны решать соответствующие профессиональные задачи:

- определение стратегии в области гигиенического воспитания населения на основе анализа состояния здоровья населения и факторов, его определяющих;

- организация и проведение гигиенической подготовки профессиональных групп и декретированных контингентов;

- осуществление работы по формированию здорового образа жизни населения, профилактике инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, пропаганде эколого-гигиенических знаний;

- осуществление воспитательной, педагогической и научнопрактической работы.

Для успешного решения поставленных задач и дальнейшего совершенствования работы в области гигиенического обучения и воспитания населения в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии» созданы отделения (кабинеты) гигиенического обучения и воспитания, что закрепляется соответствующими изменениями в уставах этих организаций.

Штатное расписание отделения определяется Главным врачом территориального органа (ФГУЗ), однако в его состав должны входить зав. отделением, врач(и), методист, средние медицинские работники.

 

Руководителем подразделения составляется «Положение об отделении (кабинете) гигиенического обучения и воспитания», которое утверждается главным врачом учреждения.

Положение должно содержать следующие разделы.

1. Общие положения, в которых раскрываются административноправовые вопросы деятельности подразделения.

2. Основные задачи подразделения, которые определяются законом? 52-ФЗ, Концепцией, другими нормативно-правовыми актами.

3. Виды деятельности в соответствии с поставленными задачами.

4. Принципы осуществления хозяйственной деятельности.

5. Права и обязанности персонала, включающие деятельность по всем направлениям работ, предусмотренным Концепцией и законодательством, включая большую методическую работу, направленную на совершенствование деятельности других подразделений ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по гигиеническому воспитанию.

Однако анализ материалов о деятельности учреждений Роспотребнадзора в области гигиенического воспитания свиде- тельствует о том, что она в значительной степени сосредоточена на профессиональном гигиеническом обучении. В этом направлении достигнуты определенные успехи: создаются «учебные центры» -

образовательные структурные подразделения дополнительного профессионального образования в составе центров Роспотребнадзора, расширяется контингент обучаемых, совершенствуются программы обучения, вводится компьютерное тестирование, создаются библиотеки профессиональной литературы, большинство врачей и средних медицинских работников, участвующих в проведении занятий, получили сертификат по специальности «Гигиеническое воспитание». Вместе с тем обращает на себя внимание, что часть программ носит в основном противоэпидемическую направленность и не уделяет внимания вопросам пропаганды здорового образа жизни, профилактики профессиональных заболеваний, социально значимых инфек- ций, эколого-зависимых заболеваний.

 

Что касается второго направления - гигиенического воспитания населения, то следует отметить, что эта работа не всегда носит систематизированный характер. Для того чтобы работа по гигиеническому воспитанию населения была эффективной, она должна строиться на результатах систематического наблюдения за образом жизни, распространенностью вредных привычек, заболеваемостью, демографическими показателями в конкретном регионе. Следовательно, отделение гигиенического воспитания должно работать совместно с отделением социально-гигиенического мониторинга. Оно должно дополнять его наблюдениями за образом жизни, выявляя степень влияния образа жизни на здоровье населения и определяя риски, связанные с нездоровым образом жизни. Это позволит выделять группы риска и вести в них целенаправленную работу по гигиеническому воспитанию.

Кроме того, большой организационной работы требуют создание системы всеобщего непрерывного гигиенического обучения насе- ления и проведение курсовой подготовки специалистов смежных областей знаний (работников лечебно-профилактических учреждений, педагогов, психологов, социальных работников, представителей администрации территорий, средств массовой информации др.) для плановой систематизированной профилактической работы с различными группами населения.

Тесты

1-а

2-а

3-а

4-а

5-а

6-а

7-а

8-а

9-а

10-а

11-а

12-а

13-а

14-а

15-а

16-а

17-а

18-а

19-а

20-а

Ситуационные задачи

8. Больной с Вашего участка госпитализирован в инфекционное отделение с подозрением на дифтерию. Какие противоэпидемические мероприятия в очаге должна провести участковая медицинская сестра?

1)Отправить экстренное извещение.
2)Бактериологическое обследование у всех контактировав­ших с больным (мазок на ВL). Мазки из носа и с миндалин, взятие сухим стерильным тампоном натощак или через 2 часа после еды, немедлен­но отправляют в лабораторию.
3)Заключительная дезинфекция.
4)Наблюдение за контактнык проводят 7 дней, одновременно осмотр ЛОР врачом.
Ежедневно: термометрия 2 раза в день, осмотр зева.
5)Специфическая иммунопрофилактика.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: