В специальной литературе выделяют следующие признаки, позволяющие классифицировать виды бюджетов:
По предмету бюджетирования выделяют операционные и финансовые бюджеты.
По характеру экономических показателей, отражаемых в бюджете, выделяют стоимостные, денежные и натурально-стоимостные бюджеты.
По степени полноты содержащейся в бюджете информации можно разделить бюджеты на основные и специальные, вспомогательные..
По периоду бюджетирования выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные бюджеты.
По способности содержащейся в бюджете информации реагировать на изменение условий деятельности бюджеты можно разделить на гибкие и статичные (фиксированные, постоянные).
По приему планирования можно выделить преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем.
По отношению к уровню интеграции управленческой информации выделяют сводные (консолидированные) бюджеты и частные.
По характеру изменений внутренней и внешней среды выделяют базовые, оптимистические и пессимистические бюджеты.
|
|
По методу учета остатков ресурсов выделяют постатейные бюджеты (Line-item budgets) и "бюджеты с временным периодом" (Lapsing budgets).
В зависимости от этапа бюджетного процесса можно выделить плановый и фактический (исполненный) бюджет.
совокупность бюджетов, сформированных как по функциональному признаку, так и по центрам финансовой ответственности, в обязательном порядке образуют сводный (основной, главный) бюджет организации в целом.
Сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовый бюджеты.
Операционный бюджет содержит:
> бюджет продаж;
> производственный бюджет;
> бюджет прямых затрат на материалы;
> бюджет прямых затрат на оплату труда;
> бюджет общепроизводственных расходов;
> бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);
> бюджет коммерческих расходов;
> бюджет управленческих расходов;
> бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках).
Финансовый бюджет включает:
> инвестиционный бюджет;
> бюджет движения денежных средств;
> прогноз баланса.
Существуют три основных подхода к составлению бюджетов, которые могут применяться на этапах их планирования, согласования и утверждения. Это подходы "снизу вверх", "сверху вниз", а также итеративный подход.
Регламентация процесса бюджетирования и формирование финансовой структуры компании.
Бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:
1) технологию бюджетирования, включающую виды и форму бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации;
|
|
2) организацию процесса бюджетирования, предусматривающую формирование финансовой структуры коммерческой организации (определяются центры финансовой ответственности — объекты бюджетирования), бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и пр.);
3) использование информационных технологий, позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния коммерческой организации (или отдельного бизнеса), но и осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета.
На начальном этапе унификации процедуры бюджетирования компании необходимо разработать систему управленческих регламентов в соответствии с возможными типами объектов регламентации.
При разработке системы бюджетирования возможно различные варианты регламентирующей документации, в которой должны быть отражены все основные элементы системы бюджетирования, начиная от целей бюджетного управления, завершая ответственностью за исполнение регламента бюд-жетного управления, включая все смежные системы управления, а также объекты бюджетирования. Как правило, используются:
Положение о бюджетировании;
Положение о финансовой структуре;
Положение о бюджетном комитете;
Положение о финансовой модели бюджетирования;
Положение о проектах развития;
Положение о бизнес-процессах;
Положение о финансовой дирекции;
Положение о подразделениях.
Методика консолидации бюджетов
Когда говорят о бюджетировании, часто упоминают финансовую модель компании. Финансовая модель – это широкое понятие, включающее в себя методику планирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджетов. Соответственно, финансовая модель бюджетирования содержит модели планирования, модели учета и модели анализа и контроля бюджетов.
Критерии полноценности финансовой модели
Интегрированность
Наличие управленческой учетной политики.
Наличие описания методик планирования и учета