Классификация бюджетов

 

В специальной литературе выделяют следующие признаки, позволяющие классифицировать виды бюджетов:

По предмету бюджетирования выделяют операционные и финансовые бюджеты.

По характеру экономических показателей, отражаемых в бюджете, выделяют стоимостные, денежные и натурально-стоимостные бюджеты.

По степени полноты содержащейся в бюджете информации можно разделить бюджеты на основные и специальные, вспомогательные..

По периоду бюджетирования выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные бюджеты.

По способности содержащейся в бюджете информации реагировать на изменение условий деятельности бюджеты можно разделить на гибкие и статичные (фиксированные, постоянные).

По приему планирования можно выделить преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем.

По отношению к уровню интеграции управленческой информации выделяют сводные (консолидированные) бюджеты и частные.

По характеру изменений внутренней и внешней среды выделяют базовые, оптимистические и пессимистические бюджеты.

По методу учета остатков ресурсов выделяют постатейные бюджеты (Line-item budgets) и "бюджеты с временным периодом" (Lapsing budgets).

В зависимости от этапа бюджетного процесса можно выделить плановый и фактический (исполненный) бюджет.

совокупность бюджетов, сформированных как по функциональному признаку, так и по центрам финансовой ответственности, в обязательном порядке образуют сводный (основной, главный) бюджет организации в целом.

Сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовый бюджеты.

Операционный бюджет содержит:

> бюджет продаж;

> производственный бюджет;

> бюджет прямых затрат на материалы;

> бюджет прямых затрат на оплату труда;

> бюджет общепроизводственных расходов;

> бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);

> бюджет коммерческих расходов;

> бюджет управленческих расходов;

> бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках).

Финансовый бюджет включает:

> инвестиционный бюджет;

> бюджет движения денежных средств;

> прогноз баланса.

Существуют три основных подхода к составлению бюджетов, которые могут применяться на этапах их планирования, согласования и утверждения. Это подходы "снизу вверх", "сверху вниз", а также итеративный подход.

 

Регламентация процесса бюджетирования и формирование финансовой структуры компании.

Бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:

1) технологию бюджетирования, включающую виды и форму бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации;

2) организацию процесса бюджетирования, предусматривающую формирование финансовой структуры коммерческой организации (определяются центры финансовой ответственности — объекты бюджетирования), бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и пр.);

3) использование информационных технологий, позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния коммерческой организации (или отдельного бизнеса), но и осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета.

На начальном этапе унификации процедуры бюджетирования компании необходимо разработать систему управленческих регламентов в соответствии с возможными типами объектов регламентации.

При разработке системы бюджетирования возможно различные варианты регламентирующей документации, в которой должны быть отражены все основные элементы системы бюджетирования, начиная от целей бюджетного управления, завершая ответственностью за исполнение регламента бюд-жетного управления, включая все смежные системы управления, а также объекты бюджетирования. Как правило, используются:

Положение о бюджетировании;

Положение о финансовой структуре;

Положение о бюджетном комитете;

Положение о финансовой модели бюджетирования;

Положение о проектах развития;

Положение о бизнес-процессах;

Положение о финансовой дирекции;

Положение о подразделениях.

 

Методика консолидации бюджетов

Когда говорят о бюджетировании, часто упоминают финансовую модель компании. Финансовая модель – это широкое понятие, включающее в себя методику планирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджетов. Соответственно, финансовая модель бюджетирования содержит модели планирования, модели учета и модели анализа и контроля бюджетов.

Критерии полноценности финансовой модели

Интегрированность

Наличие управленческой учетной политики.

Наличие описания методик планирования и учета


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: