Понятие и содержание процесса бюджетирования. Место бюджетирования в системе управления предприятием

Тема 1. Основы бюджетирования.

 

1. Понятие и содержание процесса бюджетирования. Место бюджетирования в системе управления предприятием.

2. Классификация бюджетов.

3. Регламентация процесса бюджетирования и формирование финансовой структуры компании.

4. Система бюджетов компании.

 

Понятие и содержание процесса бюджетирования. Место бюджетирования в системе управления предприятием.

 

Бизнес функционирует в результате реализации системы взаимосвязанных управленческих решений, вызывающих движение финансовых ресурсов. Технология информационно-аналитической поддержки управления, обеспечивающая экономическую обоснованность принимаемых решений, в американской практике объединяется понятием «управленческий учет» (учет, осуществляемый для целей принятия управленческих решений), европейские компании используют аналогичное понятие «контроллинг». Контроллинг является комплексной функцией управления, интегрирующей в себе функции планирования, контроля и регулирования (рисунок).

Планирование — непрерывный процесс конкретизации целей развития организации, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления и распределения ресурсов.

Поскольку в современных условиях повышенной нестабильности рыночной среды ведущей функцией должно быть стратегическое управление, планирование можно определить как процесс определения ожидаемых результатов деятельности компании и необходимых для их получения затрат в условиях неопределенности и изменчивости рынка, основанный на способности прогнозировать возможные изменения и реагировать на неожиданности.

План — это подробное, структурированное описание последовательности действий, необходимых для достижения целей, поддающихся количественному измерению.

План является основой деятельности компаний всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечить согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации с учетом имеющегося ресурсного потенциала и создавать систему показателей для последующего контроля результатов. Все это означает, что планирование — это непрерывный процесс изучения новых путей развития организации за счет выявленных условий: внутренних сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Основой процесса планирования при этом становится составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Соотношение точности прогнозной информации и отношения к риску лиц, принимающих решения, в значительной степени определяет выбор горизонта планирования.

Стратегия получает свое развитие и реализацию в процессе текущего и оперативного управления. Соответственно, стратегические планы составляют основу текущих и оперативных планов, с помощью которых организуется работа компании. Основной задачей собственно стратегического управления (функцией высшего звена руководства) является координация деятельности всех подразделений. Выполнение этой задачи подразумевает не только согласование усилий линейных подразделений всех иерархических уровней, но и координацию функций планирования в различных функциональных областях. Так, общие цели достижения определенных показателей объема продаж и прибыли должны быть конкретизированы в согласованных между собой планах в области маркетинга, производства, снабжения, финансирования, управления персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: