Тормоза западно-европейского типа со ступенчатым отпуском

На полигоне СКЖД встречаются два основных типа вагонов западно-европейского габарита РИЦ:

- старой постройки (выпускавшихся  до 1985 года заводом «Герлиц» в Германии);


- новой постройки Тверского вагоностроительного завода с участием фирмы «Сименс» Германия.

.


К старой постройке 1970-1980-х годов относятся вагоны СВ, которые имеют только пневматический тормоз типа «КЕ» немецкой фирмы «КНОРР-БРЕМЗЕ» полужесткого типа со ступенчатым отпуском и противоюзными устройствами. ЭПТ на таком вагоне отсутствует. Тормозная рычажная передача имеет раздельное потележечное торможение. По обеим бортам вагона имеется по две рукоятки: рукоятка включения-отключения тормоза и рукоятка переключателя режимов.

 

Рис. Рукоятка включения-отключения тормоза Рис. Рукоятка переключателя режимов

 

Управление таким тормозом имеет свои особенности, которые по принципу похожи на управление грузовым поездом с включенным горным режимом, у которого все процессы происходят очень быстро. При любом режиме воздухораспределителя возможно ступенчатое пневматическое торможение и ступенчатый отпуск. Подробно правила управления тормозами с такими вагонами описаны в пункте 60 приложении 3 правил 151.

При постановке таких вагонов в пассажирские поезда следующие со скоростью до 120 км/ч включительно, включается его режимный переключатель на «пассажирский» режим. Максимальное давление в ТЦ при полном служебном и экстренном торможении не будет превышать 2,5 кгс/см2, но тормозная сила при этом за счет передаточного числа ТРП будет соответствовать необходимому тормозному нажатию отечественного пассажирского вагона, у которого давление в ТЦ 4,0 кгс/см2.

Если пассажирский поезд следует со скоростью более 120 км/ч, то режимный переключатель включается на «Пассажирский скоростной режим». Этот режим имеет двухступенчатое экстренное торможение. Если экстренное торможение произошло при скорости более 120 км/ч, то ТЦ наполнятся воздухом с давлением 3,8-4,0 кгс/см2, при котором тормозное нажатие будет как у отечественного вагона при давлении 6,8-7,0 кгс/см2. После понижения скорости до 80 км/ч, давление в ТЦ снизится до 2,5 кгс/см2.

При постановке вагона в грузовой поезд, следующий на горном режиме, его тормоз включается на «грузовой» режим, при котором воздухораспределитель «КЕ» вагона будет работать по правилам горного режима грузового поезда. Если вагон ставится в грузовой поезд, следующий на равнинном режиме, то тормоз вагона должен быть выключен, так как он не имеет бесступенчатого отпуска как на равнинном режиме.

Не допускается следование пассажирских поездов на ЭПТ, если в составе имеется вагон описанного типа с включенными тормозами, так как его тормоза для полного отпуска требуют завышения давления выше зарядного.

Если в составе пассажирского поезда имеется вагон габарита «РИЦ» со ступенчатым отпуском и тормоз его отключен, то допускается следование со скоростью не более 120 км/ч при условии: что тормозное нажатие поезда соответствует установленным нормам; что это не один из двух последних вагонов; и что вагон оборудован пролетной трубкой ЭПТ.


На вагонах такого типа имеется манометр в тамбуре проводника и поводок для принудительного отпуска тормозов. Кроме того, имеется манометр над переключателем режимов с кнопкой. Эта кнопка служит для имитации второй ступени экстренного торможения во время настройки и проверки тормозного оборудования вагона.

Для отключения тормоза вагона габарита РИЦ старого типа необходимо рычаг включения-отключения тормоза установить в положение

Рис. Работа стоп-крана на вагоне габарита РИЦ старого образца

«Отключено» (на любом из бортов), а затем с помощью поводка выпустить воздух из рабочей камеры воздухораспределителя. По одному из манометров вагона убедиться в отсутствии давления в ТЦ и проверить отход тормозных колодок от поверхности катания колес.

Стоп-кран на вагоне только один, который находится в специальном закрытом ящике тамбура проводника. К его фиксатору подходит тросик, который тянется по всему вагону, и к которому во всех купе прикреплены рукоятки. В случае, если кто-то из пассажиров или проводник потянет за рукоятку, тросик натянется и снимет защелку с фиксатора (как на канистре). Тогда сжатый воздух из ТМ откинет крышку и ТМ разрядится в атмосферу. Для восстановления стоп-крана проводник должен специальным ключом вскрыть ящик стоп-крана, при разряженной ТМ закрыть крышку и поставить на защелку фиксатор.

Современные вагоны габарита «РИЦ» с дисковыми тормозами типа ________ имеют пневматический тормоз со ступенчатым отпуском типа «КЕ» немецкой фирмы «КНОРР-БРЕМЗЕ», а также блок отечественных воздухораспределителей: пневматический №242 и электропневматический №305. При эксплуатации вагона на колее 1435 мм используется тормоз «КЕ» в соответствии с европейскими нормативами по управлению тормозами, а при эксплуатации на колее 1520 мм используется блок отечественных воздухораспределителей с использованием ЭПТ и соблюдением традиционных правил по управлению пассажирскими тормозами.

Любой вагон габарита «РИЦ» по обоим концам имеет по четыре соединительных рукава с разобщительными кранами. Средние два рукава соединены с ТМ. При этом, один из рукавов с головкой ЭПТ, а другой без нее. При прицепке локомотива к составу, если предстоит следовать на ЭПТ, то необходимо подключаться к рукаву с головкой ЭПТ. Если же предстоит следовать на пневматических тормозах, то можно подключаться к любому из средних рукавов. Крайние рукава служат для подводу воздуха к системе открытия-закрытия дверей отдельных типов вагонов, которые могут быть поставлены в поезд при следовании по колее 1435 мм. Соединить рукава локомотива ОАО «РЖД» с этими рукавами невозможно, так как их головки представляют зеркальное отображение от головок локомотива.

 

Тормоз «КЕ» устанавливается в специальном закрытом подвагонном ящике, где имеются два разобщительных краника: для отключения ТЦ 1-й тележки и для отключения ТЦ 2-й тележки. Краники имеют атмосферные отверстия, через которые при отключении ТЦ воздух выходит в атмосферу.

Блок пассажирских воздухораспределителей устанавливается на противоположной стороне вагона напротив в соседнем ящике. Питательные резервуары у них общие.

 

 

По обеим бортам вагона имеется два одинаковых щита тормозного оборудования, на которых имеются:

- Включения-отключения тормоза, которая воздействует на все виды пневматических и электропневматических тормозов;

- Рукоятка переключателя режимов, которая имеет три положения: «Тормоз западно-европейского типа габарита «РИЦ»; «Тормоз ОАО «РЖД»; Магнитно-рельсовый скоростной тормоз МРТ (если такой имеется);

- Рукоятка принудительного отпуска тормозов западно-европейского габарита «РИЦ»;

- Рукоятка принудительного отпуска тормозов ОАО «РЖД»;

- Блинкеры заторможенности тележек (зеленый – «Тормоза отпущены», а красный с точкой – «Заторможено»);

- Манометр давления в ТЦ;

- Кнопка проверки противоюза и лампа «Авария противоюза»;

- Кнопка проверки магнитно-рельсового тормоза (МРТ) и лампа включенного состояния МРТ.

В случае неисправности тормоза одной тележки поездная бригада должна вскрыть подвагонный ящик тормоза «КЕ» и перекрыть соответствующий краник. Проверить отпуск тормоза соответствующей тележки по зеленому блинкеру.

В случае неисправности тормоза обеих тележек при следовании по путям «РЖД» необходимо выполнить следующие манипуляции на щите тормозного оборудования:

- Повернуть рукоятку включения-отключения тормоза в положение «Отключено»;

- Потянуть на себя рукоятку отпуска тормоза «РЖД» до полного выпуска воздуха из ТЦ по манометру и появления зеленых блинкеров.

 

 

В каждом купе вагона имеется стоп-кран, при открытии которого рукоятка становится на защелку и утопить ее невозможно. Закрыть стоп-кран может только проводник вагона с помощью специального ключа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: